Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный). Понятие методов регулирования земельных отношений

Метод правового регулирования - способ правого воздействия на общественные отношения со стороны государства. В СССР пытались сформулировать другое определение. Наибольший вклад внёс С. С. Алексеев . Метод правого регулирования - способ правового воздействия на общественные отношения с целью подчинить поведение субъектов к тем моделям поведения, которые зафиксированы в норме права. Что бы поведение субъектов совпало с моделью норма права.

Методы правого регулирования:

Критерии :

1) Правовое положение субъектов, в каком отношении друг к другу они находятся;

2) Специфика правовых норм, которые используют при соответствующем методе прав регулирования;

Императивный метод правового регулирования

С помощью этого метода регулирования между субъектами, один из которых обладал властными полномочиями, а второй должен подчиняться. Субординационные отношения. Важно что бы субъекты не только обладал полномочиями, но и реализовывал их. Этот метод публичный, прежде всего, применяется в публично-правовых отношениях.

В науке ведется спор, что приоритетнее предмет или метод?

Существуют три позиции :

Отстаивает приоритет предмета над методом: именно специфика отношений определяет как и каким методом они будут урегулированы. Если отношения имеют публично-правовой характер, то нельзя использовать диспозитивный метод, а если частные отношения, то их нельзя регулировать императивным методом;

Приоритет метода над правовым регулированием, общ отношения: специфика отношений не важна, ничего в отношениях нет, что бы можно было их определить, если мы урегулируем отношения диспозитивным методом, то это будут частные и наоборот, то есть метод определяет тип отношений;

Взаимообусловленность предмета и метода: предмет и метод находятся в отношениях взаимообусловленности, специфика отношений не может не определять метод.

Нужно реализовывать полномочия властного субъекта.

Специфика норм: при этом методе используются императивные нормы. Методы выражается посредством императивных норм - нормы, кот властно определяют только один вариант поведения обязанного субъекта, а именно возлагают на него пассивную или активную обязанность. Ему адресуется правило поведения, у него нет права выбора, у него выбор между законным (одним единственным) и незаконным.

Характер санкций: нарушение правовой обязанности (активной или пассивной) влечёт за собой негативные последствия возлагаемого субъекта по инициативе государства, не зависит от вои и желания потерпевшего. Инициирует государство.

Императивный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения субординации, властеподчинения, властеотношения, путём властного определения одного варианта поведения обязанной стороны.


Диспозитивный метод правового регулирования

Регулируются отношения координации, два субъекта не связанных властеотношения, отношения равных, между юридически равными субъектами.

При диспозитивном методе правового регулирования используются диспозитивные нормы. Не всякая управомочивающая норма диспозитивная, так же как и не всякая императивная норма императивная. Диспозитивная норма предоставляет субъектам право выбора поведения в границах установленных нормой, и в том числе право свободно по взаимному согласию установить права и обязанности по отношению друг к другу. Договоры возможны только благодаря диспозитивным нормам.

Характер санкций : неисполнение правовой обязанности при диспозитивном методе правового регулирования влечёт за собой санкцию (юридическую ответственность) только по требованию заинтересованной стороны, иначе говоря, только в исковом порядке. Здесь не государство заботится о порядке, а сами субъекты должны быть инициаторами. В частном праве субъект сам защищает свои права.

Диспозиционный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения координации, между юр равными субъектами, то есть на отношения субъектов, которые не связанны властеподцинения, путём предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах установленных правовой нормой, в т ч право добровольно по взаимному согласию добровольно установить для себя взаимные права и обязанности.

Поляков, Тимошина

Методы правового регулирования - это методы, направленные на установление правовой коммуникации. В рамках этатистской теоретика правовой традиции метод правового регулирования определяется как способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства

Методы определяются предметом правового регулирования, т. е. многообразием соответствующих общественных отношений, которые, как показано выше, могут быть разделены на три группы. В первую группу входят отношения между собственниками. Данные отношения не могут строиться на основе доминирования властеподчинеиия. Возникающие здесь правовые коммуникации имеют диспозитивный, диалогический характер. Во вторую и третью группы входят отношения между властвующими и подвластными. Такие правовые коммуникации будут иметь императивный и монологический характер.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода нормативно-правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.10

Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинеиия. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначно-обязывающий (монологичный) характер. Последствия его нарушения (санкция) наступают независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).

Метод децентрализованного регулирования основывается прежде всего на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируются таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли вступить в диалог, т. с. самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения (например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод делает также акцент на предоставлении правомочий и используется прежде всего для регулирования частноправовых отношений.



Итак, механизм правового регулирования, или механизм действия права (механизм правовой коммуникации), в широком смысле складывается из двух блоков: 1) соцнопснхнческого механизма действия права, т. е. механизма информационно-ценностного восприятия, интерпретации, легитимации правовых текстов, придания им правового значения; 2) нормативно-поведенческого правового механизма, что соответствует двум этапам правовой коммуникации: информационному и поведенческому. В целом - это механизм действия правовой системы.

Под механизмом правового регулирования, механизмом действия права, в узком смысле можно понимать структуру поведенческой правовой коммуникации Это механизм действия системы нрава.

Механизм действия права в узком смысле (механизм действия системы права) состоит из следующих элементов: общих и индивидуальных правовых норм, правовых фактов и правовых отношений.

Несколько упрощенная схема действия механизма права в широком смысле выглядит следующим образом.

1. Правовые тексты (текстуальные источники правовой информации) интерпретируются субъектами права и конституируют в процессе социальной

легитимации когнитивные (виртуальные) правовые нормы, права и обязанности субъектов правовой коммуникации.

2. Социально признанные (легитимированные) когнитивно-правовые нормы порождают когнитивные правовые связи между субъектами и, воздействуя на их поведение, конституируют общие правовые отношения.

3. Общие правовые отношения при возникновении определенных правовых (юридических) фактов трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных коммуникативных актов реализации прав и обязанностей субъектов.

4. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей (разрывы в правовой коммуникации) к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность в режиме законности.

5. Создаваемые при этом вторичные правовые тексты корректируют смысл становящихся (актуализируемых) правовых норм и содержание правовых коммуникаций. Действие механизма права (правовой коммуникации) опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и правовой культурой в целом. Результатом действия права является общественный правопорядок.

А.В. Малько

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

А.В. Мелехин

Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

М.Н. Марченко

Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов - особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение и дееспособностью участников общественных отношений ( и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения , запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание,
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

    • субъективное право,
    • свобода,
    • законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником , эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

    1. общедозволительный;
    2. разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Диспозитивный метод является одним из способов юридической координации общественных отношений, имеющих место в различных правовых областях. Где чаще всего применяется этот прием, какое происхождение имеет его название, в чем его специфика? Поищем ответы на все возникающие вопросы.

Научные положения

Учение о методах права возникло после широкой дискуссии о системе права. Ученые выдвинули теорию о нецелесообразности использования в качестве основания для классификации отраслей и элементов права лишь предмет. Было установлено, что существует несколько особенностей юридического состояния. Наиболее распространенные из них – субъективная автономия и гетерономия. Первая указывает на свободу и равенство субъектов, вторая же – на властно-подчиненные отношения. Впоследствии два этих состояния были именованы в диспозитивный метод и императивный. С развитием правовой науки расширялось и представление об этом юридическом элементе. Так, Л.С. Явич считал методы сложными категориями и выделял в них ряд компонентов.

Первый из них – это порядок установления субъективных правомочий и обязанностей. Второй – это взаимоотношения между субъектами. Третий – степень определенности предоставленных прав, а также свободы действий в правоотношениях. Четвертый – наличие или отсутствие конкретных связей между правами и обязанностями, и, наконец, пятый – гарантии их обеспечения. С.С. Алексеев, в свою очередь, полагал, что структура методов – сложная конструкция. В нее входят такие элементы, как общее правовое положение субъектов, связи между ними и основания их возникновения, изменения и прекращения, а также санкции юридической нормы.

Происхождение понятия

Термин «диспозитивность» в качестве своего источника использует позднелатинское dispositi vus, в дословном переводе означающее «усматривающий, распоряжающийся». Буквальное значение этого слова – «допускающий выбор». Диспозитивный метод правового регулирования в юридической литературе имеет множество определений. Так, Большая советская энциклопедия трактует это понятие как возможность распоряжаться процессуальными правомочиями при защите. Наиболее распространено определение метода как способа воздействия на существующие общественные связи. Толкованием этого понятия занимаются преимущественно юристы, изучающие гражданское право.

Классификация приемов координации

В качестве основных способов регулирования, возникающих и существующих в социуме общественных отношений, чаще всего рассматривают императивный и диспозитивный. Метод права необходимо изучать для установления характера тех или иных нормативных предписаний, определения меры свободы в поведении субъектов, важности тех или иных связей для государства и общества в целом.

Рассмотрим, что представляет собой императивный и диспозитивный метод. В наиболее общем смысле первый представляет собой властное воздействие и строгую субординацию всех участников отношений. Можно сказать, что субъекты имеют право на совершение только разрешенных им действий. Здесь имеет место неравенство участников. Диспозитивный метод права, в свою очередь, характеризуется присущим ему свойством децентрализации управления. Иными словами, участникам дается возможность самостоятельно решать, каким образом себя вести в правовых рамках.

Правовые основы

Диспозитивный метод базируется на положениях, закрепленных в некоторых нормативных актах. Так, постулаты, изложенные в главе 2 Конституции РФ, наделяют субъектов гражданских отношений правовой свободой, лишь частично ее ограничивая определенными рамками. Диспозитивный метод также отображается и в нормах Гражданского кодекса. Границы юридической свободы определяются также земельным, семейным, налоговым, уголовным правом.

Рамки возможностей

Следует учитывать и принимать во внимание тот факт, что понятие диспозитивности является исключительно правовым. Важно в условиях свободы не допустить произвола. Поэтому, несмотря на то что диспозитивный метод правового регулирования характеризуется, прежде всего, простором выбора, субъекты правоотношений вольны совершать лишь правомерные поступки. Несоблюдение этого критерия может быть охарактеризовано как явление, противоположное диспозитивности, как нарушение права.

Юридическая свобода

Этот термин часто применяется в определениях понятия диспозитивности. Что же представляет собой юридическая свобода? Выражается она в возможностях, которыми могут пользоваться участники отношений. Во-первых, это приобретение либо субъективного правомочия, либо обязанности, а также отказ от этого. Во-вторых, это волевое определение структуры своего личного права как самостоятельное, так и совместное с другой стороной правоотношения. В-третьих, это его осуществление. Право может быть реализовано не только лишь непосредственным его применением, но и отказом от него либо путем передачи его другим лицам. В-четвертых, юридическая свобода подразумевает и гарантию прав, возможность использовать все разрешенные законом способы их защиты. И, наконец, пятой возможностью является выбор ответственности в отношении правонарушителя.

Отражение в законодательстве

Диспозитивные нормы легко найти в любом из актов государства. Как правило, в них содержится конструкция «если в договоре не предусмотрено иное». Это значит, что в подобных нормах закреплено определенное общепринятое правило поведения, которое подлежит применению лишь тогда, когда стороны отношений не договорились поступать иначе.

Определение

На вопрос о том, что такое диспозитивный метод, нет однозначного ответа. К примеру, С.С. Алексеев пишет, что источником правовой энергии при подобном регулировании выступают правомерные и, главное, самостоятельные действия субъектов, а не властная воля государства. Р.З. Лившиц описывает диспозитивный метод как стремление законодателя урегулировать только базовые линии поведения, отказ от детальной и доскональной регламентации. В.И. Гойман и Т.Н. Радько пишут, что данный способ координации базируется на учете инициативы и самостоятельности участников.

Диспозитивность в гражданском праве

Рассматриваемый метод регулирования является базовым, родовым для этой отрасли права. Диспозитивность отражает всю гражданско-правовую специфику. В подобного рода правоотношениях действуют такие принципы, как равенство их субъектов, их самостоятельность. В силу своей значимости для гражданско-правового регулирования диспозитивность зачастую относят к основным принципам, на которых базируется эта отрасль права. Это обусловлено тем, что свобода пронизывает различные стадии механизма координации гражданских отношений (к примеру, вопросы правосубъектности, юридических фактов), а также проявляется и в их содержании (в правомочиях и обязанностях, в защите нарушенных прав). Ранее диспозитивность традиционно считалась понятием лишь цивильного права. И лишь впоследствии стало очевидным, что это явление не замыкается рамками лишь одной юридической отрасли и имеет междисциплинарный характер.

Государственное право

Рассматриваемый способ правового регулирования использует не только гражданское право. Применяется он и во властных отношениях. Так, диспозитивный метод конституционного права воздействует на соответствующие отношения с помощью установления принципов равенства и автономии участников, обязанности невмешательства в компетенцию субъектов федерации, равно как и отдельных государственных органов. Помимо этого, в Конституции находят отражения правомочия и обязанности граждан, в том числе и права на свободу гражданских отношений. И даже в административном праве используется диспозитивный метод. Пример – регулирование отношений между иерархически равными, неподчиненными субъектами - органами государственной власти. Диспозитивность можно отыскать и в налоговом праве.

Процессуальные отношения

Диспозитивные начала имеют место и в отношениях, которые зарождаются при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Процессуальные отношения в РФ носят состязательный характер. Их участники имеют равные права по предоставлению доказательств, по оспариванию противоположных утверждений, по защите своих прав. Таким образом, даже правовые отрасли, в которых лейтмотивом выступает применение принудительных мер, закрепление властных предписаний, также используют диспозитивный метод правового регулирования.

Для урегулирования вертикальных отношений между государством и гражданами (организациями). В процессе регулирования данных отношений государство наделяет властными полномочиями одних субъектов и возлагает на других соответствующие обязанности. Между этими объектами в результате складываются отношения подчинения и власти.

Императивный метод в земельном праве

Данный метод налаживания отношений между объектами еще называют директивным или авторитарным. Метод урегулирования установлен законодательством и применяется как способ воздействия на поведение юридических и физических лиц, который имеет право использовать в спорных ситуациях.

Способ воздействия - это положение, установленное законодательством, которое изменяет поведение лиц в сторону стимулирования или ограничения. При этом выбранный метод должен отражать особенности своего воздействия. В условиях развития земельного рынка и следует выявить методы, учитывая особенности урегулирования которые входят в предмет отрасли. Императивный метод обусловливается характером и спецификой регулируемых отношений. Подбираются соответствующие способы и приемы для правового воздействия.

Установление обязанностей

Императивный метод регулирования выражается в определении правоотношений и запретов между объектами, которые не подлежат исполнению. Определение обязанностей - это основной метод так как он занимает существенное место в содержании земельно-правовых норм. Обязанность, введенная законом, делает невозможными какие-либо отклонения в ее исполнении, поскольку в этом случае предусмотрено наказание. Запреты в земельном праве - это границы должного и возможного поведения участников земельно-правовых отношений.

Эти пределы позволяют избежать реализации интересов субъектов за счет ущемления интересов общества или государства. Границы поведения устанавливаются для того, чтобы субъекты земельных отношений при исполнении своих обязанностей и достижении целей не применяли способы, противоречащие интересам государства и общества.

Диспозитивный метод

Императивный и диспозитивный метод правового регулирования отличаются тем, что при использовании второго способа субъектам земельных отношений дается определенная свобода действий. Они вправе достигать своих целей, поступая на свое усмотрение.

Виды диспозитивного метода

Есть три вида диспозитивного метода: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий. Делегирующий метод - это предоставление прав и свобод субъектам земельных отношений по определенному кругу полномочий. Рекомендательный метод - это предоставление возможности альтернативного поведения, то есть в данном случае субъект вправе сам выбирать способ своего поведения для достижения установленных целей. Рекомендации государства только облегчают выбор решения. Санкционирующий метод - это предоставление субъекту права самостоятельно принимать решение, но предварительно оно должно быть одобрено и принято законным компетентным органом.

Следовательно, императивный метод - это действия, установленные законодательством. Тогда как метод диспозитивный предполагает добровольность и равенство сторон.

Loading...Loading...