Понятие правоотношений по социальному обеспечению и их виды. Виды правоотношений социального обеспечения

— это не просто совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами права, — это система, с присущими ей признаками — целостности, наличия компонентов и устойчивых связей между этими компонентами.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу предоставления материального обеспечения или услуг гражданам в случаях наступления социального риска и отношений, тесно связанные с ними (процедурные, процессуальные, социально — страховые).
Главным принципом классификации правоотношений является то, результатом реализации которой нормы права они выступают. В связи с этим различают материальные, процедурные и процессуальные правоотношения в области социального обеспечения.
Определяющее место занимают материальные правоотношения. Именно в них удовлетворяются социально — экономические потребности престарелых, нетрудоспособных, потребности в здравоохранении, поддержке материнства и детства.

Процедурные правоотношения имеют производный характер и выполняют обслуживающую миссию: способствуют реализации прав граждан в данной области.
Процессуальные правоотношения возникают, если есть спор о праве. Их смысл заключается в субъективном праве лица на возобновление нарушенного права и обязанности соответствующего государственного органа рассмотреть спор по существу и принять решение. Все эти правоотношения являются относительными (а не абсолютными), поскольку правами и обязанностями наделены обе их субъекты, по характеру действия субъектов социально — обеспечительных отношения является активным.
Все социально — обеспечительные правоотношения по своему экономическому содержанию являются распределительными, заключаются в удовлетворении потребностей за счет специально созданных фондов и бюджета.

Особенности социально обеспечительных правоотношений
1. Как правило, правоотношение имеют ВНЕДОГОВОРНЫЙ характер. Правовой статус субъектов, т.е. объем прав и обязанностей почти всегда определяется законом. Лицо (или семья) при соблюдении установленных законом требований имеет субъективное право на получение пенсии, пособия или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить. При этом границы этого обязательства определяются пределами требования, которая регламентирована в законе. В одностороннем порядке, или по соглашению сторон границы обязательства изменены быть не могут. В силу государственного характера социального обеспечения в нормах права устанавливается такая процедура предоставления пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, которая запрещает нецелевое использование средств внебюджетных или бюджетных средств. Эта особенность в той или иной степени пронизывает все нормы права социального обеспечения.
2. Персонификация социально — обеспечительных отношений. Объем права на социальное обеспечение конкретного лица обусловливается суммарным периодом его трудовой деятельности, размером его заработка, семейным положением, количеством иждивенцев.
3. Реализации материальных правоотношений предшествуют (или возникают одновременно) процедурные правоотношения. Процедурные правоотношения возникают в связи с установлением юридических фактов (продолжительность трудового стажа, установление группы инвалидности, установление факта нахождения на иждивении и др.), а также в связи с принятием решения о предоставлении или отказе в предоставлении определенного вида социального обеспечения. Процедурные правоотношения также являются относительными. Кроме того, это продолжающиеся правоотношения, прекращаются вместе с вынесением решения о наличии или отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Другие критерии классификации правоотношений по социальному обеспечению.

Наиболее традиционная и классификация по видам обеспечения:
— Пенсионное обеспечение
— По предоставлению пособий, льгот
— По социальному обслуживанию.

По сроку действия правоотношения бывают:
— Правоотношения, прекращаются однократным выполнением обязательств (все правоотношения по поводу выплаты единовременных пособий (при рождении ребенка, на погребение), правоотношения по поводу медицинской экспертизы временной нетрудоспособности, по поводу экспертизы частичной или полной потери трудоспособности и др.).
— Правоотношения, срок осуществления которых совершенно определенный (все виды правоотношений по поводу предоставления помощи семьям с детьми, помощи по уходу за ребенком до достижения нее 1,5 летнего возраста и др.).
— Правоотношения с относительно неопределенным сроком осуществления (правоотношения по социальному страхованию, подавляющее большинство пенсионных правоотношений).
Правоотношения по социальному обеспечению можно классифицировать по объекту, источником финансирования, социальными рисками и т.д.

Социально страховые правоотношения
Это отдельный вид социально обеспечительных правоотношений.
Это отношения в сфере обязательного социального страхования, то есть:
— Отношения по сбору и аккумуляции страховых взносов;
— Отношения по распределительной деятельности страховых фондов при определении вида и размера социальных выплат и социальных услуг.
— Отношения по организации социального страхования (управление социальным страхованием, распорядительная и надзорная деятельность).
Этим отношениям характерны определенные признаки финансовых или управленческих. Но они обеспечивают аккумуляцию целевых социальных средстве, которые исключительно направлены на финансирование социальных выплат или услуг лицам в случае наступления социального риска.

Субъекты социально обеспечительных правоотношений
Социально — обеспечительные правоотношения имеют простой субъектный состав, то есть их участниками являются две стороны, которые имеют права и обязанности. Уполномоченным стороной правоотношений являются физические лица, а обязанной стороной являются уполномоченные государством органы и учреждения.

Физические лица, как субъекты социально — обеспечительных отношений:
— Граждане Украины;
— Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины;
— Иностранцы и лица без гражданства, как и временно проживающих на территории Украины.
Нужно подчеркнуть, что инициатором материальных, процедурных или процессуальных социально — обеспечительных отношений являются граждане. Как субъект правоотношений физическое лицо характеризуется правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность означает право лица иметь права и обязанности. Под дееспособностью в праве социального обеспечения понимают способность лица своими действиями приобретать права на отдельные виды социального обеспечения, осуществлять права и исполнять обязанности, а также нести ответственность за неправомерное поведение. В праве социального обеспечения дееспособность характеризуется некоторыми особенностями. Зависимости от социальных рисков, которые определяют содержание дееспособности различают общих и специальных субъектов социально — обеспечительных отношений.
К общим субъектов относят тех физических лиц, дееспособность которых обусловлена общеобразовательных социальными (возраст, потеря трудоспособности) или профессиональными (несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание) социальными рисками.
В отдельных правоотношениях (обеспечение в случае потери кормильца) субъектом правоотношений может выступать семья.

К специальным субъектов относятся:
— Ветеранов войны;
— Ветеранов труда;
— Военнослужащих и членов их семей и ветераны военной службы;
— Жертв нацистских репрессий;
— Реабилитированных репрессированных граждан;
— Лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.
Правовой статус каждого определяется отдельным законодательным актом.

Второй стороной правоотношений по социальному обеспечению являются уполномоченные государственные органы и учреждения:
— Министерство труда и социальной политики;
— Областные и районные управления труда и социальной защиты населения;
— Социальные фонды;
— Учреждения здравоохранения;
— Территориальные центры социального обслуживания;
— Медико-социальная экспертная комиссия.

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг Дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Вопрос об объекте правоотношений в отечественной науке права социального обеспечения недостаточно раскрыт и изучен, поэтому и в учебной литературе объекты этих правоотношений мало раскрыты.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения, т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются наступление установленных законом юридических фактов и их составов (т.е. комплекса таких фактов).

Уже в процедурных правоотношениях устанавливается, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении проверяется и устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридическою факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь их основанием.

Из общей теории права известно, что юридические факты - это жизненные обстоятельства, бытовые факты, имеющие по закону определенное правовое последствие.

Юридические факты в социальном обеспечении - это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения. С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения по реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении - это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты - действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Юридические факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению. В обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на нее, и соответствующее пенсионное правоотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юридическим фактом будет требуемый законом стаж работы, а ныне - страховой стаж.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом - правоизменяющим, а в третьем - правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом - правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца - пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.

Есть или нет соответствующий юридический факт или все факты в сложном их составе, необходимые для данного права социального обеспечения, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг. Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.

План лекции:

6. Основания возникновения, изменения и прекращения разных видов пенсионных правоотношений

7. Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями и льготами

Целью данной темы является изучение правоотношений по социальному обеспечению. Понятие, классификация и основные виды правоотношений по социальному обеспечению.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Определить понятие правоотношений по социальному обеспечению.

Рассмотреть классификацию правоотношений по социальному обеспечению.

Определить виды правоотношений по социальному обеспечению.

Раскрыть сущность каждого вида правоотношений по содержанию

1. Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. И нет в реальной жизни государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности и нуждаемости без соответствующих правоотношений об этом.

Все правоотношения по социальному обеспечению - это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.

Как известно из курса теории права, всякое правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях предмета данной отрасли права.

Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Эти юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступления их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключение здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями, в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому оно не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями. Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях. Другие работники религиозных организаций (младший, обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.

Правоотношения по социальному обеспечению имеет претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его представлению у органа социального обеспечения.

Понятие правоотношения по социальному обеспечению - это научная абстракция, поскольку эти правоотношения в реальной жизни выступают всегда в конкретном их виде. Как же следует классифицировать все правоотношения по социальному обеспечению? И какие есть виды этих правоотношений?

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Можно также классифицировать их по формам социального обеспечения;

а) государственное социальное страхование;

б) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;

в) дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).

Этот вид классификации охватывает и субъективную классификацию по трудовой деятельности (военнослужащие, учащиеся, работники и т.п.).

Первые и вторые виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений. Эти виды будут раскрыты далее при освещении основных и процедурных правоотношений.

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуется действия ниже стоящего органа;

б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечения.

Основные материальные правоотношения, как верно указывает Е.Е. Мачульская, являются «ядром» всей системы правоотношений по социальному обеспечению.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

пенсионные;

по выплате пособий, социальных компенсаций;

по представлению социальных услуг.

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:

а) по старости;

б) за выслугу лет или военной службы;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) социальной.

Этим основным материальным пенсионным правоотношениям предшествуют и пять видов соответствующих процедурных правоотношений по установлению юридических факторов и их составов для права на данный вид пенсии и вынесению решения о ее назначении.

Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и сроком их выплаты следующим образом:

единовременного характера по выплате:

пособия при рождении ребенка;

пособия на погребение;

пособия нуждающемуся работнику на проезд для санитарно-курортного лечения;

пособия беременной женщине, вставшей в ранние сроки беременности на учет женской консультации;

периодические по выплате;

пособия по беременности и родам;

пособия по временной нетрудоспособности;

ежемесячные по выплате;

пособия пострадавшим от радиации;

пособий семьям на детей до 16-летнего возраста;

ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;

пособий по безработице и др., что будет раскрыто подробнее в разделе 7 данной главы.

Правоотношения по выплате разовых или ежемесячных социальных компенсаций нуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды:

а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоплачиваемого отпуска;

б) по компенсаций за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста;

в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам;

г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЕС и др. подробнее о них см. разделе II. Эти виды правоотношений по компенсациям появились лишь в последние годы.

Правоотношения по представлению социальных услуг также классифицируется по видам предоставляемых услуг (см. подробнее раздел 8 данной главы).

Для того чтобы охарактеризовать каждый вид правоотношения по социальному обеспечению, надо раскрыть его элементы, т.е. его субъекты, объект, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения, которые у каждого вида правоотношений существенно различаются.

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения). Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность к тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводееделиктоспособность субъектов трудового права). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права и социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспосоьны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии - соответствующий государственный или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по таковому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как и любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина вознивает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как тот и другое зависит от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т.д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санитарно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан - субъектов по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории КР, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане КР, на основании или закона или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на производстве КР, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения - это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектами с одной стороны гражданина, а по некоторым видам - семью. Так, в правоотношений по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья.

В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и представить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной зашиты населения. В правоотношениях по пенсиям военнослужащим по Закону КР и в процедурных и в пенсионных правоотношениях второй субъект один и тот же - пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ГКНБ соответственно).

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (или иные) органы социальной зашиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице);органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находится детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, СБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санитарно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечение соответствии с главным образам коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающие факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными, правоохранительными, правовосстановительными органами.

3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Объектом правоотношения по социальному обеспечению являются конкретные социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получение какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Все субъекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получения. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношениях. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной не трудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Вопрос об объекте правоотношений в отечественной науке права социального обеспечения недостаточно раскрыт и изучен, поэтому и в учебной литературе объекты этих правоотношений мало раскрыты.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуг соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения, т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Уже в процедурных правоотношениях исследуется, существует или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь основанием этого.

Из общей теории права известно, что юридические факты - это жизненные обстоятельства, факты, закрепленные законом как имеющие определенное правовое последствие.

Юридические факты в социальном обеспечении - это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении - это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты - действие субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Юридические факты, как нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению. Профессор В.С. Андреев, являющийся основоположником научного обоснования данной отрасли и автором первого учебника в нашей стране по праву социального обеспечения, все юридические факты по социальному обеспечению разделил по их значению в возникновении конкретного права на определенный вид социального обеспечения и в правоотношении о его реализации при сложном их составе на собственно юридический факт (который мы называем основным, определяющим вид права и соответствующий ему вид правоотношения) и на другие юридические значимые факты, когда они требуются в юридических составах для пенсионного обеспечения. Мы, как указывалось, предпочитаем основной, определяющий юридический факт так и его называть, а не собственно юридическим фактом. Так, в обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на нее и соответствующее пенсионное правоотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юридическим фактом будет требуемый законом стаж работы.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом - правоизменяющим, а третьем - правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом - правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца - пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.

Есть или нет соответствующего юридического факта или всех фактов в сложном их составе данного права социального обеспечения, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг.

Пенсионное правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом возникновения.

4. Соотношение правоотношений и норм права социального обеспечения. Содержание правоотношений по социальному обеспечению

Соотношение норм права и правоотношений по социальному обеспечению самое прямое, так как никакие правоотношения, в том числе и процессуальные, не могут возникать без применения норм права социального обеспечения. Все нормы права социального обеспечения существуют и действуют лишь в правоотношениях по данному обеспечению. И нет этих правоотношений без норм права социального обеспечения. Такова их прямая связь. Нормы права социального обеспечения являются определенным эталоном поведения субъектов правоотношений по социальному обеспечению, поскольку именно они определяют права и обязанности субъектов , т.е. само содержание данного правоотношения. Оба субъекта правоотношения должны действовать в их юридической связи в соответствии с нормами права социального обеспечения. Эта их юридическая связь не договорная, как, например, в трудовых правоотношениях, а прямо предусмотренная и урегулированная нормами права социального обеспечения.

Указанные нормы права принимаются в основном централизованным способом и лишь в некоторых случаях дополняются локальными, коллективно-договорными нормами. Такое соотношение норм права социального обеспечения и правоотношений о нем прямо предусмотрено в законодательстве.

Нормы права социального обеспечения являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных отношений по материальному обеспечению нетрудоспособных, социальной помощи семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам, медицинскому и иному социальному обслуживанию граждан. Возникающие соответствующие правоотношения по социальному обеспечению направлены на материальное и культурно-бытовое обеспечение нетрудоспособных, безработных и их семей, вынужденных переселенцев, беженцев, на медицинское и санитарно-курортное обслуживание всех граждан КР.

Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле (или по воле представителя интересов недееспособного гражданина). Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотношении. Даже всеобщее право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в Конституции КР и являющееся одним из важнейших компонентов социального обеспечения, существуя в рамках правоотношений граждан с государством (по конституционному праву), реализуется в правоотношениях граждан с медицинскими органами.

Реализация каждого вида права граждан на социальное обеспечение осуществляется путем свободного волеизъявления на это гражданина, обращающегося в соответствующий орган, с которым у него и возникает правоотношение об этом. При этом, как верно отмечал профессор М.А. Гурвич, весь смысл субъективного права на собственное волеизъявление заключается в том, что при его проявлении наступает правовой результат для другого обязанного лица (в наших правоотношениях - органа), «связанного» этой обязанностью независимо от его воли.

Правомочие на реализацию соответствующего права по конкретному виду социального обеспечения в правоотношении, как правило, длится не постоянно (исключение - по пенсии по старости), а в течение определенного законом срока. Так, инвалид II группы, не прошедший очередной по закону медицинский осмотр в медико-социальной комисии, теряет правомочие на пенсию по инвалидности, а его пенсионное правоотношение может прекратиться (если ему не установлена II группа по жизненно).

Субъективные же права и обязанности субъектов правоотношений по социальному обеспечению, как ранее указывалось, составляют содержание правоотношения, с этим правоотношением они возникают и с ним же прекращается.

Таким образом, содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в правоотношениях по спорам еще и нормами процессуально-административного или гражданско-процессуального права.

Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанности по их реализации - у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права и обязанности в этой юридической связи.

Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления права его на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта - соответствующего органа - провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

5. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, объект и содержание

Пенсионное правоотношение - это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

6. Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями и льготами

Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами - это урегулированное нормами права социально-обеспечительного характера отношения граждан и семей, имеющих детей, с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации и изъявившие желание это право реализовать, обязаны предоставить соответствующие документы, доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, обязан его в определенном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам - документально обеспечить пользование ими.

8. Правоотношения по предоставлению социальных услуг в натуральном виде

Правоотношения по обеспечению социальными услугами: представляет собой установленную в законе - деятельность специальных организаций по предоставлению различного рода социальных услуг бесплатно или безэквивалентно в соответствии с установленными государственными стандартами по социальной адаптации и реабилитации для лиц, находящихся по не зависящим от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность, и которую они не могут преодолеть самостоятельно (или с помощью лиц, обязанных по закону их содержать).

9. Понятие и виды процедурных правоотношений по социальному обеспечению. Их субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения

Процедурное правоотношение по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения отношение гражданина, семьи с органом, устанавливающим право гражданина на определенный вид обеспечения или юридические факты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившийся в данный орган, обязан представить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обязан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или отказать в этом (когда не установит такого права).

10. Понятие и виды процессуальных правоотношений по социальному обеспечению. Их субъекты, объекты, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения

Процессуальным правоотношениями по социальному обеспечению называются урегулированные нормами гражданско-процессуального или административно-процессуального права отношения гражданина (семьи) с юрисдикционными органами по вопросу социального обеспечения.

Контрольные вопросы

1. Что такое правоотношения по социальному обеспечению?

2. Как можно классифицировать правоотношения в области социального обеспечения?

З. Какие виды правоотношений по социальному обеспечению вы можете назвать?

4. В чем заключаются особенности юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих правоотношения по социальному обеспечению?

5. Кто может быть субъектом правоотношений по социальному обеспечению?

6. Из каких элементов складывается правосубъектность физических лиц?

7. С какого возраста возникает общая и спёциальная правоспособность физических лиц в сфере социального обеспечения?

8. Когда возникает дееспособность физических лиц в сфере социального обеспечения?

9. Что такое объект правоотношения? Сформулируйте определения пенсии, пособия и услуги.

10. Что понимают под содержанием материальных и процедурных и процессуальных правоотношений?

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное материальное благо , по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.).

В последние годы в литературе высказана и иная точка зрения. В частности, М.В.Лушникова и А.М.Лушников считают, что основным признаком социально-обеспечительных отношений является его особый предмет – социальные блага, которые объединяют как материальные, так и нематериальные блага. Нематериальные блага в комплексе с материальными социальными благами направлены на реализацию адаптационной (реабилитационно-интеграционной) функции права социального обеспечения, а равно защиту человеческого достоинства. Речь идет о восстановлении социального статуса лица. В первом случае нематериальные социальные блага выражаются в обеспечении условий для социальной реабилитации, адаптации человека, его интеграции в общество, обеспечивают право на защиту от социального отторжения. Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Авторы уточняют, что нематериальные социальные блага сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). В их число они включают и социальные льготы (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М: Юстицинформ, 2008. С.498-502.) .

«Материальные социально-обеспечительные блага (пенсии, пособия и т.д.) призваны компенсировать, восстановить имущественную сферу жизнедеятельности лица, его материальное положение, нематериальные социально-обеспечительные блага – неимущественную социальную сферу, т.е. обеспечивают условия восстановления социального статуса лица» (Там же. С.502.).

Однако с такой позицией трудно согласиться. В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др. Они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и другие личные неимущественные права закреплены в Конституции РФ и составляют основу правового статуса личности. Но для реализации этих прав необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Этому способствуют конституционные гарантии, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты, в частности, право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.

В материальных правоотношениях по социальному обеспечению создаются условия для свободного осуществления права каждого человека на жизнь, здоровье и достоинство личности, Но объектом этих правоотношений являются именно материальные блага. Очевидно, что в современных условиях преждевременно говорить о наличии в нашей стране адекватных условий для достойной жизни, поскольку ничто так не унижает человеческое достоинство как крайне низкие размеры трудовых пенсий, не достигающие величины прожиточного минимума пенсионера. Никакие социально-педагогические, социально-психологические и другие услуги, являющиеся по своей социально-экономической сути материальными благами, не могут этого компенсировать, а тем более восстановить социальный статус лица, пострадавшего от социального риска. Кроме того, социальный статус лица, т.е. его положение в обществе определяется материальными условиями его жизни, которые прямо зависят от наличия собственности и рода занятий (работа по найму, индивидуальная предпринимательская деятельность, государственная служба и т.п.).

В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.

Пенсия – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пенсии за выслугу лет; социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Федеральных законах от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.)

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические.

Система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы были введены пособия по безработице; малоимущим предоставляются социальные пособия и т.п.

Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки.

Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услу г. Услуга – это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.

Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам. Виды услуг могут быть самыми разными: 1) полезные действия (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.); 2) натуральное содержание (детей – в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства,- в домах ночного пребывания и пр.).

Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия льгот. Обобщение различных высказываний позволяет предложить следующую формулировку. Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ действовавшая система льгот была реформирована. Преобразования состояли главным образом в перераспределении обязанностей по финансированию льгот между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В результате произошло разделение получателей льгот на «федеральных и региональных льготников», которое вызвало их резкое недовольство среди населения, а также критику со стороны специалистов.

Кроме того, прежние льготы были фактически разделены на две группы. В первую группу вошли льготы материального (например, по оплате жилья и коммунальных услуг) и организационного характера (например, преимущественные права на некоторые виды социальных услуг). Вторая группа льгот была заменена денежной компенсацией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая далеко не эквивалентна их реальной стоимости.

В ряде нормативных правовых актов термин «льготы» заменен понятием «меры социальной поддержки», что отнюдь не одно и то же.

По мнению М.В.Филипповой, социальные льготы предоставляются в тех случаях, когда «реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя…А это означает, что льгота может иметь только организационный характер, направленный на облегчение доступа к социальному благу, процедуры реализации права на социальное обеспечение» (Филиппова М.В. Право социального обеспечения России. Учебник. М: Юристъ, 2006. С.411-412.) .

Однако с такой позицией нельзя согласиться, поскольку законодательство устанавливает как организационные, так и материальные льготы (например, скидки для инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг).

Объект правоотношения по социальному обеспечению – конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и др.) объектом является требуемое поведение участников правоотношений, т.е. юридическое действие (действия) по установлению права на конкретный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта. Так, территориальный орган ПФР принимает у гражданина заявление о назначении ему пенсии и документы, подтверждающие право на пенсионное обеспечение, затем осуществляет расчет размера пенсии. Другой пример. Тот же территориальный орган ПФР осуществляет действия по сбору доказательств трудового стажа гражданина с помощью свидетельских показаний. В основных материальных отношениях объектом выступает имеющее денежную оценку материальное благо (деньги, услуги, товары), т.е. получение материального обеспечения деньгами или в натуральном виде. Так, родственникам умершего пенсионера территориальным органом ПФР выплачивается пособие на погребение. Детям из малообеспеченных семей предоставляется в школах бесплатное питание, приобретаются одежда и обувь. В процессуальных отношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права. Например, принятие судом решения по исковому заявлению территориального органа ПФР о взыскании с гражданина излишне выплаченных ему сумм пенсии.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Вопрос об объекте правоотношений в отечественной науке права социального обеспечения недостаточно раскрыт и изучен, поэтому и в учебной литературе объекты этих правоотношений мало раскрыты.

Ключевые слова и термины:

Правоотношения по социальному обеспечению, структура правоот-ношений по социальному обеспечению, субъекты правоотношений по социальному обеспечению, объекты правоотношений по социальному обеспечению.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте понятие правоотношений.
  2. Что такое правоотношения по социальному обеспечению?
  3. Перечислите виды правоотношений по социальному обеспечению.
  4. Охарактеризуйте каждый вид правоотношений по социальному обеспечению.
  5. Дайте понятие субъектов правоотношений по социальному обеспечению.
  6. Назовите субъекты правоотношений по социальному обеспечению.
  7. Используя знания, полученные при изучении теории государства и права, объяс-ните, что такое правоспособность.
  8. Используя знания, полученные при изучении теории государства и права, объяс-ните, что такое дееспособность.
  9. Используя знания, полученные при изучении теории государства и права, объяс-ните, что такое деликтоспособность.
  10. Что такое специальная правосубъектность в праве социального обеспечения?
  11. Дайте понятие объектов правоотношений по социальному обеспечению.
  12. Назовите объекты материальных правоотношений по социальному обеспечению.
  13. Назовите объекты процедурных правоотношений по социальному обеспечению.
  14. Назовите объекты процессуальных правоотношений по социальному обеспечению.

ЛЕКЦИЯ 5

Программные вопросы для изучения:

Основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений

По социальному обеспечению

Основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются юридические факты или их составы, т.е. комплекс таких фактов. По каждому виду правоотношения сложный состав возникновения имеет разные юридические факты в разном их количестве. С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения по реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении – это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.д.). Их называют социальными рисками. Так, факт смерти гражданина-пенсионера, подтвержденный выданным органом ЗАГСа свидетельством о смерти, служит основанием прекращения выплаты пенсии данному гражданину. Но в процедурных и процессуальных правоотношениях в качестве юридических фактов выступают действия субъектов по назначению пенсий, пособий, услуг, компенсаций и действия по разрешению споров. Например, уволенный с работы гражданин обратился в орган занятости населения с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного, или вышестоящий орган занятости принял решение по жалобе гражданина о необоснованном сокращении размера пособия по безработице.

Юридические факты, как и нормы права, и правосубъектность являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношения по социальному обеспечению. Так, обладающий правоспособностью и дееспособностью гражданин достиг пенсионного возраста и обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ему пенсии. Другой пример. Семнадцатилетнему гражданину, признанному инвалидом и обратившемуся в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ему социальной пенсии по инвалидности, будет отказано в принятии данного заявления, т.к. он обладает лишь частичной дееспособностью.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом – правоизменяющим, а в третьем – правопрекращающим. В одном правоотношении он может быть основным правообразующим, а в другом – правопрекращающим фактом. Так, смерть кормильца-пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым). Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению. Наличие или отсутствие соответствующего юридического факта (фактов), необходимого для конкретного материального правоотношения по социальному обеспечению, устанавливается в ходе процедурных правоотношений по назначению соответствующих видов социального обеспечения.

Соотношение норм права и правоотношений по социальному обеспечению самое прямое, т.к. все правоотношения – и материальные, и процедурные, и процессуальные - возникают только при применении норм права социального обеспечения. Все нормы права социального обеспечения существуют и действуют только в правоотношениях по данному обеспечению. И нет этих правоотношений без норм права социального обеспечения. Такова их прямая связь. Нормы права социального обеспечения – это определенный эталон поведения субъектов правоотношений по социальному обеспечению, т.к. именно они определяют права и обязанности субъектов, т.е. само содержание данного правоотношения.

Итак, содержание правоотношения по социальному обеспечению (субъективные права и обязанности субъектов) определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам – еще и нормами административно-процессуального или гражданско-процессуального права. Оба субъекта правоотношения должны действовать в их юридической связи в соответствии с нормами права социального обеспечения. Их юридическая связь является не договорной, как, например, в трудовых правоотношениях, а прямо предусмотренной и урегулированной нормами права социального обеспечения. Данные нормы права принимаются в основном централизованным способом и лишь в ряде случаев дополняются локальными, коллективно-договорными нормами. Такое соотношение норм права социального обеспечения и правоотношений сферы данной отрасли права прямо предусмотрено в законодательстве. Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, т.к. граждане вступают в них, как правило, по своей воле (или по воле представителя интересов недееспособного гражданина.

Содержанием основного материального правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) требовать предоставления ему пенсии, пособия, компенсации, услуги и обязанность соответствующего органа предоставить данный вид обеспечения в установленном размере. Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов, установления его права на определенный вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность соответствующего органа провести эту процедуру и назначить данный вид обеспечения. Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению юрисдикционным органом решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение либо об отказе в этом при отсутствии правонарушения.

Ключевые слова и термины:

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое содержание правоотношений?
  2. Назовите содержание материальных правоотношений по социальному обеспе-чению.
  3. Назовите содержание процессуальных правоотношений по социальному обеспе-чению.
  4. Назовите содержание процедурных правоотношений по социальному обеспечению.
  5. Назовите основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.
  6. Назовите предпосылки возникновения правоотношений по социальному обеспе-чению.
  7. Какие юридические факты в первую очередь служат основаниями возникновения правоотношений по социальному обеспечению?
  8. Как в праве социального обеспечения обычно называются события, служащие ос-нованиями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социаль-ному обеспечению?

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Loading...Loading...