Законодательства закрепляющие принципы права социального обеспечения. Принципы социального обеспечения


Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.
Принципы могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права соц. защиты:
1. Всеобщность – право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.
2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (пр: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).
3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:
 Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
 Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).
4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);
5. Многообразие видов социального обеспечения:

материальная помощь социальное обслуживание
оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки
выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос органов или общ организаций в пользу обеспечиваемых)
Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Социальное обслуживание включает в себя:
Протезирование; Предоставление средств передвижения инвалидам; Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов; Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;
Санаторно-курортное лечение и т.д.


  • Правоотношения по соц.обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения п. Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению. Субъекты и объекты правоотношений.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Источники ПСО


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспече... подробнее ».


  • Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.Си�.
    Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению.
    Понятие , виды и юридическое значение трудового стажа. Трудовой стаж – учитываемая при...


  • Классификация методов управления по их мотивацион-ным характеристикам включает три группы методов.
    Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов , команд, регламентирующих и административных актов.


  • Понятие и классификация принципов МП и их международно-правовое значение. 7 принципов (по декларации 1970 года) - принцип суверенного равенства государств - предполагает, что суверенным признается государство, отвечающее признакам...


  • Понятие об эмоциях. Классификация и функции эмоций и эмоциональных состояний, их характеристика .
    Характеристики эмоций и чувств: 1. Носят личностный (субъективный) характер .


  • Признаки преступления – основные черты, которые в совокупности формируют понятие преступления.
    Степень общественной опасности – количественная характеристика , которая определяется значимостью
    Критерием классификации выступает общественная опасность.

Найдено похожих страниц:10


  • § 2. Содержание принципов права социального обеспечения
  • Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению
  • § 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
  • § 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • § 3. Пенсионные правоотношения
  • § 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций
  • § 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей
  • § 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения
  • § 7. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан
  • Особенная часть
  • Раздел I. Трудовой стаж
  • Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды
  • § 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация
  • § 2. Общий трудовой стаж
  • § 3. Специальный трудовой стаж
  • § 4. Страховой трудовой стаж
  • § 5. Непрерывный трудовой стаж
  • Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа
  • § 1. Исчисление трудового стажа
  • § 2. Подтверждение трудового стажа
  • Раздел п. Пенсионное обеспечение Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России
  • § 1. Пенсионная система России, ее современное состояние
  • § 2. Понятие пенсий и их классификация. Право выбора пенсии
  • Глава 9. Пенсия по старости
  • § 1. Понятие пенсии по старости
  • § 2. Пенсия по старости на общих основаниях
  • § 3. Пенсия по старости на льготных основаниях
  • § 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
  • § 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере
  • § 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже
  • § 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии
  • Глава 10. Пенсия по инвалидности
  • § 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение
  • § 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях
  • § 3. Пенсия но инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих
  • § 4. Размер пенсии по инвалидности. Надбавки к пенсии
  • Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца
  • § 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество
  • § 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях
  • § 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих
  • § 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии
  • Глава 12. Пенсия за выслугу лет
  • § 1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • § 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения
  • § 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии
  • Глава 13. Социальная пенсия
  • § 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления
  • § 2. Размеры социальных пенсий
  • Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда
  • § 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются
  • § 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения
  • § 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий
  • § 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии
  • § 5. Адаптация пенсионных выплат
  • Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет
  • § 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение
  • § 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения
  • § 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия
  • Глава 16. Выплата пенсии
  • § 1. Общие правила выплаты государственной пенсии
  • 1. Выплата пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении.
  • 2. Выплата пенсий за время пребывания пенсионера в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
  • 3. Выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно.
  • 4. Приостановление выплаты пенсии за время лишения свободы по приговору суда.
  • 5. Выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
  • § 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам
  • § 3. Удержания из пенсии
  • Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан
  • § 1. Формирование привилегированной пенсионной системы
  • § 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих
  • § 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей
  • Основной нормативный материал к разделу II Особенной части
  • Раздел III. Социальные пособия,
  • § 2. Классификация пособий и методы определения их размеров
  • Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности
  • § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности
  • § 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности
  • § 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия
  • § 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности
  • Глава 20. Пособие по безработице
  • § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице
  • § 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления
  • Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством
  • § 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • § 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
  • § 3. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • § 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • § 5. Ежемесячное пособие на ребенка
  • Глава 22. Иные социальные пособия
  • § 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • § 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений
  • § 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека
  • § 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам
  • § 5. Единовременные пособия беженцам
  • § 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • § 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом
  • § 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот
  • § 9. Пособие на погребение
  • Глава 23. Компенсационные выплаты
  • § 1. Понятие и виды компенсационных выплат
  • § 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
  • § 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход
  • § 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание
  • Глава 24. Государственная социальная помощь
  • § 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью
  • § 2. Виды (формы) государственной социальной помощи
  • Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей
  • § 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • § 2. Основные виды обеспечения по страхованию
  • 1. Пособие по временной нетрудоспособности.
  • 2. Единовременные страховые выплаты.
  • 3. Ежемесячные страховые выплаты.
  • 4. Обеспечение в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного.
  • § 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения
  • Раздел IV. Охрана здоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь Глава 26. Медицинская помощь и лечение
  • § 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды
  • § 2. Санаторно-курортное лечение
  • Глава 27. Лекарственная помощь
  • § 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью
  • § 2. Бесплатная лекарственная помощь
  • § 3. Лекарственная помощь со скидкой
  • Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения
  • Глава 28. Социальное обслуживание
  • § 1. Понятие социального обслуживания
  • § 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов
  • § 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами
  • § 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях
  • § 5. Социальное обслуживание детей
  • Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения
  • § 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания
  • § 2. Дифференциация социальных льгот, их виды
  • Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении
  • Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения
  • § 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт
  • § 2. Содержание принципов права социального обеспечения

    Специфика принципов права социального обеспечения обусловлена тем, что ее нормы регулируют общественные отношения, являющиеся по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды старых, больных людей, инвалидов, семей с детьми, безработных, бедных. Ресурсы эти ограничены, в связи с чем как в советское время, так и сейчас они выделяются по так называемому остаточному принципу. В силу этой реальности многие основополагающие идеи, закрепленные в праве социального обеспечения еще до начала экономических реформ в стране, так и остались нереализованными, а некоторые уже в постсоветский период перестали быть даже ориентирами в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

    Так, в прошлом к числу принципов права социального обеспечения относился такой принцип, как предоставление социального обеспечения в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития государства 89 . Этот принцип не был реализован ни в советский период, ни тем более сейчас, когда уровень жизни тех, кто находится в орбите права социального обеспечения, снизился за последние несколько лет в гораздо большей степени, чем занятого населения, и продолжает неуклонно снижаться.

    Проблеме принципов права социального обеспечения уделено много внимания как в специальной, так и в учебной литературе 90 . Анализ высказанных точек зрения по данному вопросу свидетельствует об отсутствии единого подхода к формулировке принципов данной отрасли и к количественному их определению. Это, очевидно, объясняется различным подходом к выявлению сущностных свойств норм права социального обеспечения. Кроме того, в некоторых случаях к принципам отрасли относят принципы организации и финансирования социального обеспечения, т. е. принципы иных отраслей права (административного, финансового), которые хотя и тесно связаны с принципами права социального обеспечения, но отражают основополагающие идеи отраслей, предметом которых являются совсем иные общественные отношения. К числу таких принципов можно отнести, например, принципы осуществления обязательного социального страхования, закрепленные в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» 91 .

    Зачастую до сих пор к принципам права социального обеспечения относят те принципы, которые характерны лишь для отдельных правовых институтов этой отрасли. Так, В. Ш. Шайхатдинов отраслевым принципом считает связь, как правило, обеспечения с трудом. Между тем этот принцип не охватывает всю систему социального обеспечения (он не касается пособий в связи с наступлением некоторых обстоятельств, пособий на детей, социальных пенсий, многих видов социального обслуживания и ряда социальных льгот).

    К отраслевым принципам права социального обеспечения, конкретизирующим общеправовые и межотраслевые принципы, относятся следующие.

    1. Всеобщность социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает равную для каждого возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, т. е. реализовать право на социальное обеспечение, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., в Конституции Российской Федерации. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам, а равно и лицам без гражданства.

    Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

    Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.

    2.Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.

    Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.

    Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

    3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), - право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    На современном этапе утверждать, что этот принцип полностью реализуется, нет оснований. В то же время государство не освобождается от юридического обязательства по его претворению в жизнь в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и по которому Россия как правопреемница СССР несет все обязательства.

    Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.

    В 1990 г. была предпринята попытка определить и установить минимальный размер пенсии по старости на уровне прожиточного минимума. Однако в дальнейшем в силу известных социально-экономических причин от этого пришлось отказаться.

    Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. было установлено, что начиная с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством. Правительству предлагалось предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с 1 января 1998 г. указанного выше соотношения минимального размера пенсий по старости с учетом компенсационной выплаты к прожиточному минимуму. Данный Указ не реализован до сих пор: минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и к 2000 г. оказался значительно ниже прожиточного минимума.

    Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусматривается, что на основе прожиточного минимума должны определяться минимальный размер пенсии, минимальная заработная плата, иные фиксированные социальные выплаты. Закон предусмотрел поэтапное приближение указанных выплат к прожиточному минимуму. В целях его реализации принят еще один Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

    Постановлениями Правительства РФ от 31 мая и от 11 августа 2000 г. установлен промежуточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России за I и II квартал 2000 г. За II квартал 2000 г. прожиточный минимум в целом по России в расчете на душу населения составляет 1185руб., для трудоспособного населения 1290 руб., пенсионеров 894 руб., детей 1182 руб. В постановлениях указывается, что величина прожиточного минимума устанавливается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2001 г.

    С принятием этих постановлений завершилось формирование правового механизма, обеспечивающего полную реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

    В целях реализации данного принципа в июле 1999 г. впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Размер этой помощи составляет разницу между фактическим доходом человека (семьи) и прожиточным минимумом в регионе.

    Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности - возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок. Пенсия по старости предназначена для того, чтобы гарантировать источник средств достойного существования. В то же время некоторые виды социального обеспечения вовсе не рассчитаны на предоставление полного обеспечения (например, пенсия по инвалидности III группы; пенсия по случаю смерти одного из родителей; различного рода социальные пособия и компенсации, предоставляемые с целью материальной поддержки), в связи с чем их уровень не должен устанавливаться в соответствии с рассматриваемым принципом. Кроме того, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская, лекарственная помощь, различные льготы, предоставляемые по системе социального обеспечения).

    Иногда принцип, о котором идет речь, формулируется иначе: как обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума. Такая формулировка обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан как промежуточная цель на пути к полному претворению в общественной практике международного принципа. Кроме того, обеспечение на уровне прожиточного минимума в ряде случаев, о которых говорилось выше, не является объективно необходимым и социально оправданным.

    4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

    Право социального обеспечения России к их числу относит следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.

    В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.

    С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.

    Денежная форма обеспечения - это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия - по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.).

    Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).

    Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.

    5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.

    Полный «набор» оснований для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в правовых предписаниях массива законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других - критерии материального положения и т.д. Наиболее часто различные критерии пересекаются. В некоторых законах называются основные критерии, хотя дифференциация осуществляется фактически с учетом и многих иных обстоятельств. Так, в преамбуле Закона 1990 г. указывается, что основными критериями дифференциации норм и условий пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты; фактически же учитываются также семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев), необходимость постоянного ухода за ним, место его жительства и т.д.

    Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Следует отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо и оправдано в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения, и к тому же небывалого расслоения семей по уровню доходов и ограниченных финансовых ресурсов государства, вынуждающих его сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения.

    6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.

    В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы, осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.

    Наряду с отраслевыми принципами права социального обеспечения выделяются и внутриотраслевые принципы. Это могут быть основополагающие идеи, отражающие сущность правовых норм ряда институтов отрасли либо ее отдельных институтов.

    Так, к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся следующие: исчисление пенсий на основе индивидуального заработка и установление их в твердых размерах, равных минимальным размерам, когда исчислить пенсию из индивидуального заработка невозможно; ограничение предельного размера трудовых пенсий (прямо либо косвенно) определенным максимальным размером; установление соответствующих компенсационных надбавок к пенсиям (кроме пенсии по инвалидности III группы), в том числе сверх их максимального размера, и т.д. Принципами пединститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола, дифференциация требуемого общего трудового стажа по тому же признаку; снижение в ряде случаев пенсионного возраста и стажевых требований и т.д.

    Правовыми принципами обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются предоставление права на эти пособия лишь работающим и исчисление размера пособия из полного заработка. В то же время принципом обеспечения пособием по беременности и родам является выплата пособия всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от каких-либо обстоятельств, а пособиями по временной нетрудоспособности в размере полного заработка лишь при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профзаболевания, а в остальных случаях - с учетом иных обстоятельств: длительности непрерывного трудового стажа, семейного положения, некоторых других причин наступления временной нетрудоспособности.

    Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны. Последний пример - принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.

    Контрольные вопросы:

      Что понимается под правовым принципом?

      Какова система правовых принципов и как они классифицируются?

      Расскажите об общеправовых и межотраслевых принципах, проявляющихся в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению.

    4. Что понимается под отраслевым принципом права социального обеспечения?

      Какова сущность принципа всеобщности социального обеспечения?

      Определите круг субъектов, социальное обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета.

      Сопоставьте многообразие оснований для социального обеспечения с многообразием его видов.

      Каковы основные критерии дифференциации в социальном обеспечении граждан?

      Назовите внутриотраслевые принципы комплексного института пенсионного обеспечения.

      Перечислите принципы институтов, нормы которых регулируют обеспечение граждан пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

    Под принципами понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

    К общесоциальным относятся такие принципы, как социальная свобода, справедливость, демократизм, гуманизм и другие.

    Социально-юридическими являются такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др.

    Принципы права могут быть классифицированы в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

    Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и др.

    Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласности судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права.

    Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его вина. Этот принцип является уголовно-правовым.

    В гражданском процессуальном праве имеется отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип является отражением автономного положения субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к стадии и прекращаются главным образом под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.

    Рассмотрим некоторые из названных принципов различных видов.

    Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства. Его суть состоит в закреплении правом отношений между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности.

    Гуманизм проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана при ее последовательной реализации защитить гражданина от неправомерного посягательства. Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально активной правомерной жизни.

    В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать в правовом государстве.

    Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

    Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному в зависимости от конкретной ситуации, таланта, трудолюбия, социальных условий и других субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В связи с этим остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Этот принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения независимо от занимаемого должностного и служебного положения.

    Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма являются порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

    Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например) .

    Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .

    Правовые принципы в сфере социального обеспечения были предметом изучения многих известных ученых-правоведов: В.С. Андреева, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской,

    Э.Г. Тучковой и др.

    Отраслевые принципы развиваются динамично с экономическим, политическим, социальным развитием общества. Основными положениями данной отрасли являются принципы социального, материального обеспечения некоторых слоев общества, нуждающихся в социальной поддержке.

    Поэтому под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающиеся идеи, руководящие начала, которые отражают единство отрасли права социального обеспечения.

    Отраслевые принципы права социального обеспечения у ряда авторов сформулированы по-разному. Например, Е.Е. Мачульская называет их в следующем порядке:

    • всеобщность права на социальное обеспечение;
    • дифференциация в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатических зон, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
    • гарантированность социального обеспечения при наступления социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
    • ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни .

    Принцип всеобщности имеет значение применительно к кругу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. В определенный период данный круг лиц имел весьма ограниченный характер. Но в связи с изменением ТК РФ работодатель осуществляет обязательное социальное страхование, т.е. работодатель обязан платить страховые взносы в различные государственные внебюджетные фонды. В Законе о трудовых пенсиях применяются такие категории лиц, как граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и застрахованные в силу закона. Категория гражданства имеет статус прав и обязанностей и взаимосвязь человека с государством. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение, а также на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной области.

    Национальное законодательство включает все усилия для реализации положений декларации. Так, в Законе о медицинском страховании предусматривается, что обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с федеральным и территориальными программами государственных гарантий. Круг лиц, в соответствии с данным законом подлежащий обязательному медицинскому страхованию, наиболее широкий.

    Действия государства по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности продолжается и на современной этапе.

    Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению является одним из важнейших и сложнейших принципов в праве социального обеспечения.

    Критерии дифференциации имеют объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда). Кроме того, важно учитывать еще особые субъективные свойства участников правоотношений (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).

    Многие объективные критерии дифференциации закреплены в законодательстве и их можно разделить на группы, виды.

    Известный ученый-правовед Э.Г. Тучкова разделяет критерии дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению на три группы: системные , видовые и внутривидовые ".

    Первая группа включает критерии, обусловливающие наличие нескольких организационно-правовых форм социального обеспечения .

    Во вторую группу включается видовые критерии, связанные с наступлением социального риска или иного значимого обстоятельства (например, старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет, отсутствие источников средств существования).

    Третья группа включает внутривидовые критерии. Они носят, как правило, объективный характер (природно-климатические, вредные условия, тяжелые и особо вредные условия). Субъективные условия - это, например, свойства участников правоотношений, физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

    Дифференциация нужна, так как материальное положение ряда категорий лиц должна выравниваться, но тем не менее она должна носить необходимый характер. Поэтому установление ряда специальных норм для отдельных категорий населения, которые имеют особые заслуги перед государством, крайне важны. Это, например, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, лица, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионеры, инвалиды I и II группы и пр.).

    Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска - принцип, который реализуется, если наступает конкретный случай, событие: безработица, болезнь, старость, трудовое увечье, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинском помощи.

    К сожалению, рыночные отношения не способствуют повышению материальной обеспеченности населения, в связи с этим необходимо уточнять принципы права социального обеспечения и их содержание. Бедность, нищета населения - один из составляющих элементов рыночных отношений за последнее время.

    Так, практически на одном уровне держится коэффициент бедности, составляющий, как это следует из последних экономических расчетов, свыше 13%. По предварительным данным, коэффициент бедности в III квартале 2011 г. приближается к 15%. Также практически не снижается доля общей численности живущих ниже порога нищеты, бедных и малообеспеченных граждан страны, составляющая примерно 40% населения России .

    Социальная помощь - один из видов борьбы с бедностью. Поэтому страховые случаи должны в законе меняться динамично в зависимости от ситуации. В настоящее время существует 12 видов обеспечения. Можно утверждать, что активно снижается численность среднего класса в России, увеличивается число богатых и очень богатых людей .

    Не вызывает никаких сомнений, что причины бедности - прежде всего коррупция, политическая ситуация, финансово-экономический кризис.

    Но и при финансово-экономическом кризисе богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. В силу этих причин значение Федерального закона «О государственной социальной помощи» крайне актуально. Так, право на получение социальных услуг связано с возникновением трудной жизненной ситуации. Создание кризисных центров для определенных категорий лиц, условия их реабилитации остаются крайне важными.

    Но, с точки зрения автора, следует вспомнить о некоторых завоеваниях советского периода: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, бесплатное получение жилья. Такой критерий, как наличие необходимого уровня трудового стажа для получения пенсии, является в настоящее время также весьма актуальным.

    Принцип означает, что все пенсии, пособия, компенсационные выплаты иные виды социальной помощи должны соответствовать достойному прожиточному уровню жизни. Этого требуют ст. 7 Конституции, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.

    Но в настоящее время этот принцип не реализуется. Пенсионная система в кризисе. Понятие «прожиточный минимум» имеет правовое содержание и должно быть предусмотрено национальным законодательством.

    На сегодняшний день величина прожиточного минимума не только не соответствует размерам пенсий, пособий и пр. По мнению автора, пенсионная система нуждается в серьезной реформе и следует определиться по основным позициям. Увеличение пенсионного возраста - обязательный шаг, т.е. для мужчин и женщин 62 года. Максимальный размер пенсий не устанавливается (но зависимость от длительности трудового стажа обязательна), минимальный размер должен соответствовать минимальному прожиточному уровню. Необходимо установить отраслевую дифференциацию при назначении пенсии (например, вредные условия труда и пр.).

    Есть неблагоприятные условия для обеспечения достойного уровня жизни в стране. Одна из них - демографическая ситуация. Рождаемость - это проблема государственная. Следовательно, программа рождения детей имеет комплексный характер и предусматривает поэтапное обеспечение увеличения рождаемости.

    Женщины, имеющие двух и более детей и занимающиеся их воспитанием, должны получать трудовую пенсию по старости.

    Структура пенсии по старости должна складываться из заработка работника и среднего заработка в стране.

    Принцип получения различных видов социального обеспечения в зависимости от наступления одного и того же обстоятельства нужно сохранить. Так, в связи с рождением ребенка мать получает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

    Вложение в социальную сферу зависит от увеличения числа среднего класса населения, производства, экономики.

    2 Тучкова Э.Г. Указ. соч.

  • См.: Федосеев В.В. Социальная стратификация населения России: состояние идинамика. РГСУ. Филиал в г. Люберцы: Сб.: Материалы межвуз. науч.-практ, конф.(17 ноября 2011 г.) М.: Восход-А, 2011. С. 262.
  • См.: Федосеев В. В. Указ. соч. С. 260.
  • Принципы права – это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной в теории отечественного права. Но в последнее время взгляды специалистов изменились. Появилась точка зрения, согласно которой определять принципы правового регулирования только как руководящие идеи нельзя, так как идеи – это категория правосознания или правовой науки. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. А правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .

    По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

    • – на общеправовые, свойственные всем отраслям права;
    • – межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
    • – отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
    • – внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

    Особенности преломления общеправовых и межотраслевых принципов в праве социального обеспечения подробно изложены М. В. Филипповой . К общеправовым принципам, оказывающим существенное влияние на правовое регулирование отношений по социальному обеспечению, она относит принципы гуманизма, равенства прав, социальной справедливости, признания права каждого на жизнь, федерализма, неприкосновенности частной жизни. Рассмотрим наиболее важные из них.

    Принцип гуманизма выражается в государственном признании и закреплении права на человеческое достоинство в Конституции РФ. Право на достоинство распространяется на каждого человека. Преступники, нищие, бродяги, психически больные, инвалиды – все социальные слои населения должны иметь право на уважение и почтение. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. подчеркивается, что достоинство личности является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

    Достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере создавать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство .

    Достоинство личности в Российской Федерации охраняется государством. Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Отсюда вне закона должны быть все формы унижения человеческого достоинства.

    Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о социальном обеспечении. Так, принцип гуманизма является одним из основных принципов социального обслуживания, закрепленных в ст. 5 Закона об основах соцобслуживания, а также в ст. 3 и 7 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

    Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством РФ (п. 4 ст. 12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"). За нанесение побоев и истязаний установлена уголовная ответственность (ст. 116 и 117 УК РФ).

    Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об основах охраны здоровья граждан приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

    Принцип равенства прав граждан является общепризнанным принципом международного права, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. и других международных актах. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указанные принципы образуют основу правовой системы страны.

    Равенство прав человека и гражданина закреплено в п. 2 ст. 19 Конституции РФ. На основе конституционного принципа равенства отраслевое законодательство о социальном обеспечении устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

    Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних международных договоров.

    Принцип социальной справедливости отражает социальную направленность российского государства. Вместе с тем вопрос о степени воплощения в России концепции социального государства имеет фактическую и юридическую стороны. Юридическая сторона включает перечень определенных показателей, характеризующих социальное государство. К их числу относятся реализация социальной функции бизнеса (частной собственности и предпринимательской деятельности); минимальный размер оплаты труда; эффективность механизма социального партнерства; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и др.

    То, что основу конституционной экономики составляет принцип социальной справедливости, признавал еще немецкий канцлер Бисмарк в конце XIX в.

    Сегодняшний период конституционного регулирования экономических отношений связан с преобразованием общей конституционной модели традиционных либеральнодемократических стандартов. Изменение конституционных основ российской экономики осуществляется по двум направлениям: 1) значительное расширение роли и объема регулятивного воздействия государства; 2) "социализация" экономической системы.

    Первое направление отражает объективный мировой процесс усиления государственных начал в экономике. Перед современными государствами стоят сложнейшие задачи: с одной стороны, обеспечить функционирование рыночной экономики (свободу экономической деятельности, защиту конкурентной среды и частной собственности) в условиях расширения социальных обязательств, а с другой – сохранить государственный суверенитет, важнейшим элементом которого является экономический суверенитет. Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., наглядно показал значимость государственного участия в экономических отношениях. Это участие – основная институциональная гарантия социально-экономического развития и стабильности общества.

    Вторым направлением модификации конституционных основ экономической системы является социализация, которая проявляется в повышении политико-правовой ответственности частных собственников, изменении соотношения частной и публичной форм собственности в сторону определенного приоритета последней, обосновании и применении в качестве ведущего конституционного принципа идеи социальной справедливости .

    Нашему государству с переходной системой ценностей сложно определиться с границами социальных обязательств публичной власти перед населением. На этапе первоначального накопления капитала легче использовать классические либеральные модели для ухода от социальных обязательств образца социалистического периода. Но сегодня в России чрезмерные рыночные иллюзии рассеялись, наполнение бюджета позволяет государству вспомнить о содержании ст. 7 Конституции РФ. Поэтому усиливается потребность в поиске оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком.

    Так, по мнению О. Е. Кутафина, "главной причиной хронического неблагополучия в стране является несправедливое распределение собственности, созданной всем народом, а оказавшейся в руках считанного количества приближенных к власти" .

    Поскольку по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению части валового внутреннего продукта (ВВП) в пользу лиц, пострадавших от социальных рисков, то доля ВВП, выделяемая государством для этих целей, должна определяться на основе принципа социальной справедливости. Очевидно, что ни одно даже самое экономически развитое и богатое государство не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности лиц, не имеющих по не зависящим от них причинам или имеющих недостаточный для достойной жизни источник средств существования. "Поэтому объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров" . Критерии нормирования являются "инструментами", с помощью которых эта система работает для достижения главной цели – повышения благосостояния населения. От того, насколько они социально справедливы и научно обоснованны, зависит эффективность функционирования системы социального обеспечения.

    Принцип федерализма закреплен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Этот принцип организации государственной власти имеет в России глубокие исторические корни.

    Для права социального обеспечения особое значение имеют такие составляющие этого принципа, как разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и равноправие субъектов РФ. Конституционное положение о равноправии всех субъектов между собой выражается в установлении единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами РФ. Однако правовое равенство субъектов РФ не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, которые во многом зависят от территории, географического положения, численности населения, исторических и иных региональных особенностей. Промышленно развитые субъекты РФ за счет собственных средств устанавливают дополнительные выплаты для ветеранов войны и труда, многодетных и неполных семей, реализуют региональные программы трудоустройства инвалидов и безработных, оказывают социальную помощь малоимущим гражданам и семьям, чей среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.

    Принцип неприкосновенности частной жизни имеет прямое действие и многогранное содержание. Под неприкосновенностью частной жизни Конституция РФ и федеральное законодательство подразумевают невмешательство в частную жизнь; неприкосновенность личной и семейной тайны (тайны частной жизни). От уровня его гарантированности зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

    Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну (п. 6 ч. 1 ст. 30, ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Не подлежат разглашению и записи актов гражданского состояния. К сфере личной жизни граждан относится тайна усыновления (ст. 139 СК РФ). Ответственность за ее разглашение предусмотрена ст. 155 УК РФ.

    В связи с усилением роли информации в жизни человека все большее число исследователей специально выделяют информационную форму выражения частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни в информационном смысле означает неприкосновенность личной информации, любых конфиденциальных сведений о человеке, которые он предпочитает не предавать огласке.

    Совет Европы в 1981 г. принял Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Эта Конвенция гарантирует каждому частному лицу соблюдение его прав и основных свобод, и особенно его права на личную жизнь, при автоматизированной обработке данных личного характера. Личными данными является "любая информация, относящаяся к физическому лицу, идентифицированному или которое может быть идентифицировано".

    Особое значение этого принципа для права социального обеспечения заключается в необходимости охраны данных о застрахованных лицах при ведении ПФР индивидуального персонифицированного учета, выдаче больничных листков и ведении медицинской документации, социальном обслуживании граждан и т.п.

    К межотраслевым принципам правового регулирования, находящим своеобразное преломление в социальном обеспечении, М. В. Филиппова относит принципы равенства форм собственности, защиты от бедности, государственной поддержки семьи, охраны здоровья и др.

    Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения. Довольно удачным следует признать вариант, автором которого является Э. Г. Тучкова .

    Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах B. С. Андреева, К. С. Батыгина, А. Н. Егорова, А. Д. Зайкина, Р. И. Ивановой, В. А. Тарасовой, В. Ш. Шайхатдинова и др. В последнее время формулировка основных принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности. В новейшем законодательстве, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, внутриотраслевые принципы закрепляются непосредственно в нормах права. Это особые нормы, не имеющие традиционной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции). Их нельзя использовать для урегулирования конкретного отношения между субъектами права, но они играют главную роль при обозначении перспектив развития всей совокупности отраслевых норм.

    Принципы охраны здоровья сформулированы в ст. 4 Закона об основах охраны здоровья: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны и др.

    В качестве примера можно привести Закон об основах соцобслуживания. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, профилактическая направленность.

    Опираясь на законодательство и научные исследования, можно сформулировать отраслевые принципы права социального обеспечения. В качестве основных принципов следует назвать:

    • – всеобщность права на социальное обеспечение;
    • – дифференциацию в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
    • – гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
    • – ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

    Кроме общих, существуют специфические принципы для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст. 4 Закона об основах соцстрахования закреплены основные принципы осуществления социального страхования, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

    Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006. С. 6–8.

  • Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 342.
  • Тучкова Э. Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении. Материалы пятой международной научно-практической конференции "Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения". М. : Проспект, 2009. С. 401.
  • См.: Право социального обеспечения / пол ред. М. В. Филипповой. C. 96-100.
  • См.: Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учеб.-методич. пособие. М., 1995. С. 7, 8.
  • Обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. К роме прочего, они отражают общественную направленность политики государства. Далее в статье будут рассмотрены такие вопросы, как понятие, общая характеристика и классификация принципов ПСО.

    Особенности отрасли

    Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры.

    Понятие и классификация принципов ПСО

    В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют:


    Общеправовые принципы

    К ним следует относить такие положения, как:

    1. Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.
    2. Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.
    3. Равенство всех перед судом и законом.
    4. Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.
    5. Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.
    6. Гарантированность защиты государства.

    Межотраслевые положения

    Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются:


    Отраслевые начала

    Эти принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО , как:

    1. Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета.
    2. Всеобщность.
    3. Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов.
    4. Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.

    По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят:


    Внутриотраслевые положения

    В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как:

    1. Адресность.
    2. Добровольность.
    3. Гуманность.
    4. Доступность.
    5. Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
    6. Профилактическая направленность.
    7. Конфиденциальность.

    Суть положений

    Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: "Каждому гарантировано социальное обеспечение". Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.

    Финансирование

    Функционирование системы соцобеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений. Основными источниками средств являются поступления от работодателей, ПБЮЛ, а также других категорий физлиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться. Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов.

    ПФР

    Тарифы по страховым взносам устанавливаются ежегодно. Величина определяется в процентах от всех поступлений, в том числе по гражданско-правовым договорам о предоставлении услуг и производстве работ. Список выплат, с которых взносы в ПФР не начисляются, утвержден правительственным постановлением № 546 от 07.05.1997 г. В задачи Пенсионного фонда входит:

    1. Целевой сбор и накопление взносов.
    2. Финансирование затрат на государственные пенсии всех видов и прочие выплаты.
    3. Выполнение мероприятий по взысканию с граждан, нанимателей в том числе, виновных в причинении ущерба здоровью работникам и иным лицам, сумм компенсаций за профзаболевание, трудовое увечье, по случаю потери кормильца.

    В Положении о ПФР могут предусматриваться и иные функции.

    Дифференциация уровня и условий обеспечения

    Она состоит в применении особых норм, которыми устанавливаются дополнительные права по соцобеспечению для граждан отдельных категорий. В частности, это лица, у которых нет возможности реализовать общие положения либо есть особые заслуги перед страной. Дифференциация необходима для сбалансирования материального состояния граждан из отдельных групп, нуждающихся в дополнительной защите. К примеру, это лица, доходы которых меньше прожиточного минимума. Дифференциация обеспечивает также восстановление полноценного статуса незащищенных в социальном плане групп (к примеру, инвалидов).

    Универсальность поддержки

    Этот принцип реализуется через выполнение комплекса мероприятий, заложенный государством в специальные целевые программы. Они принимаются на местном, региональном и федеральном уровнях. При этом в последнее время практикуется участие в сфере соцзащиты населения и коммерческих предприятий - социальное партнерство. Организации разрабатывают специальные программы, ориентированные на поддержку нуждающихся слоев граждан.

    Заключение

    В настоящее время Россия находится в достаточно сложной ситуации. Негативное влияние на экономику оказывают внешнеполитические события. Соответственно, внутри государства постоянно появляются новые обстоятельства, вследствие которых определенные категории граждан теряют средства к существованию, попадают в сложные жизненные ситуации, несут дополнительные затраты и риски. Все эти люди нуждаются в краткосрочной соцподдержке. Реагируя на все новые виды неблагополучия, возникающие вне зависимости от воли граждан, законодательство быстро изменяется. Государство ведет постоянную работу над программами поддержки, изыскивает средства для их реализации.

    Loading...Loading...