Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения. Исправительные работы как вид уголовного наказания

исправительный работа наказание исполнение

Наказание в виде исправительных работ может быть назначено приговором суда первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке. Кроме того, исправительные работы могут быть назначены в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием в соответствии со ст. 70 УК КР, в связи с заменой штрафа исправительными работами в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в порядке ч. 5 ст. 44 УК КР, в связи с назначением исправительных работ вместо более строгого наказания женщинам, имеющим малолетних детей, в порядке ч. 3 ст. 72 УК КР либо в порядке помилования или амнистии.

Исполнение приговора суда, в соответствии с которым лицо обязано отбывать наказание в виде исправительных работ, возложено на уголовно-исполнительную инспекцию.

Обращение к исполнению приговора, определения или постановления возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в силе, прилагается справка о вступлении приговора в законную силу.

Исполнение наказания в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении приговора и копий приговора, определения, постановления суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Персональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержаний из заработной платы, своевременным снятием с учета по основаниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими наказание установлено четыре основных вида их персонального учета:

Оперативный учет - осужденные, в отношении которых исполняется наказание. Это касается основной массы лиц, отбывание наказания которыми осуществляется нормально.

Предварительный учет - лица, которые не работают. К их числу относятся не поступившие на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет; уволенные с места прежней работы и не поступившие на новую работу в течение такого же срока; не работающие без уважительных причин, а также лица, в отношении которых осуществляются первоначальные действия с целью розыска.

Контрольный учет - лица, не работающие или уволенные с работы - до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания наказания; выехавшие на территорию, обслуживаемую другой инспекцией, до получения подтверждения о прибытии направленного туда личного дела; лица, находящиеся под стражей в порядке меры пресечения по другому делу, а также отбывающие арест или исправительные работы в качестве мер административного воздействия; осужденные, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора; лица, направленные на медицинское освидетельствование для определения трудоспособности или наличия хронической душевной или иной тяжкой болезни, а также признанные нетрудоспособными, инвалидами I или II групп, страдающие хронической душевной или иной тяжкой болезнью, в отношении которых в суд направлены представления о замене наказания более мягким (ч.2 ст. 145 УИК КР) или об освобождении от наказания (ст. 71 УК КР, части 5 и 6 ст. 145 УИК КР).

Учет разыскиваемых (скрывшихся) лиц - лица, материалы в отношении которых переданы в аппараты уголовного розыска в связи с тем, что первоначальные розыскные действия, проводившиеся инспекцией, к успеху не привели.

Одной из важнейших обязанностей инспекций является контроль за трудоустройством осужденного. Если он работает, инспекция уточняет место работы и в течение 15 дней направляет туда копию приговора и предписание о его исполнении. Если будет установлено, что осужденный не работает, ему предлагается устроиться на работу самостоятельно или с помощью государственной службы занятости.

Администрации организации по месту работы осужденного сообщается об установленном порядке и условиях отбывания наказания в виде исправительных работ. Она информируется об обязанностях по удержанию части заработной платы, перечислению удержанных сумм, применению других установленных правоограничений, о необходимости проведения с осужденным воспитательной работы и обязательности сообщения в инспекцию о наложенных на осужденного взысканиях и поощрениях, об увольнении по установленным законом основаниям.

Во время отбывания наказания осужденный продолжает работать на той же должности. Перевод этих лиц и их увольнение (кроме увольнения по собственному желанию) могут производиться на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.

Осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности. Однако они не вправе учиться с отрывом от работы или не работать вообще.

Течение срока отбывания наказания начинается со дня получения организацией, где работает осужденный, предписания инспекции и приговора суда. С этого дня из заработной платы осужденного должны производиться удержания. Если он в момент получения предписания находится в отпуске, началом срока отбывания наказания будет день, когда он приступил к работе и из его заработка начали производить удержания.

При исчислении срока отбывания наказания следует иметь в виду, что осужденный должен отработать в течение месяца не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц в соответствии с установленным графиком работы. Если он проработал в данном месяце большее количество рабочих дней, то все равно в срок отбывания наказания засчитывается один месяц, но удержания из заработка за излишне проработанные дни не производится. Поэтому отбыть исправительные работы досрочно не представляется возможным. Если же отработанное количество рабочих дней меньше установленного и нет оснований для включения недостающих дней в срок наказания, то этот срок продляется до полного отбытия наказания. Поэтому фактический календарный срок может превышать назначенный судом срок наказания.

Какое же время засчитывается в срок отбывания наказания в виде исправительных работ, кроме тех дней, когда осужденный работал и из его заработка производились удержания? Прежде всего, засчитываются дни, когда он не работал по уважительным причинам и получал заработную плату. Это касается времени отпуска - основною и дополнительного, исполнения государственных или общественных обязанностей (например, обязанностей свидетеля, вызванного к следователю или в суд), периода болезни, ухода за больным. Засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Естественно, что все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Время, проведенное под стражей по данному делу, засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением, а также время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ либо время заключения под стражу в порядке меры пресечения по другому делу.

Что касается отпуска по беременности и родам, то представление соответствующего медицинского документа является основанием для постановки перед судом вопроса о предоставлении осужденной отсрочки отбывания наказания в порядке ст. 72 УК. При длительной (свыше четырех месяцев) болезни осужденного уголовно-исполнительная инспекция направляет представление в суд о предоставлении ему отсрочки исполнения приговора в соответствии со ст. 362 УПК КР или об освобождении от наказания.

Одна из важных функций инспекций заключается в контроле за правильностью удержаний. Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда и не носящих характера единовременного поощрения, но только по основному месту работы. Не имеют значения периодичность выплаты премий и источники финансирования. Из суммы заработка не исключаются налоги и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осужденному по исполнительным документам. В отличие от ранее действовавшего законодательства, если осужденный работает по совместительству на нескольких работах, удержание производится только из заработной платы по основному месту работы. Указанные в приговоре удержания производятся, независимо от наличия претензий по исполнительным документам, за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанное время.

Удержания не должны производиться из пенсий и пособии, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат, в том числе премий, единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не являющихся заработной платой.

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде (рабочие сельскохозяйственных предприятий, члены некоторых кооперативов), удержания производятся с учетом натуральной части заработной платы.

В последнее время возник вопрос об определении заработка лиц, работающих в различных коммерческих структурах, где зарплата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т.п. Общее правило заключается в том, что должен учитываться весь доход, полученный по основной работе за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

Работники инспекций обязаны ежемесячно проверять поступление удержаний по учетным карточкам, принимая меры к взысканию в случае задержки. Суммы, излишне удержанные по разным основаниям (условно-досрочное освобождение, помилование, пересмотр приговора и т.п.), возвращаются. Часть 2 ст. 39-5 УИК КР установила правило, в соответствии с которым уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний в случае ухудшения материального положения (длительная болезнь близкого родственника, рождение ребенка, стихийное бедствие, например, пожар, причинившее материальный ущерб осужденному и его семье). Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Исправительные работы представляют собой вид наказания, который назначается судом виновному за совершенное злодеяние. В данном случае человек должен принудительно трудиться, а часть его заработка будет отходить в доход государства. Исполнением наказания в виде исправительных работ занимаются специализированные инспекции, находящиеся в том населенном пункте, где проживает осужденный. Минимальный срок такого наказания составляет два месяца, а максимальный - два года. Более подробно об этом будет написано в настоящей статье.

Главное

Многие граждане знают о том, что существует такой вид наказания, как исправительные работы. Основной его целью является перевоспитание осужденных без реальной изоляции от общества. Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляется виновным по месту его трудовой деятельности. Об этом гласит закон. В том случае, если виновный нигде не трудоустроен, органы самоуправления по согласованию с уголовной инспекцией самостоятельно выбирают место, где будет принудительно работать осужденный, но только в районе проживания последнего.

Из зарплаты лица, отбывающего наказание, производятся денежные удержания в доход государства. Это сумма может составлять от 5 до 20 процентов. Она прописывается в приговоре суда.

Период времени, в течение которого будет длиться исполнение наказания в виде исправительных работ, может составлять от 2-х месяцев и до двух лет.

Что важно знать

В том случае, если человек уклоняется от отбывания наказания в виде исправительно-трудовых работ, суд может заменить его на принудительные работы либо на тюремное заключение. Данные действия осуществляются органом власти только по заявлению уголовной инспекции, которая ведет учет таких осужденных.

Если происходит замена исправительного труда на принудительные работы, то срок отбытия наказания исчисляется один день за 1 день. Об этом написано в статье 50 кодекса о злодеяниях. Если суд заменяет исполнительные работы на изоляцию от общества, то время отбывания наказания рассчитывается так, что один день в местах заключения приравнивается к трем дням исполнительного труда.

Действия инспекции

В первую очередь указанный орган должен поставить осужденного на учет и контролировать исполнение наказания в виде исправительных работ. В том случае, если виновный человек нигде не трудоустроен, органы местного самоуправления должны направить его для осуществления принудительной служебной деятельности на любое предприятие. При этом администрация должна согласовать данный вопрос с уголовной инспекцией.

Работы, направленные на исправление осужденного, должны осуществляться им только по месту проживания.

Сроки

Виновные направляются уголовной инспекцией на исправительные работы по основному месту работы не позднее тридцати дней после того, как в данный орган власти поступит соответствующее распоряжение суда с копией приговора. Сроки должны быть твердо соблюдены.

Работы, которые будут принудительно исполнять осужденные, не могут быть меньше двух месяцев и больше 2-х лет. Об этом гласит закон. Они назначаются в виде основного наказания и только в том случае, если на это указывает статья особенной части кодекса о злодеяниях, по которой был осужден виновный.

Пример

Мужчина длительное время не платил по решению суда денежные средства своей жене на содержание их общего ребенка. Дознавателем было возбуждено уголовное дело. На суде мужчина свою вину признал, а также пояснил, что не платил алименты потому, что не работает и часто выпивает. Орган власти признал его виновным и назначил ему в качестве наказания исправительные работы на срок пять месяцев. Более того, из его заработка должны быть удержаны семь процентов в доход государства, а с остальной суммы также уплачена задолженность по алиментам.

По согласованию между местной администрацией и уголовной инспекцией осужденный был направлен на работу на стройку.

По закону

Ст. 39 УИК РФ указывает на то, что уголовно-исполнительная инспекция обязана:

  • вести учет осужденных лиц, которым судом назначены исправительные работы;
  • разъяснять виновным, как они должны себя вести во время отбытия наказания;
  • контролировать указанных лиц и следить за тем, чтобы администрация предприятия, где работают осужденные, не нарушала требования приговора;
  • проводить определенную работу с виновными, которая будет иметь воспитательный характер, кроме того, в этом должны участвовать сотрудники полиции;
  • осуществлять контроль за поведением осужденных, фиксировать все нарушения;
  • обращаться в местную администрацию, если нужно изменить место отбывания виновным назначенного наказания;
  • решать вопросы о принудительном доставлении тех осужденных, которые не приходят по вызову инспектора на отметку;
  • проводить мероприятия по розыску тех лиц, которые уклоняются от отбытия наказания, а также готовить на них документы и передавать их в соответствующие организации, если место нахождения последних не установлено.

Кому не назначаются

Ст. 50 УК РФ указывает на то, что существуют некоторые категории граждан, которые не могут отбывать наказание в виде работ, направленных на их исправление. К ним относятся следующие лица:

  • люди, которые имеют инвалидность первой группы, потому что они из-за своего состояния здоровья не смогут полноценно трудиться на благо государства;
  • женщины, которые ожидают появления на свет малыша;
  • представительницы прекрасного пола, которые имеют детей до трех лет;
  • военные, которые служат по призыву либо по контракту (в рядовых должностях и сержантском составе), но при условии, если они не отслужили период службы по призыву, который установлен законом.

Таким образом получается, что не все граждане, совершившие противоправные деяния, могут быть приговорены к наказанию в виде работ, направленных на их исправление. Это лишний раз подчеркивает в своем содержании ст. 50 УК РФ, которая гласит о том, к кому из осужденных не могут быть применены такие санкции.

Характеристика

Исправительные работы как вид наказания представляют собой принудительную служебную деятельность осужденного лица на предприятии, где он трудится на постоянной основе либо куда он был определен по решению органов местной администрации и инспекции, в которой он состоит на учете. Кроме того, с его заработка в этот период высчитывается процент, который перечисляется в бюджет государства. Данная сумма подлежит уплате в казну, вне зависимости от того, есть ли у осужденного долги, которые необходимо погашать по исполнительным документам.

Многие из виновных лиц, которые до вынесения судебным органом приговора не имели определенного места служебной деятельности, будут определены на работу органом местной администрации, но только по согласованию с исполнительной инспекцией. Как правило, осужденные занимаются общественно-полезным трудом и помогают на производстве. Многие из виновных мужчин направляются на работу на стройку. Там более высокий уровень зарплаты, а поэтому и высчитываемый из дохода осужденного процент, подлежащий уплате в казну государства, будет намного выше.

Тем не менее виновные лица должны работать только в том районе или городе, где они проживают. Направление осужденных на работу в другой регион не допускается.

Порядок

После того как инспекция, занимающаяся исполнением наказаний, получит из суда копию решения и распоряжение о том, что осужденный приговорен к принудительному труду, она не позднее 30-ти дней должна направить документы на предприятие, где работает осужденный. Об этом гласит закон. В том случае, если осужденный нигде не работал до вынесения в отношении него приговора, он будет направлен для осуществления принудительного труда на то предприятие, на которое его определит местная администрация. Данный вопрос обязательно должен быть согласован с инспекцией.

Кроме того, осужденный ставится на учет в органе, осуществляющем контроль за исполнением наказаний. В суд, вынесший приговор, направляется извещение о том, что данный процессуальный акт принят к исполнению. После этого осужденного вызывают в инспекцию с документами, которые подтверждают его личность. Виновному должны быть разъяснены все его права и обязанности, а также порядок отбытия им наказания. А также лицу выдается предписание с условиями, которые необходимо соблюдать.

Сотрудники правоохранительных органов должны наблюдать за осужденным и проверять его по месту проживания и на работе.

Куда трудоустраивают виновных

Если осужденный нигде не работает, то место осуществления им принудительной служебной деятельности должно быть определено органами местной администрации. Данный вопрос обязательно согласовывается с исполнительной инспекцией. Как правило, если осужденный проживает за пределами города, то его трудоустраивают на работу в сельской местности. Ведь виновный должен осуществлять свою служебную деятельность только там, где он проживает.

Работа в сельской местности всегда более благотворно влияет на осужденного и позволяет быстрее реабилитироваться и встать на путь исправления. Особенно если раньше человек никогда не жил за городом, не занимался уходом за скотом на фермах и не следил за подсобным хозяйством. Тем более во многих селах существуют предприятия и учреждения, где всегда требуются рабочие, потому что местные жители не хотят трудиться за небольшую зарплату и уезжают в город.

Кого могут признать нарушителями

По закону, осужденный должен в обязательном порядке отбывать наказание в виде исправительных работ. УК РФ гласит о том, что в случае уклонения суд может заменить их на лишение свободы. Кроме того, нередко вместо указанного вида наказания назначают принудительные работы. Об этом гласит закон.

Если осужденный один раз уже совершил нарушение установленного порядка исполнения наказания в виде исправительных работ, то инспекция должна ему вынести письменное предупреждение. После чего данная информация будет зафиксирована в его учетной карточке и отмечена в личном деле.

Итак, для того чтобы осужденного признали нарушителем порядка отбытия наказания, ему нужно:

  • не выйти работу в течение 15 дней после того, как его поставили на учет в инспекции;
  • не явиться на отметку в указанное время без определенных уважительных причин (если человек заболел, то нужно взять справку от врача);
  • не соблюдать условия и правила отбытия наказания, предусмотренные УИК;
  • появиться на рабочем месте в состоянии опьянения.

Если виновный совершит одно из указанных действий, то исполнительная инспекция вправе подать в суд соответствующее ходатайство с просьбой о том, чтобы осужденному изменили назначенное наказание на другое, указанное в законе.

Запрет

Осужденный не может самостоятельно уволиться с места работы, где он отбывает назначенное наказание. Он вправе это сделать только с соответствующего разрешения исполнительной инспекции. Для того чтобы получить согласие данного органа на увольнение, виновный должен указать причины, по которым он считает невозможным продолжить исполнение работ, направленных на его исправление. Если инспекция признает их уважительными и обоснованными, то разрешит осужденному прекратить трудовую деятельность на предприятии.

Период отдыха

В то время, когда осужденные отбывают назначенное наказание в виде работ, направленных на их исправление, они имеют право на ежегодный отпуск, который предоставляется им только после согласования работодателя с исполнительной инспекцией. Продолжительность такого отдыха составляет восемнадцать дней. Иные виды отпуска предоставляются осужденному на общих основаниях, предусмотренных законодательством.

Удержания

Как и всем остальным гражданам, трудящимся на предприятии, осужденным к наказанию в виде работ, направленных на их исправление, выплачивается зарплата. Только из дохода осужденного производятся удержания в сумме от пяти до двадцати процентов в доход государства. Это прописывается в приговоре суда. Данные суммы уплачиваются руководителем организации весь период отбытия осужденным наказания. Они не зависят от долговых обязательств лица по исполнительным листам.

Кроме того, руководитель организации, а также сам виновный могут обращаться в судебный орган с заявлением о снижении размера удержаний в связи с плохим материальным положением последнего. В том случае, если приговор суда был отменен или изменен, денежные средства, которые были излишне удержаны с осужденного, должны вернуть ему обратно.

Окончание

В последний день отбывания осужденным исправительных работ инспекция направляет в организацию соответствующее уведомление с указанием на то, что из его зарплаты больше не нужно производить удержания. Если виновный освобожден от наказания по другим причинам, то исполнительный орган должен передать на предприятие документы, свидетельствующие об этом, не позже следующего дня с их получения. В книжку, подтверждающую служебную деятельность осужденного, вносится запись о том, что период работы по приговору суда не засчитывается в трудовой стаж.

Кем утверждается

В том случае, если осужденный к исправительным работам не имеет место постоянной служебной деятельности, он направляется на то предприятие, куда его определит орган местного самоуправления. Данный вопрос всегда согласовывается с уголовной инспекцией.

Как правило, перечень исправительных работ и предприятий, где виновные будут отбывать свой срок наказания, всегда утверждается главой местной администрации городского или сельского поселения. Это необходимо для того, чтобы осужденные сразу приступили к полезному труду, а не находились без дела определенный период времени.

Практика

Мужчина и женщина, состоящие в законном браке и имеющие общего ребенка, длительное время не проживали вместе. Отец малыша воспитанием его не занимался и в жизни ребенка участия не принимал. Кроме того, он не помогал жене материально содержать их общего ребенка. Мать малыша была вынуждена подать заявление на взыскание с мужа алиментов.

На заседание мужчина не явился, и дело было рассмотрено без его участия. После чего женщине на руки был выдан исполнительный документ, который она передала приставам. Тем не менее попытки взыскать денежные средства на содержание ребенка с его отца в принудительном порядке ни к чему не привели. Мужчина всячески уклонялся от выплат и не работал. Тогда дознавателем было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты отцом средств на существование ребенка. На суде мужчина свою вину признал, а также пояснил, что не перечислял алименты своей жене по причине того, что не может найти работу и не имеет источника дохода. Кроме того, отец семейства пояснил, что сам сейчас живет за счет средств своей матери, которая ему помогает. Тем не менее суд не признал причины неуплаты алиментов уважительными и поэтому признал мужчину виновным. Осужденный был приговорен к пяти месяцам исправительных работ. Наказание он отправился отбывать на местное предприятие. С его дохода были удержаны семь процентов в доход государства, а также алименты на содержание малолетнего ребенка.

Исходя из практики, можно сделать вывод о том, что указанный вид наказания нередко применяется судом вместо лишения виновного свободы. Хотя в данном случае это можно было сделать. Исправительные работы применяются для того, чтобы осужденные осознали всю противоправность своих действий и более не совершали новых злодеяний.

Исправительные работы (ст. 50 УК) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, определенный приговором суда с удержанием части его заработка в доход государства. При этом осужденный остается в трудовом коллективе, что позволяет осуществлять контроль за его поведением, проводить с ним воспитательную работу в целях исправления.

В соответствии с ч.

1 ст. 45 УК исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания.

Этот вид наказания применяется, как правило, за преступления, не являющиеся тяжкими и особо тяжкими, к лицам, которые не представляют значительной общественной опасности, исправление которых возможно без изоляции от общества и без принудительного удаления из постоянного места жительства. В санкциях значительной части статей Особенной части УК исправительные работы предусмотрены в качестве альтернативы лишению свободы и другим видам наказания. Возможность применения исправительных работ в качестве альтернативы лишению свободы несомненно есть проявление гуманизма российского уголовного законодательства. Однако практическая реализация этого гуманистического потенциала рассматриваемого вида наказания в современных условиях встречает серьезные затруднения в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением производства, безработицы. Поэтому реальное применение этого вида наказания в последние годы по сравнению с предыдущим периодом сокращается,

В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. В ч. 1 ст. 39 УИК содержится уточнение этого положения УК и говорится о том, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Это означает, что если осужденный в другом месте работает по совместительству, то на эту работу отбывание данного наказания не распространяется. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, УК РФ 1996 г. не предусматривает такого вида исправительных работ, как отбывание этого наказания в «иных местах». Иные места в соответствии с ч. 1 ст. 27 УК РСФСР 1960 г. определялись органами, ведущими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного.

По действующему законодательству осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях, организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной), поскольку на них полностью распространяются конституционные гарантии и предписания трудового и иного федерального законодательства.

Существенный элемент кары исправительных работ заключается в том, что из заработка осужденного к этому виду наказания производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50 УК).

Поскольку отбывание исправительных работ невозможно без трудовой деятельности, они не применяются к лицам, признанным в установленном порядке нетрудоспособными. В таком случае суд, постановляя приговор, может заменить исправительные работы штрафом. Несовершеннолетние могут приговариваться к исправительным работам, начиная с 16 лет, так как ст. 173 КЗОТ установлено, что лица моложе этого возраста, как правило, не принимаются на работу. Исправительные работы не применяются также к военнослужащим. Они заменяются им наказанием в виде ограничения по военной службе (ч. 1 ст. 51 УК).

Исправительные работы не должны назначаться лицам, совершившим преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, когда пребывание осужденных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания.

Исправительные работы назначаются судом:

а) когда в санкции статьи Особенной части УК, по которой квалифицировано преступление, совершенное подсудимым, исправительные работы предусмотрены в качестве единственной меры наказания или альтернативно одной из двух или нескольких мер наказания;

б) когда суд в порядке ст. 64 УК принимает решение назначить осужденному наказание более мягкое, чем то, которое предусмотрено за совершенное им преступление. Практически это имеет место в случаях, когда суд приходит к выводу о нецелесообразности назначения осужденному наказания в виде лишения свободы, предусмотренного в санкции статьи Уголовного кодекса, по которой он осужден, и заменяет ему лишение свободы исправительными работами;

в) в случаях замены лишения свободы исправительными работами, предусмотренными ст. ВО УК;

г) при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, когда лишение свободы заменяется исправительными работами;

д) в порядке замены штрафа, от уплаты которого злостно уклоняется осужденный, исправительными работами как более строгим видом уголовного наказания (ч. 5 ст. 46 УК);.

Порядок и условия исполнения исправительных работ регламентируются гл. 7 УИК (ст. 39-46).

Обращение к исполнению приговора (определения, постановления) о применении к осужденным исправительных работ возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления указанного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет две копии приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо оставлен в силе, то прилагается справка о вступлении приговора в законную силу. Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Согласно ч. 2 ст. 39 УИК осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных к исправительным работам. На каждого осужденного заводится личное дело, в котором сосредоточиваются все документы, связанные с назначением и исполнением этого вида наказания. Тщательный персональный учет осужденных необходим для контроля за их трудовой деятельностью, правильностью исчисления срока отбывания наказания и ежемесячного удержания денежных сумм из их заработка.

В соответствии с ч. 6 ст. 173 УИК на уголовно-исполнительную инспекцию возложена обязанность в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям - не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

Закон подробно регламентирует деятельность уголовно-исправительных инспекций по исполнению рассматриваемого вида наказания. Они обязаны разъяснять осужденным порядок и условия отбывания наказания, контролировать соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные (ч. 3 ст. 39 УИК). Непременным условием отбывания рассматриваемого наказания является обеспечение постоянной трудовой занятости осужденных.

Поэтому в центре внимания уголовно-исполнительных инспекций должна быть организация трудовой деятельности осужденных. При необходимости они направляют осужденных в органы службы занятости для трудоустройства.

Законом предусматривается также обязанность уголовно-исполнительных инспекций контролировать поведение осужденных, проводить с ними воспитательную работу. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции располагают наиболее полной информацией о личности осужденного, характере совершенного преступления, семейном положении, поведении до совершения преступления и др. В связи с этим они имеют большие возможности воспитательного воздействия на осужденных в плане корректировки их поведения, отношения к труду, формирования законопослушного образа жизни.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является применение мер поощрения к осужденным, которые добросовестно относятся к труду и выполняют установленные правила поведения. Эффективность воспитательной работы с осужденными повышается, если к ней привлекаются администрация, трудовые коллективы организаций, где отбывают наказание осужденные.

Для достижения цели наказания уголовно-исполнительные инспекции, наряду с мерами воспитательного воздействия, наделены правом применения к осужденным в необходимых случаях также мер принуждения. Так, согласно закону (ч. 3 ст. 39 УИК) они принимают решения о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания; готовят и передают в соответствующую службу материалы об сужденных, местонахождение которых не известно; применяют меры взыскания к осужденным, нарушающим порядок и условия отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством расширил возможности уголовно-исполнительных инспекций, наделив их правом устанавливать обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК. Согласно названной статье УИК с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного следующие обязанности и запреты:

запретить покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; -

запретить пребывание в определенных местах района (города); -

обязать до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию.

Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев. В необходимых случаях этот срок может быть продлен каждый раз еще на 6 месяцев в пределах срока отбывания наказания. Обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК, могут быть возложены на осужденного в полном объеме или отдельные их виды, в зависимости от характера совершенного преступления и его поведения в период отбывания наказания.

Отсутствие работы у осужденного не приостанавливает действие установленных обязанностей и запретов.

Субъектом исполнения рассматриваемого наказания является также администрация организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.

На администрацию предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденным исправительных работ законом возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработка осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденных на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденными; соблюдение условий отбывания наказания. предусмотренных законодательством; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе на другие должности и увольнении (ч. 1 ст. 43 УИК).

В ч. 2 ст. 43 УИК содержится указание о том, что неисполнение перечисленных в законе обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Более детально по сравнению с ранее действовавшим законодательством УИК РФ 1996 г.

Регламентирует правовой статус осужденных к исправительным работам. Основная их обязанность заключается в том, чтобы отработать указанный в приговоре срок с соблюдением порядка и условий, установленных законом для отбывания этого вида наказания.

В ст. 40 УИК сказано, что осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания нака- заимя, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, возложенные на них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову.

В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения на увольнение должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.

Осужденный обязан сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

Поскольку рассматриваемое наказание назначается на определенный срок, то для соблюдения законности при его исполнении и отбывании имеет важное значение правильное исчисление срока исправительных работ. В соответствии со ст. 42 УИК срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания в доход государства. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанное количество дней и отсутствуют основания, установленные Уголовно-исполнительным кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, фактический календарный срок отбывания исправительных работ может превышать срок, определенный приговором суда.

Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией предприятия, учреждения или организации, где работает осужденный, копии приговора (определения, постановления) суда и других документов.

В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним сохранялась заработная плата (болезнь, уход за больным, очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, исполнение государственных и общественных обязанностей, например выступление в суде, и др.) (ч. 3 ст. 42 УИК). В соответствии с законом в срок отбывания исправительных работ засчитывается также время, когда осужденный не получал зарплату и не работал по уважительным причинам (время, в течение которого осужденный официально был признан безработным; время, проведенное под стражей по делу, по которому он осужден; время отбывания наказания в виде лишения свободы с момента вынесения определения (постановления) в порядке ст. 80 УК о замене лишения свободы исправительными работами до фактического освобождения лица из мест лишения свободы). Притом время, проведенное под стражей, и время, проведенное до фактического освобождения из мест лишения свободы, в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

Срок отбывания наказания осужденным, работающим в организациях, где применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК).

Время, в течение которого осужденный не работал, согласно ч. 7 ст. 42 УИК в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 3 этой же статьи УИК, когда осужденный не работал по уважительным причинам. Кроме того, в срок наказания не засчитываются: время болезни, вызванное алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

При наличии у осужденного тяжелой болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания (ч. 4 ст. 42 УИК).

В случае признания лица, осужденного к исправительным работам, инвалидам первой или второй группы, суд досрочно освобождает его от отбывания наказания. При наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 г. до 1992 г. предусматривалось такое серьезное ограничение трудовых прав осужденного к исправительным работам, как невключение в трудовой стаж времени отбывания этого вида наказания и непредоставление ему очередного

отпуска за этот период времени. Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно- трудовой кодекс РСФСР» эти ограничения были исключены из Кодекса. Однако названный закон устанавливал, что период отбывания исправительных работ не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате.

Уголовно-исполнительный кодекс 1996 г. не содержит и этих ограничений. Таким образом, по действующему законодательству трудовой стаж лиц, отбывших наказание в виде исправительных работ, исчисляется на общих основаниях.

В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК осужденный имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Отпуск предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Как отмечалось, существенным карательным элементом рассматриваемого вида наказания является удержание определенной приговором суда части заработка осужденного в доход государства. Закон подробно регламентирует порядок производства таких удержаний (ст. 44 УИК).

Удержания производятся из заработка по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы.

При производстве удержаний из заработка осужденного учитываются его денежная и натуральная части. Удержанные денежные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного к исправительным работам исчисляются из его заработка за вычетом удержаний, назначенных приговором суда.

В практике возникают вопросы, связанные с определением заработка лиц, работающих в коммерческих структурах, в которых заработная плата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т. п. В таких случаях по общему правилу учитывается весь доход, полученный за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

93І На уголовно-исполнительные инспекции возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.

Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела, суммы, излишне удержанные из заработка осужденного, возвращаются ему полностью.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. впервые предусмотрел положение, согласно которому уголовно-исполнительные инспекции, сам осужденный или администрация предприятия, учреждения, организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из заработка осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Достижению цели наказания в отношении осужденных к исправительным работам служит правильное, основанное на законе применение к ним мер поощрения и взыскания.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденным к этому виду наказания уголовно-исполнительными инспекциями могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов, установленных ст. 41 УИК. Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены уголовно-исполнительными инспекциями к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. При этом должны учитываться минимальные сроки фактического отбытия наказания, установленные ч. 3 ст. 79 УК.

Более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. определил основания ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 УИК нарушениями порядка и условий отбывания осужденных исправительных работ являются:

а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение этого же срока;

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) нарушение установленных Уголовно-исполнительным кодексом и возложенных на осужденного обязанностей и запретов;

г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За указанные нарушения порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к осужденному взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. Исходя из смысла ст. 41 УИК формой реагирования на допущенные осужденным нарушения (в том числе не указанные в ч. 1 ст. 46 УИК) может быть также увеличение числа или продолжительности обязанностей и запретов, предусмотренных этой статьей.

Согласно ч. 3 ст. 46 УИК злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 этой статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 50 УК.

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток.

Обязательные работы являются новым для России видом уголовного наказания. Они начали применяться только с 1 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).

Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в уборке и благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Эта обязанность может возлагаться на администрации муниципальных образований.

Исходя из наличия объектов труда, уголовно-исполнительная инспекция определяет конкретный вид общественных работ для осужденного с учетом его личности, трудовых и профессиональных навыков, а также возможности осуществлять контроль за поведением осужденного и отношением к труду. При определении вида обязательных работ учитываются пожелания осужденного, если для этого есть соответствующие условия. Трудоустройство осужденных может осуществляться как группами, так и по одному.

Обязательные работы устанавливаются для взрослых на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

В отношении несовершеннолетних обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении посильных для них работ и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3 часов в день.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» скорректирована ч. 3 ст. 49 УК РФ, в которой определяются лица, которым обязательные работы не назначаются. К ним относятся: лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Обязательные работы применяются только в качестве основного вида наказания, порядок и условия их исполнения (отбывания) регламентируются гл. 4 УИК РФ. Полномочия уголовно-исполнительных инспекций по исполнению данного вида наказания регламентируются в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729, а также в ведомственном нормативном акте – Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38.

Согласно ст. 25 УИК РФ осужденный привлекается к отбыванию указанного наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции согласно ч. 3 ст. 25 УИК РФ организуют исполнение наказания и контроль за осужденными (табл. 4).

В связи с тем что осужденные непосредственно отбывают обязательные работы на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, ст. 28 УИК РФ содержит обязанности администрации таких организаций (см. табл. 4).

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Труд осужденных является бесплатным как для них самих, так и для организаций, где они работают.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета 1 день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за 8 часов обязательных работ.


Таблица 4

Порядок исполнения обязательных и исправительных работ


Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более 2 раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более 2 раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Исправительные работы являются традиционным для отечественного законодательства видом уголовного наказания. В первые советские годы это наказание называлось обязательными общественными работами, затем принудительными и исправительно-трудовыми работами. Смена названия влекла за собой отдельные изменения правовой природы данного наказания, но его основные черты оставались неизменными. Главным преимуществом исправительных работ как вида уголовного наказания всегда было то, что осужденный проживал со своей семьей, работал в трудовом коллективе на прежнем месте работы, он был огражден от явно негативного влияния других осужденных, как это имело место при отбывании лишения свободы.

В настоящее время институт исправительных работ претерпел значительные изменения. Поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ федеральными законами от 8 декабря 2003 г., по-новому определяют сущность данного вида наказания. Если ранее исправительные работы назначались, как правило, трудоустроенным осужденным и отбывались по основному месту работы осужденного, которыми могли быть организации любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной), то сейчас указанный вид наказания применяется только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, определены в ст. 43 УИК РФ (см. табл. 4). Неисполнение обязанностей администрацией влечет ответственность ее руководителей в соответствии с законодательством РФ, в том числе и уголовную (ст. 315 УК РФ).

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Исправительные работы не назначаются тем же категориям граждан, что и обязательные работы (см. 9.1).

Порядок и условия исполнения (отбывания) исправительных работ определены гл. 7 УИК РФ. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Началом срока является день выхода осужденного на работу.

На уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 39 УИК РФ и Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38 возложены различные обязанности (см. табл. 4).

Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством (ст. 138 ТК РФ) общий размер удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски по возмещению ущерба и др.) не может превышать 70%.

Удержания не производятся: а) из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения; б) выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице; в) ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Условия отбывания наказания в виде исправительных работ: осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову; из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда; в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке; осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы; осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством РФ о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Одним из важных условий отбывания указанного вида наказания является правильное исчисление его срока. Оно осуществляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Поэтому в каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ, для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. В связи с этим фактический календарный срок отбывания исправительных работ, как правило, превышает назначенный судом срок наказания.

В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал по любым причинам; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Особенностью исчисления срока наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, заключается в том, что он исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов, дней.

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до 2 раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: а) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета 1 день ограничения свободы за 1 день исправительных работ, 1 день ареста за 2 дня исправительных работ или 1 день лишения свободы за 2 дня исправительных работ.

Таким образом, поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, № 162-ФЗ, существенным образом изменили правовую природу уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Главным содержанием этих наказаний становится труд осужденных на благо общества, в этой связи важное место в их исполнении отводится органам местного самоуправления и администрациям подведомственных им организаций и предприятий. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Исправительные работы применяются только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. На практике исполнение обязательных и исправительных работ может столкнуться с проблемами организационного, социально-экономического, нравственно-этического характера.

Обвинительный приговор выносится в России исключительно судебной инстанцией. Только она может признать виновность человека. Соответственно, суд назначает Оно зависит от тяжести совершенного преступления. Далее в статье рассмотрим некоторые виды основных наказаний, предусмотренных уголовно-правовой системой.

Ответственность

В УК предусматриваются различные наказания за преступления. Их можно подразделить на:

  1. Основные.
  2. Дополнительные.
  3. Комплексные. Они могут выступать как дополнительными, так и основными.

К первой группе относят:

  1. Разные виды обязательных работ.
  2. Ограничение свободы.
  3. Арест.
  4. Принудительные работы.
  5. Тюремное в том числе).
  6. Ограничение в военной службе.
  7. Разные виды исправительных работ.
  8. Содержание в дисциплинарной части.

Список наказаний указан в 44-й статье УК. Санкции, включенные в систему, действуют в определенном соотношении и соподчинении. Некоторые могут назначаться только в качестве основных, другие - только как дополнительные. Определенные санкции применяются к любым виновным, иные - только к специальным субъектам.

Обязательные работы как вид уголовного наказания

Они предусматриваются в ст. 49 УК. В ходе отбывания этой меры пресечения осужденные могут пользоваться всеми правами и выполнять обязанности наравне с прочими гражданами, но с некоторыми ограничениями. Их устанавливают обвинительный приговор и условия исполнения данной санкции. Осужденному вменяется в обязанность безвозмездно выполнять в свободное время общественно-полезную деятельность. Конкретные действия, которые должен осуществлять гражданин, определяются структурами местной власти по согласованию с исполнительной инспекцией.

Продолжительность

Срок обязательных работ устанавливается в часах. Он не может быть меньше 60 и больше 240 часов. Закон допускает привлечение к общественно-полезной деятельности не более чем на 4 и тогда, когда осужденный не занят на основном рабочем месте. В рабочее время допускается привлекать гражданина не более чем на 2 часа после окончания профессиональной деятельности на предприятии. С его согласия продолжительность работ в такие дни может быть увеличена вдвое.

Несовершеннолетние

Обязательные работы как вид уголовного наказания применяются к лицам, которые не достигли 18 лет. Для них продолжительность их отбывания сокращена и составляет 40-160 часов. В ч. 3 статьи 88 УК разъясняется, что несовершеннолетним назначается посильная деятельность в соответствии с их индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Привлечение к общественно-полезным мероприятиям допускается в свободное от обучения или основной работы время. Длительность занятости не должна превышать 2 ч/день для 15-летних и 3 ч/день для лиц старше 15 лет.

Режим исполнения

Обязательные работы как вид уголовного наказания преследуют цель исправления субъекта и предотвращения совершения новых преступлений как непосредственно им самим, так и другими гражданами. Исполнение санкции, назначенной судом, осуществляется уполномоченными органами. В их функции входят:

  1. Учет осужденных.
  2. Разъяснение порядка, в соответствии с которым виновные отбывают наказание.
  3. Согласование с местными органами власти списка объектов, на которых будет осуществляться общественно-полезная деятельность.
  4. Контроль над поведением осужденных.
  5. Суммарный учет отработанного времени.

Исполнительная инспекция, получив решение и распоряжение суда, заводит на осужденного личное дело. В нем отражается процесс выполнения субъектом вмененного наказания. Инспектор вызывает гражданина на беседу. В ходе нее разъясняются правила осуществления общественно-полезной деятельности, уточняются и проверяются данные анкеты осужденного, выясняется информация, которая имеет значение для обеспечения контроля его поведения. В конце беседы гражданин получает предписание. Обязательные работы как вид уголовного наказания могут назначаться не позже 15 дней с даты поступления в исполнительную инспекцию распоряжения и копии решения суда.

Определение объекта

При установлении вида обязательных работ учитываются:

  1. Место проживания.
  2. График учебы/основной работы.
  3. Состояние здоровья.
  4. Профессиональные навыки.
  5. Возрастные особенности.

Инспекция согласовывает с местными органами власти, в какую именно организацию следует направить осужденного, а также перечень обязательных работ, которые он может выполнять. После этого на предприятие отправляется извещение вместе с копией судебного акта. В уведомлении администрации организации разъясняются ее права и обязанности, условия отбывания осужденным наказания, ответственность за неисполнение постановления.

Задачи предприятия

Администрация организации, в которую направлен осужденный, осуществляет:

  1. Контроль исполнения гражданином вмененных ему работ.
  2. Информирование исполнительной инспекции о количестве часов или уклонении осужденного от общественно-полезной деятельности.

Администрация предприятия должна:

  1. Утвердить приказ о приеме гражданина на работу по постановлению суда.
  2. Ознакомить осужденного с правилами, действующими на предприятии, под расписку.
  3. Вести ежедневно табель, в котором отражается количество часов, отработанных осужденным, отправлять его копии в инспекцию каждый месяц.
  4. Уведомлять контрольный орган о непосещении гражданином места деятельности и нарушениях, которые были им допущены.

Обязанности осужденных

Граждане, привлеченные к обязательным работам, должны:

  1. Следовать на предприятии на протяжении всего периода, указанного в судебном решении.
  2. Извещать исполнительную инспекцию о смене места проживания.

Предоставление гражданину на основном месте занятости ежегодного отпуска не избавляет его от обязанности отбывать обязательные работы.

Ст. 50 УК

В этой статье разъясняются особенности исправительных работ. Они считаются традиционными для отечественного УК. могут назначаться осужденному, который не имеет основного места занятости. Они отбываются в местах, которые устанавливаются местным органом власти по согласованию с исполнительной инспекцией в пределах территории проживания гражданина. Суть санкции состоит в психологическом воздействии на субъекта, ограничении ряда его трудовых прав, удержании из его зарплаты от 5 до 20% в пользу государства.

Принудительные работы

Они были включены в УК в декабре 2011 года. Применять их непосредственно на практике предполагалось в 2013 году. Исполнительная система, однако, оказалась к этому не готова (из 30 планировавшихся было создано менее 10 специализированных центров для осужденных). В связи с этим принудительные работы было решено ввести в 2014 году. В сентябре 2013 г., однако, Минюст подготовил законопроект, в соответствии с которым из-за нехватки финансирования на создание специализированных центров введение этой санкции в действие предполагается отложить до 2017 г.

Суть меры

Принудительный труд применяется как альтернатива тюремному заключению. Его назначают в случаях, установленных в статьях особенной части, - за совершение деяний средней либо небольшой тяжести, а также за первое в жизни осужденного тяжкое преступление. Если суд приходит к выводу, что исправление субъекта возможно без реального заключения в тюрьму, то лишение свободы может быть заменено более мягкой санкцией. Продолжительность ее - от 2 месяцев до 5 лет. Принудительный труд не назначается, если суд вменяет виновному тюремное заключение длительностью более пяти лет.

Дополнительно

Принудительные работы предполагают привлечение осужденного к деятельности в местах, устанавливаемых органами и учреждениями уголовно-исполнительной структуры. Из зарплаты гражданина в пользу государства осуществляются удержания. Они перечисляются на р/с соответствующего территориального подразделения УИС. Размер удержания устанавливает суд в пределах 5-20% от суммы заработка. При уклонении гражданина от отбывания наказания их заменяют тюремным заключением из расчета 1:1 (день прогула равен дню лишения свободы). Данная мера не применяется к военнослужащим, несовершеннолетним, беременным и женщинам, имеющим на иждивении детей до 3 лет, лицам, которые признаны инвалидами 1 или 2 группы, мужчинам после 60 и женщинам после 55 лет.

Loading...Loading...