Об исполнительном производстве гарант. Об исполнительном производстве

Исполнительное производство является определенными методами и способами, а также мероприятиями и действиями, с помощью которых можно реализовать решения, принимаемые судами различных инстанций. Федеральный закон об исполнительном производстве обеспечивает его тщательное и правильное регулирование.

Основные положения закона ФЗ-229

Первоначально важно отметить, что в данном документе содержится 130 статей, которые обеспечивают регулирование совершенно любого процесса. Входят сюда принципы исполнительного производства и его задачи, а также правила, по которым можно признать неплательщика банкротом. Особенно много внимания уделяется тем действиям и методам, которые могут быть применены судебными приставами для реализации решения суда. Также отмечаются права и обязанности как должников, так и приставов. Дополнительно прописываются третьи лица, которые могут повлиять на решение суда или на процесс реализации постановлений.

ФЗ-229 указывает, что задачей любого исполнительного производство является правильная, надежная, оперативная и точная реализация акта, выданного по решению суда. При этом важно, чтобы были защищены права всех юридических и физических лиц.

Каждый должник, который может быть частным лицом или компанией, должен соблюдать требования судебных приставов, если они обладают законными основаниями. Если они не будут выполнены или будут созданы какие-либо препятствия к их реализации, то это может стать основанием для наложения ответственности, прописанной в современном законодательстве.

Документы

Исполнительное производство может быть начато на основании определенных документов, которые направляются судебным приставам. К этим документам относится:

  • приказы суда;
  • акты ПФ;
  • исполнительные листы;
  • решения, принятые по взысканию алиментов;
  • постановления, выпущенные судебными приставами.

Также в индивидуальном порядке могут быть рассмотрены и другие документы, выданные теми или иными государственными органами.

Все лица, которые указываются в данных документах, а соответственно имеют отношение к исполнительному производству, получают соответствующие уведомления в виде повесток, присылаемых на почту. Однако в случаях, когда по документу, полученному из суда, приставы должны действовать незамедлительно, необходимость в применении уведомлений отсутствует. В этом случае оповещать можно при аресте имущества или счетов в банке.

Как происходит взыскание средств на заработную плату или другие виды доходов

Федеральный закон об исполнительном производстве содержит большое количество информации о том, как должно выполняться взыскание судебными приставами в отношении разных видов доходов или других элементов. В случае взыскания за зарплату или другие доходы приставы должны действовать следующим образом:

  1. первоначально судебный пристав получает лист из суда или другого уполномоченного государственного органа;
  2. далее он должен определить, где официально трудоустроен должник, ведь именно заработная плата является основным источником средств, с помощью которых может быть погашена имеющаяся задолженность;
  3. после этого происходит ежемесячное списание определенной суммы денег из заработной платы или иного официального дохода в пользу кредитора.

Списывать с официального заработка средства на погашения долга можно до 50 процентов, однако если исполнительное производство связано с погашением задолженности по алиментам или по выплатам за причиненный вред здоровью человека, то допускается списание до 70 процентов.

Если должник увольняется и находит новое место работы, то он должен оповестить об этом судебного пристава, занимающегося его делом. Дополнительно неплательщики обязаны в такой ситуации написать и передать приставу отчет о всех произведенных в пользу кредитора выплатах.

Федеральный закон №229-ФЗ указывает, что в счет задолженностей могут быть изъяты не только части доходов, но и имущество должника, которое находится в его собственности. Однако при этом можно накладывать арест только на то имущество, которое не является необходимым для жизни человека.

Приставы, занимающиеся данным исполнительным производством, имеют право осуществлять следующие действия:

  • запрашивать документацию ответчика, которая может быть финансовой или персонально;
  • вызов ответчиков, а если они не могут прийти самостоятельно, то их представителей;
  • выполнение тех условий, которые прописываются в решении суда;
  • входить в жилые или нежилые помещения без разрешения или с ним;
  • давать поручения третьим лицам;
  • реализовать розыск неплательщика;
  • изымать его имущество и проводить его оценку и др.

Существует много возможностей для судебных приставов, которые позволяют возвращать долги. Важно, чтобы они были только законными и необходимыми, а в ином случае должник может оспорить правомерность действий приставов через суд.

Таким образом, закон, который описывает процесс и особенности исполнительного производства, заключает в себе огромное количество информации, которой должны пользоваться как судебные приставы, так и сами должники и кредиторы. Здесь имеются не только обязательства всех сторон, участвующих в процессе, но и их законные права.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Список сокращений

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ)

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ)

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ)

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ)

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ)

Закон о банках и банковской деятельности – Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) “О банках и банковской деятельности”

Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”

Закон о выезде из РФ и въезде в РФ – Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”

Закон о рынке ценных бумаг – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”

Закон о судебных приставах – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах”

Закон об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ)

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)

КТС – комиссия по трудовым спорам

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ)

Основы законодательства РФ о нотариате – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ)

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ)

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ)

ФЗИП 1997 г. – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”

ФССП России – Федеральная служба судебных приставов

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

Предисловие

Основные начала исполнительного производства . Исполнительное производство служит целям восстановления прав кредиторов и любых взыскателей в гражданском обороте. В этом заключаются конституционно значимые цели системы принудительного исполнения, социальное предназначение и необходимость для общества в содержании службы судебных приставов и специальном регулировании ее деятельности.

Исполнение судебных и иных юрисдикционных актов – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным актом, является по сути несуществующим, и подобная ситуация не может считаться нормальной. В связи с этим неоднократно как в доктрине гражданского права <1>, так и в актах Конституционного Суда РФ отмечалась связь права на судебную защиту и права на исполнение судебного решения.

——————————–

<1> См., например: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 30, 31; Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 6; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. С. 98, 99 и след.; Еременко М.С., Устьянцев С.Е., Ярков В.В. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций: Учеб.-практ. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006. С. 16.

В частности, в п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский” отмечено следующее. Европейский суд по правам человека в решении от 19 марта 1997 г. указал, что “право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда” (дело Hornsby c. Grece – Rec. 1997-II, fasc. 33)”.

В целом ряде решений Европейского суда по правам человека подчеркивается, что исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>.

——————————–

<1> Выдержки из судебных актов Европейского суда по исполнению судебных актов см.: Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 300 – 302, 383.

Вместе с тем это не дает основания для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Право на исполнение решения действительно является частью судебного разбирательства в его широком понимании и входит в целом в механизм судебной защиты, что, однако, не означает понимания исполнительного производства только как стадии судебного процесса.

Исполнительное производство находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и службы судебных приставов – федерального органа исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие характеристики исполнительного производства, в частности содержание ряда принципов, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее.

Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер имеют его принципы, права и обязанности участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, и выбор вариантов поведения для должника, обязанного исполнить соответствующее решение, ограничен. Исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника ограничен, поскольку он обязан исполнить акт – исполнительный документ. Должник вправе только выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

То же самое можно сказать о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, иным является характер стадий исполнительного производства. Его возбуждение определяется в основном волей взыскателя. Стадия подготовки к совершению исполнительных действий не содержит того круга действий, которые характерны для судопроизводства. Стадия осуществления исполнительных действий не связана с установлением большого количества юридических фактов; доказывание происходит не в том виде, какой характерен для судебного процесса. Кроме того, в исполнительном производстве имеется и стадия его окончания, отражающая завершение исполнительных действий.

Таким образом, задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также в контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Отсюда следует и этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое.

В силу того, что обязанности должника уже установлены решением суда, служба судебных приставов в лице ее уполномоченных должностных лиц – судебных приставов-исполнителей наделена правом применения мер принудительного характера в отношении лиц, обязанных исполнить судебное решение. В этом аспекте ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные характеристики Федерального закона “Об исполнительном производстве” . Прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ подробно и детально регулирует процессуально-процедурную деятельность органов принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц Службы, наделенных полномочиями по влиянию на развитие исполнительного производства. Соответственно подробно в Законе раскрыта общая часть, которая содержит детальное регулирование многих основополагающих положений. При этом в данном Законе нашла отражение практика работы Службы, учтены правовые позиции, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов; отдельные положения взяты из проекта исполнительного кодекса РФ <1>.

——————————–

<1> См.: Проект исполнительного кодекса Российской Федерации / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2008.

В частности, впервые в законодательном акте по исполнительному производству сформулированы принципы гражданского исполнительного производства. К их числу ст. 4 Закона относит следующие пять принципов: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П признал существование ряда специфических принципов исполнительного производства, в частности следующих: преимущественная защита прав должника, несостязательный характер исполнительного производства, обязательность соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства, направления правового регулирования и правоприменительной практики. Хотя указанные принципы прямо не выделены в Законе, их закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ придает им правовую форму и означает переход данных принципов из сферы правовой доктрины в область правовой действительности.

В Законе также расширено правовое регулирование исполнительных документов (гл. 2), сроков в исполнительном производстве (гл. 3), введена новая глава относительно извещений и вызовов (гл. 4). В гл. 5 “Исполнительное производство” сосредоточены основные нормы, регулирующие стадии его развития: возбуждение, осуществление исполнительных действий и формы приостановления, а также прекращение и окончание исполнительного производства. Глава 6 “Лица, участвующие в исполнительном производстве” и гл. 7 “Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения” содержат нормы, охватывающие практически все виды и способы исполнения. Главы 8 – 14 регулируют отдельные виды исполнительных действий и дифференцируются в зависимости от предмета соответствующего исполнительного производства, характера исполнительного документа – о признании, о присуждении, о совершении определенного юридически значимого действия и по другим критериям.

Более детальная проработка положений Закона позволила снизить степень усмотрения правоприменителей и внести определенность в содержание и характер исполнительных действий. В отдельных юридико-технических деталях Закон иногда допускает неоднозначное толкование, но это может быть преодолено как путем внесения в него изменений, так и посредством судебной практики.

Представленное вниманию читателя второе издание комментария подготовлено на кафедре гражданского процесса УрГЮА и продолжает традицию кафедры по научному изучению и освоению исполнительного производства как вида юридической деятельности, учебной дисциплины и особой сферы правового регулирования. В частности, на кафедре уже были подготовлены комментарий к первому Федеральному закону “Об исполнительном производстве” 1997 г., два комментария к новому Закону, два издания настольной книги судебного пристава-исполнителя, три издания практикума по исполнительному производству, ряд других учебных и учебно-практических пособий.

В 2007 г. на кафедре был успешно выполнен проект для Министерства юстиции РФ на тему “Анализ деятельности Федеральной службы судебных приставов России посредством обзора материалов средств массовой информации, проведения опросов и серий интервью с представителями внешней и внутренней среды” для оценки целесообразности введения в России системы небюджетного (частного) исполнения. Специалисты кафедры приняли активное участие в подготовке проектов исполнительного кодекса РФ как 2004 г., так и 2007 г. Более того, в 2007 г. УрГЮА была избрана Министерством юстиции РФ как головная организация для работы над проектом исполнительного кодекса РФ, который, возможно, в будущем заменит действующий Федеральный закон “Об исполнительном производстве”.

Второе издание комментария учитывает новеллы Закона, которые появились в нем после принятия в 2007 г., судебную практику и практику органов Федеральной службы судебных приставов по применению исполнительного законодательства.

Авторы комментария являются специалистами из разных сфер, но все они профессионально связаны с исполнительным производством: руководители органов исполнительной власти, прошедшие все ступени своей профессии, начиная с судебного пристава-исполнителя, а также судьи, адвокаты, преподаватели, изучающие проблемы исполнительного производства на протяжении многих лет и публикующие работы по данной тематике. Поэтому второе издание настоящего комментария будет полезным для судебных приставов-исполнителей, судей, адвокатов, других категорий юристов, так или иначе связанных с исполнительным производством, а также для преподавателей и студентов юридических вузов и факультетов в рамках изучения курсов гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства.

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (УРГЮА)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
2-е издание, исправленное и дополненное

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.В. ЯРКОВА

Абушенко Д.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 9, 10;

Безруков А.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА, адвокат – гл. 8 (кроме ст. ст. 79, 85, 88);

Загайнова С.К., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮА – гл. 3, 4, гл. 13 (в соавторстве с В.П. Кудрявцевой);

Кудрявцева В.П., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 13 (в соавторстве с С.К. Загайновой);

Кузнецов Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 11;

Малюшин К.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с С.Е. Устьянцевым);

Мирошниченко А.А., магистр права – ст. 67;

Павин Д.В., исполняющий обязанности руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, аспирант кафедры гражданского процесса УрГЮА – п. 3 комментария к ст. 60, гл. 12, гл. 14 – 16 (в соавторстве с Т.В. Ширяевой);

Панкратова Н.А., судья Свердловского областного суда, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 5 (кроме ст. ст. 33 и 46), гл. 17, ст. 128;

Устьянцев С.Е., помощник полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с К.А. Малюшиным);

Ширяева Т.В., кандидат юридических наук, начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 14 – 16 (в соавторстве с Д.В. Павиным), гл. 18 (кроме ст. 128);

Закон 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" формулирует порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется принудительная реализация судебных постановлений, актов иных органов и лиц, имеющих полномочия возлагать на субъектов обязанности передавать другим организациям, гражданам или в бюджет денежные средства и прочее имущество, либо совершать в пользу указанных лиц конкретные действия, а также воздерживаться от какой-либо деятельности.

Задачи системы

Закон "Об исполнительном производстве" (действующая публикация) в качестве основной функции института называет обеспечение своевременной реализации постановлений судов, актов прочих органов и лиц для защиты нарушенных свобод, прав и интересов организаций и граждан, а также в целях соблюдения обязательств по международным соглашениям. В случаях, предусмотренных нормами, указанные задачи распространяются и на иные документы.

Принципы

Их устанавливает 4 ст. Закона "Об исполнительном производстве". К основополагающим принципам нормативный документ относит:

  1. Уважение достоинства и чести гражданина.
  2. Законность.
  3. Своевременность осуществления надлежащих действий и применения принудительных мер.
  4. Неприкосновенность минимума имущества, который необходим для существования должника и его родственников (членов семьи).
  5. Соотносимость объема требований, предъявляемых взыскателем, и мер принуждения.

Уполномоченные органы

В качестве них 229 Закон "Об исполнительном производстве" называет структуры ФССН. Непосредственную реализацию указанных выше функций нормативный акт возлагает на судебных приставов подразделений местных (территориальных) органов службы. Полномочия указанных должностных лиц устанавливает рассматриваемый Закон. ФЗ "Об исполнительном производстве" предписывает обязательность соблюдения требований пристава для всех органов местного, государственного управления, организаций и граждан на всей территории страны. При нарушении данного положения уполномоченное лицо вправе применять принудительные меры.

Банк данных

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предписывает ФССН создавать и вести, в электронной форме в том числе, информационную базу. В ней должны присутствовать сведения, необходимые для реализации задач по своевременному принудительному выполнению судебных постановлений и актов иных органов и лиц. Порядок, в соответствии с которым формируется и ведется банк данных, устанавливается главным судебным приставом.

Общедоступная информация

К таким данным Закон "Об исполнительном производстве" относит:

Важный момент

Закон "Об исполнительном производстве", устанавливает, что приведенные выше сведения становятся общедоступными до даты завершения либо прекращения процедуры взыскания. Исключением являются случаи объявления должника в розыск (или его имущества), а также поиска ребенка. Последние считаются общедоступными до даты обнаружения материальных ценностей или указанных лиц. Исключением являются также сведения о возвращении ИЛ взыскателю по основаниям п. 3 и 4 ч. 1 статьи 46 рассматриваемого нормативного акта, данные о завершении производства по основаниям, сформулированным в п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47. Эта информация считается общедоступной на протяжении трех лет с даты окончания процедуры. Закон "Об исполнительном производстве" предписывает направление информации, необходимой для погашения задолженности по ИЛ, в государственную информсистему о муниципальных и государственных платежах.

Должники

В случаях, которые предусматривает Закон "Об исполнительном производстве", требования, которые присутствуют в постановлениях суда, других актах должностных лиц и структур, соблюдаются организациями, в том числе государственными, муниципальными учреждениями, банками и прочими кредитными компаниями, служащими и физлицами. Порядок устанавливает рассматриваемый нормативный документ.

Финансовые институты

Закон "Об исполнительном производстве" предусматривает направление акта, содержащего соответствующие требования, взыскателем непосредственно в банковскую или иную кредитную организацию. Вместе с данным документом субъект должен предъявить:

  1. Реквизиты расчетного счета, на которые должны поступить средства от должника.
  2. Личные данные. К ним относят, имя, фамилию, отчество (при наличии), гражданство, место проживания/адрес пребывания, реквизиты документа, по которому удостоверяется личность взыскателя, идентификационный номер плательщика налогов (если он имеется), сведения из миграционной карты и бумаги, подтверждающей право на жительство/пребывание на территории страны гражданина-взыскателя.
  3. Реквизиты организации. Если взыскателем выступает юрлицо, необходимо предоставить сведения о названии, ИНН (код иностранной компании), номер госрегистрации, адрес места расположения.

Представитель субъекта должен предъявить документ, подтверждающий его полномочия, а также информацию, указанную выше в п. 2.

Установление сроков

Закон "Об исполнительном производстве" (действующая редакция) определяет, что исчисление осуществляется в днях, месяцах, годах. Сроки устанавливаются календарной датой, периодом, в рамках которого должно быть произведено действие, указанием на какое-либо событие. Течение срока начинается со следующего дня после наступления факта, которым определено начало, или календарной даты.

Окончание периода

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает, что срок, который исчисляется годами, заканчивается в соответствующий день и месяц последнего года. Месячный период оканчивается в установленное число последнего м-ца. Если соответствующего дня нет в периоде, то завершение срока происходит в последний его день. Если последняя дата является нерабочей, то числом окончания будет следующий за ним рабочий день.

Пропуск срока

Если период по каким-то причинам пропущен, это не освобождает от обязанности выполнить установленные в исполнительном документе требования. Вместе с этим нормативный акт предусматривает ответственность за несвоевременное погашение обязательства. При пропуске срока обжалования вышестоящему служащему ФССП бездействий/действий или постановлений влечет возврат обращения без рассмотрения его по существу. Жалоба в этом случае считается неподанной.

Восстановление периода

Пропущенный срок для подачи жалобы может быть возвращен, если одновременно будет направлено ходатайство об этом с указанием причин пропуска. Если служащий, рассматривающий обращение, признает их уважительными, а время подачи соответствующих документов разумным, период может быть восстановлен. Такое решение не оформляется отдельным постановлением. Восстановление срока выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу. В случае отказа должностное лицо оформляет постановление. Копия этого документа должна быть отправлена заявителю не позднее следующего после вынесения решения дня. Данный документ может быть обжалован в установленном в законодательстве порядке. В случае пропуска срока для обращения в суд восстановление его осуществляется по процессуальным правилам.

Начало процедуры

Возбуждение производства осуществляется в соответствии с исполнительным документом по заявлению взыскателя. Допускается обращение представителя, имеющего документ, подтверждающий его полномочия. В заявлении может присутствовать ходатайство о применении ареста в отношении имущества для обеспечения исполнения требований, которые содержатся в исполнительном документе. В нем также могут приводиться ограничения для должника. Взыскатель может в заявлении указать сведения о лице, на которого накладывается взыскание, приложить документы, в которых присутствует информация о нем и прочие данные, имеющие существенное значение и способствующие своевременному и полному выполнению требований.

Судебные акты, постановления государственных органов или отдельных должностных лиц должны подлежать принудительному исполнению российскими гражданами. Но каким образом можно контролировать исполнение тех или иных норм? Ответ на этот вопрос предоставляет № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с изменениями от 2017 года.

Общие положения Федерального закона

Представленный нормативный акт содержит в себе ряд условий принудительного исполнения различных постановлений и документов. Что является задачами исполнительного производства? В статье 2 главы 1 "Основные положения" №229-ФЗ закреплены нормы, в соответствии с которыми задачами производства исполнительного характера является обеспечение своевременного и грамотного исполнения различных нормативных актов. Целью этого является, конечно же, защита прав, интересов и свобод человека и гражданина.

Исполнительное производство осуществляют специально на то уполномоченные органы - ФССП (служба судебных приставов федерального уровня) и ее территориальные отделения. Здесь же стоит выделить зарегистрированные коллекторские инстанции, также входящие в систему ССП.

В соответствии со статьей 3 рассматриваемого закона действует принцип приоритета международного права над национальным. Так, в случае противоречий должны действовать правила международного договора.

О принципах исполнительного производства

№ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" базируется на ряде принципов, которые стоило бы обозначить. Согласно статье 4 рассматриваемого нормативного акта первым и самым основным принципом производства исполнительного характера является, конечно же, законность. № 229-ФЗ не должен противоречить российской Конституции и международным договорам. Вторым принципом является уважение достоинства и чести гражданина. Несложно догадаться, что нормативный акт, призванный защищать права и свободы человека и гражданина, не должен умалять достоинство людей. Третий принцип - обеспечение своевременного совершения действия исполнительного характера. Сюда же входит применение исполнительных мер в принудительном порядке. Этот принцип закрепляет обязанность качественно и эффективно осуществлять основные процессуальные действия.

Последние два принципа, согласно № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", касаются неприкосновенности установленного имущественного минимума должников и членов его семьи, а также соотносимости требований взыскателя и мер принудительного характера.

Участники исполнительного производства

Согласно статье 48, основными лицами в осуществлении производства исполнительного характера являются:

  • должник и взыскатель;
  • граждане, указанные в документе, занимающиеся исполнением требований;
  • переводчики, понятые, эксперты, свидетели и многие другие лица, указанные в документе по исполнительному производству.

Все стороны производства имеют право на ознакомление с материалами дела, на снятие с них копий, на подачу ходатайств и жалоб.

Исполнительные документы

Документация играет важнейшую роль в осуществлении производства исполнительного характера. Закреплены в статье 12, главе 2 № 229-ФЗ исполнительные документы следующего типа:


№ 229-ФЗ от 02.10.2007 закрепляет требования к документам исполнительного характера. В статье 13 говорится, что в любом из представленных выше типов документации должны содержаться сведения об органе, который выдал документ, информация о должнике или взыскателе, местонахождение отдельных органов и т.д.

О сроках в исполнительном производстве

В главе 3 № 229-ФЗ содержится информация о периодах исполнительного производства. Согласно статье 15, сроки должны определяться календарными датами. В них не могут быть включены выходные дни. Все сроки устанавливаются, конечно же, соответствующей инстанцией, в чьи обязанности входит составление документа о производстве исполнительного характера. А когда срок может быть завершен? Вот на что указывает статья 16:

  • день, указанный в документе по исполнительному производству;
  • день, предшествующий дню, установленному в документе, если необходимо совершить ряд действий до обозначенной даты.

Пропуск сроков, согласно статье 17 рассматриваемого закона, влечет за собой наложение ответственности.
Однако пропущенные сроки можно восстановить. Об этом гласит статья 18 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Для этого должно быть подано специальное ходатайство с указанием уважительных причин пропуска. ССП после его рассмотрения примет соответствующее решение. Сроки также можно приостановить и продлить. Решения здесь принимает соответствующий государственный орган.

Об исполнительном производстве

Возбуждает производство исполнительного характера судебный пристав-исполнитель. Подписывается заявление, в котором могут содержаться любые законные требования. Вся необходимая документация направляется по месту совершения исполнительных действий.

В возбуждении делопроизводства может быть отказано. На то должны быть следующие основания:

  • не все документы заверены или подписаны;
  • документы были направлены не туда, куда надо;
  • истек срок исполнительного производства;
  • документы уже были представлены ранее;
  • соответствующий судебный акт еще не вступил в силу.

Когда прекращается исполнительное производство? В действующей редакции № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" говорится о следующих случаях:

  • смерть должника;
  • утрата права на исполнение соответствующего документа;
  • отказ взыскателя от своих требований.

Оканчивается исполнительное производство только тогда, когда будут выполнены все указанные в документе требования.

Об исполнительных действиях

Важнейшим элементами осуществления исполнительного производства являются исполнительные действия. Согласно статье 64 № 29-ФЗ "Об исполнительном производстве" существуют следующие виды действий исполнительного характера:

  • проведение проверок документации;
  • запрос сведений и персональных данных об участниках производства;
  • вызов сторон производства исполнительного характера;
  • передача юридическим и физическим лицами требований, которые закреплены в документах исполнительного характера;
  • посещение жилья должника без его собственного согласия, но с разрешения судебного пристава;
  • наложение ареста на имущество;
  • осуществление розыска должника;
  • рассмотрение и анализ ходатайств и жалоб со сторон производства;
  • взыскание исполнительных сборов;
  • установление ограничений временного характера для должника;
  • проверка правильности исполнительных действий и т.д.

Таким образом, в обязанности лиц, осуществляющих исполнительное производство, входит по-настоящему большое количество функций.

Про исполнительный сбор

Что представляет собой исполнительный сбор? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 112 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с комментариями от 28.05.2017 года. Денежное взыскание, которое налагается на должника в случае неоднократных нарушений установленных судом правил, и есть взыскание исполнительного характера. Сборы от подобных взысканий поступают в бюджет федерации.

Размер исполнительного взыскания равняется семи процентам от суммы, которая подлежит взысканию. Однако сумма не должна быть меньше 1 тыс. рублей для физических лиц и 50 тыс. рублей для лиц юридических.

О защите прав участников производства

Глава 17 рассматриваемого нормативного акта закрепляет нормы защиты сторон производства. В статье 118 говорится про защиту прав взыскателя, если требования исполнительного документа были исполнены несвоевременно. Так, взыскатель вправе предъявлять лицам, что выплачивают должнику зарплату, стипендию или иные платежи, иски о взыскании денег с выплат.

В статье 119 говорится о возможности подавать ходатайства в суд в случае возникновения споров имущественного характера. То же самое касается и возмещения убытков. Можно оспаривать и действия судебных приставов. Все это должно осуществляться только в судебном порядке.

ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" с изменениями от 28 мая 2017 года

Какие изменения были внесены в рассматриваемый нормативный акт в 2017 году? Стоит выделить дополнение статьи 22, в которой говорится перерыве срока документа исполнительного характера. Пункт 3.1 гласит о периодах возобновления действия исполнительных документов.

Статья 70, закрепляющая нормы про обращение взыскания в денежную форму, была дополнена правилом о возвращении документа банком в установленные сроки. Статья 98 про обращение взыскания в зарплату была дополнена нормами о работодателе должника и его обязанностях при обращении взыскания в зарплату.

Loading...Loading...