Метод экологического права. Метод экологизации

Проблема метода правового регулирования в экологическом прав продолжает оставаться дискуссионной. В самом общем виде под методом правового регулирования понимается совокупность закрепленных в юридических нормах способов (приемов, средств) воздействия н поведение людей, участвующих в регулируемых правом общественных отношениях.

В настоящий момент в экологи­ческом праве действует два метода правового регулирования - импе­ративный и диспозитивный. Данные методы находятся и динамичном взаимодействии, и, несмотря па определенное доминирование импера­тивного метола, нельзя все же говорить о его однозначном господстве в регулировании экологических отношений. Значение императивного метода оправдано публичным характером экологических отношений, ролью и ответственностью государства за сохранение благоприятных условий жизни для населения.

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоот­ношений проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких правоотношениях государства в лице специально уполномо­ченных органов или органа местного самоуправления. В связи с этим стороны такого правоотношения находятся в неравном положении в отношениях власти и подчинения. Данный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах.

Во-первых, в установлении нормативов предельно допустимых концент­рации химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также нормативов допустимых физических воздействий. Эти нормативы являются обязательными для соблюдения субъектами экологических правоотношений, которым они адресованы.

Во-вторых, в лимитировании и лицензировании деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также размещением отходов производства и потребления.

В-третьих , в установлении обязательности проведения государственной экологической экспертизы, без положительного заключения которой не допускается осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

В-четвертых , в проведении государственного экологического контроля за хозяйственной деятельностью природопользователей, обязательностью к исполнению предписаний должностных лиц, его осуществляющих.

В-пятых , в установлении случаев обязательной экологической сертификации для обеспечения экологически безопасной) хозяйственной и иной деятельности на территории России.



В-шестых, установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответс­твенности за нарушение экологических норм и правил. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения. Главной задачей данного метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических правоотношений. Свое конкретное содержание он имеет, например, при осуществлении добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18 Закона об охране окружающей среды).

Под системой экологического права понимается научно обоснованная последовательность расположения эколого-правовых институтов норм в зависимости от их значимости, роли и содержания обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Правовой институт - это совокупность норм, призванных регулировать в рамках предмета данной отрасли права определенные, обладающие относительной самостоятельностью общественные отношения, также связанные с ним производные отношения.

Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых экологических отношений, составляют общую часть экологического права, куда входят следующие основные институты:

1. государственное и муниципальное управление охраной окружаю­щей среды;

2. нормирование качества окружающей среды;

3. экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

4. экологический контроль;

5. ответственность за нарушение экологического законодательства.

Особенная часть экологического права складывается из институтов и норм, определяющих требования к субъектам экологического права в определенных сферах деятельности или на определенных территориях, и включает:

1. экологические требования в процессе осуществления отдельных видов деятельности (сельскохозяйственной деятельности, энергетике, обороны и т.д.);

2. правовая охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях;

3. правовое положение особо охраняемых природных территорий;

4. правовое положение зон экологического бедствия;

5. правовая охрана отдельных видов природных объектов.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права. Однако всякое содержание имеет свои формы проявления.Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и правового статуса субъектов правоотношений.Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов.Установление обязательных предписаний составляет значительный удельный вес в экологическом праве, поскольку интересы природопользователей не всегда совпадают с экологическими интересами государства. Поэтому природопользователям устанавливаются точные обязанности по целевому использованию природных объектов.Установление запретов применяется в тех элементах природопользования, где происходит столкновение личных и общественных интересов и без правового вмешательства проблему нельзя решить. Обычно запреты бывают обеспечены к исполнению наличием ответственности за их нарушение.Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений.Рекомендации как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов экологических правоотношений выражаются в виде примерных правил, действуют наряду с локальными нормативными актами.Санкционирование как форма диспозитивного подхода выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих решений появится с момента утверждения их компетентным органом.Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении права принимать решения по определенному кругу вопросов.В заключение Ерофеев предлагает использовать следующую схему метода экологического права В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения. Более полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на основные природные ресурсы, что естественно обусловливало преимущественно административный способ управления ими. На него работали представления о естественном, "дармовом" происхождении природных благ, об отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование.

Понятие "исключительная" означало принадлежность природных ресурсов только государству. Природные ресурсы не могли быть в собственности кого-либо, кроме государства, а могли лишь передаваться им только в пользование, в аренду: распоряжение ими всегда оставалось прерогативой государства. Современникам могут быть видны как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода: можно было легче планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические инстинкты природопользователей; однако эти факторы не принесли ожидаемого эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение экономической оценкой природных ресурсов, безответственность, разорение.Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В таком контексте гражданское право, направленное на регулирование имущественных отношений, является антиподом противоположной формулы, провозглашенной в начале 20-х гг.: "Ничего частного мы не признаем, ничего частного для нас быть не может – для нас все общественное, публичное".В конце 80-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим. На этом пути сделано немало: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды, признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т. е. постепенно складывается экономический механизм охраны окружающей среды, введение материального интереса в ее сбережение.В то же время Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей (в отличие от предыдущих тридцати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юридических лиц), формируется (со взлетами и падениями) государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов – специфическая черта экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? В области экологии этот вопрос немаловажен.Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды. Поскольку ее состояние вызывает все большую озабоченность населения, а предписания по ее охране приобретают все большую социальную значимость, постольку государственно-властный и имущественно правовой методы будут диалектически и причудливо переплетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая, друг другу место в зависимости от состояния деградации окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.Административные методы охраны окружающей среды не чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отношений, признания условной незыблемости частной собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и настойчивее окружающая среда признается в них общенациональным благом, необходимым для выживания общества; в случаях коллизий между ним и собственником приоритет и предпочтение судами все чаще отдаются первому; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются государством для общественных нужд и общечеловеческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится незыблемым*.

Понятие, предмет, метод, принципы и система

Экологическое право является комплексной и самостоятельной отраслью российского права и состоит из ряда подотраслей: лесное право, горное право, природоохранное право, водное право и некоторые другие природоресурсные отрасли.

В теории права под предметом отрасли понимается определенная область общественных отношений. В научной, учебной литературе, действующем законодательстве в качестве предмета экологического права выделяются две группы общественных отношений:

1) общественные отношения по охране окружающей среды

2) общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления (МСУ), юридических и физических лиц, которая направлена на рациональное использование и воспроизведение природных ресурсов, а также на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Под рациональным использованием природных ресурсов понимается такая эксплуатация ресурсов, при которой возможно их воспроизводство и не допускаются необратимые последствия для окружающей среды в виде истощения, исчезновения отдельных природных ресурсов.

Необходимо разграничить предмет и объект .

Предмет – это всегда общественные отношения, а объект – это то, в отношении чего собственно и возникают выше названные отношения. Ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечисляет объекты экологического права: земля, недра, водные объекты, леса, животные, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.

Методы экологического права. В теории права под методом понимается совокупность приемов, способов, средств воздействия на определенную группу общественных отношений. В экологическом праве выделяют два основных правовых метода:

1) императивный

2) диспозитивный

3) некоторые выделяют и третий, довольно спорный метод экологизации

Императивный метод занимается установлением дозволения, запретов, предписаний и обеспечивает государственное принуждение к должному поведению. При реализации данного метода стороны находятся в неравном положении, так как с одной стороны всегда выступает государство, а с другой физическое или юридическое лицо. Императивный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах:

Экологическое нормирование

Экологическая экспертиза

Экологическое лицензирование

Экологическая сертификация

Государственный экологический контроль

Меры юридической ответственности

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, свободе договора и недопустимости произвольного вмешательства кого либо в частные дела. Данный метод проявляется в экологическом праве в двух формах:

1) В виде договоров . Договорная форма в последние годы получает все большее распространение в экологическом праве. Например, принятый недавно лесной кодекс, водный кодекс не предусматривают разрешения или лицензии, а закрепляют только определенные договоры.

2) Возмещение убытков . Применяется вне зависимости от привлечения виновного лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности. ФЗ «Об охране окружающей среды» конкретизирует положения гражданского кодекса и порядке и размерах возмещения вреда, причиненного природным ресурсам.

Метод экологизации заключается в проникновении экологических норм в другие отрасли законодательства. Так, например, согласно ст.209 ГК РФ, собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, если это не причиняет ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Принципы экологического права. В теории права под принципами понимаются руководящие идеи, основные положения, которые характеризуют сущность отрасли права и ее назначение в обществе. Принципы экологического права сформулированы в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». всего их насчитывается 23, основные это:

1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека – является основным принципом экологического права, берет свое начало из Конституции РФ.

2) принцип платности природопользования предусматривает, что любое использование является платным. Формы: налоги (земельный, водный, на добычу ископаемых), арендная плата (за использование земельных участков, леса), плата за негативное воздействие на окружающую среду.

3) принцип ответственности за нарушение экологического законодательства

4) принцип международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Система экологического права.

Под системой экологического права понимается совокупность институтов, которые расположены в определенной последовательности исходя из закономерностей экологического и природоресурсного законодательства.

Изучается в трех аспектах:

Как наука

Как отрасль права

Как учебная дисциплина

Система экологического права как отрасли права – все институты организованы в общую и особенную часть. В общую часть входят институты, которые в своем действии распространяются и на часть особенную. В особенную часть входят институты, имеющие узко целевое назначение (например, правовой режим недр, лесов).

Система экологического права как науки совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам, в частности, изучается история становления и развития экологического права, отдельных институтов, исследуются межотраслевые связи экологического права.

Система экологического права как учебной дисциплины совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется методике преподавания, способам уяснения теоретических и практических вопросов, знаниям норм права и практике их применения.

Таким образом, отрасль, наука и учебная дисциплина находятся в постоянной связи.

Источники экологического права

Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность.

Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые.

Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права.

По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России.

Среди источников экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления

В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты.

Право собственности на природные ресурсы

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На ряду с правом частной собственности на земли действующее водное законодательство (ст.40 Водного кодекса РФ) провозглашает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоёмами. Водным кодексом предусмотрено и право муниципальной собственности на водные объекты. Они могут принадлежать на праве собственности городским, сельским населениям и использоваться для муниципальных нужд.

На леса и земли лесного фонда, согласно ст.19 Лесного кодекса РФ, установлена только федеральная государственная собственность. На объекты животного мира и недра установлена федеральная государственная собственность субъектов РФ. В федеральной государственной собственности находятся: земли предназначенные для нужд обороны и безопасности, места расположения полезных ископаемых общефедерального значения, особо охраняемые природные территории (объекты) и другие природные ресурсы.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием

Управление охраной окружающей среды и природопользованием как институт экологического права представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных и муниципальных органов, управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление, оздоровление природной среды и экологической безопасности населения.

В системе управления охраны окружающей среды важное место занимают органы общей компетенции и специальные органы управления.

В соответствии с природоохранительным законодательством и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возлагаются следующие функции в области природоохранительной деятельности:

Реализация государственной политики в области экологии

Координация природоохранительной деятельности министерств, ведомств, учреждений

Принятие решений об организации особо охраняемых территорий

Руководство внешними связями в этой области и др.

Особая роль в управлении природоохранительной деятельности отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.

Заглавное положение в системе специальных органов отводится Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), поскольку на него возложено осуществление координаций деятельности всех специальных органов комитет возглавляет государственную службу экологического мониторинга. Он организует и проводит государственную экспертизу, формирует единую систему особо охраняемых природных территорий, и занимается разработкой единой государственной экологической политики. На комитет возложено ведение Красной книги исчезающих животных и растений.

К специальным органам относится Федеральный центр санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.

Среди важнейших направлений природоохранительной деятельности особое значение за последние годы приобрела функция организации и проведения экологической экспертизы. В основе проведения экологической экспертизы лежат принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной деятельности, обязательности и ее проведения до принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.

Обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат: проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к отрицательным последствиям, проекты нормативно-технических документов, регламентирующих деятельность хозяйственных организации, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. К числу обязательных относятся проекты комплексных целевых программ, проекты генеральных планов развития территорий, проекты схем развития отраслей и другие проекты.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет в себе нормы гражданского, уголовного, административного и иного законодательства.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения.

Это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека

За экологические правонарушения в настоящее время не редко применяются нетрадиционные виды юридической ответственности (лишение права природопользования, приостановление права природопользования, изъятие нерационально использованного земельного участка, ограничение права природопользования, восстановление своими силами и средствами нарушенного природного участка или экологически полезных функции (свойств) природной среды). Поэтому применения данных санкций в особом процессуальном порядке принято называть специальной (или эколого-правовой) ответственностью.

1. Понятие экологического права, история его развития и становления

Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

С точки зрения истории система правового регулирования взаимодействия общества и природы делится на четыре этапа:

1) гражданско-правовой;

2) земельный;

3) земельно-ресурсный;

4) экологический.

Основная роль в системе регулирования «общество – природа» всегда принадлежала земельному праву. В русском дореволюционном законодательстве земельное право не являлось самостоятельной областью права. Первоначально оно входило в состав гражданского права. Это обуславливалось тем, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

Декрет 1917 г. и последующие декреты Советского государства отменили частную собственность на землю. Земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Таким образом, земельные отношения вышли из гражданских и стали самостоятельной правовой областью.

В дальнейшем земельное право развивалось по пути дифференциации земельных отношений. Однако процессы дифференциации, свойственные правовым системам XX в., не вышли за рамки дозволенного, т. е. только государство являлось собственником земли, недр, воды, лесов.

Исторический процесс, который проходил в рамках административного социализма, привел к тому, что экологическое право стало представлять собой совокупность природоохранительного и природно-ресурсового права.

При распаде системы административного социализма и переходе к рыночной экономике произошла денационализация природных ресурсов, в результате чего вместо единой исключительной государственной собственности установилось несколько форм собственности на природные ресурсы. К таким формам относятся: право государственной, частной и муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы становятся объектами хозяйственного оборота. Постепенно из земельных отношений выделяются отношения, которые приобрели имущественный характер Метод правового регулирования становится гражданско-правовым, в основу которого положено равенство сторон.

В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:

1) отношения, имеющие волевой характер;

2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;

3) отношения, составляющие сферу действия эколого-правовых норм.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предмет экологического права отличается:

1) от природно-ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;

2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения

Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;

15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;

17) обращении с отходами производства и потребления;

18) установлении защитных и охранных зон;

19) приватизации и национализации имущества;

20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.

5. Специфические черты экологического права

Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.

Граждане имеют право:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

6. Источники экологического права

Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

7. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения

Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права. Основаниями возникновения юридических правоотношений являются юридические факты, которые подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения и т. п. Однако события не всегда выступают как чисто природные явления. Довольно часто они являются следствиями непродуманной человеческой деятельности.

Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей. Выделяют следующие виды поступков: позитивные; негативные.

Позитивное поведение человека в качестве участника экологических правоотношений – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:

1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;

2) охрана окружающей среды – экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. Первую группу составляют основания, происходящие по воле природопользователя; к ним относятся: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.

Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

2) решение суда, арбитражного суда;

3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.

Метод экологизации. направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам.

Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие: 1.1. закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от 17 . 12 . 1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»). 1.2. закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны. 1.3. закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны. 1.4.четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. 1.5. установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность. 2 .

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

«Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды»

В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов.. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного.. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического..

Loading...Loading...