Характеристика природно заповедного фонда российской федерации. Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда РФ)

В условиях переходного периода к рыночной экономике важное значение имеет правовое обеспечение охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Это предполагает, прежде всего, совершенствование всей системы правовых экологических требований, с точки зрения их полноты и достаточности для решения экологических задач, соответствия условиям переходного периода к рыночной экономике. Эколого-правовые требования к сфере хозяйственной деятельности сформулированы в федеральном и региональном экологическом законодательстве. По своему содержанию они весьма многочисленны. Поэтому для анализа этих требований необходимо их определенным образом сгруппировать. С позиций системного подхода эколого-правовые требования в рассматриваемой области в зависимости от содержания и целевой направленности можно подразделить на два вида. Это эколого-правовые требования, сформулированные в действующем законодательстве: а) применительно к хозяйственной деятельности в целом, которые распространяются на все субъекты и стадии хозяйственной деятельности. Эколого-правовые требования содержатся, прежде всего, в статьях Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, закрепляющих принципы, нормативы, приоритеты, правила охраны окружающей среды и природопользования; б) касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности. В частности, при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий. Они включают конкретные эколого-правовые требования, конкретизирующие общие правовые экологические требования, адресованные отдельным стадиям хозяйственной деятельности с учетом специфики их экологических задач. При этом правовые экологические требования в рассматриваемой области должны вытекать из целей и задач охраны окружающей среды на отдельных стадиях хозяйственной деятельности и включать: – обеспечение сохранения природной среды, а также недопущение ухудшения ее качества; – недопущение ухудшения состояния отдельных природных объектов; – недопущение ухудшения состояния и обеспечение функционирования особо охраняемых природных комплексов; – недопущение отрицательного влияния производственных предприятий на здоровье населения. Кроме того, эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности, можно классифицировать с учетом: а) комплексного характера охраны природной среды; б) особенностей рационального использования и охраны отдельных природных объектов. Рассмотрим эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности. Во-первых, при размещении предприятий и производственных объектов в соответствии с Законом об охране окружающей среды, необходимо обеспечить, в частности: – выполнение природоохранных требований; – восстановление природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экологической безопасности с учетом ближайших (отдаленных) экологических, экономических, иных последствий их эксплуатации; – приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия; – соблюдение правовых экологических требований при выборе места строительства объекта; – принятие решения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; – учет результатов референдумов, который затрагивает законные интересы граждан; – выполнение санитарных правил и установление их санитарно-защитных зон при размещении объектов. В федеральном природоресурсном законодательстве предусматриваются дополнительные правовые экологические требования в рассматриваемой сфере. К их числу относятся, в частности: – обеспечение сохранения среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 ФЗ о животном мире); – соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха, учета фонового уровня, прогноза изменения его качества (ст. 16 ФЗ об охране атмосферного воздуха); – учет влияния объекта на состояние вод и природную среду, согласование места строительства предприятий и объектов с органами управления использованием и охраной водного фонда, охраны окружающей среды, использованием и охраной природных ресурсов, органом санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 105 Водного кодекса РФ); – согласование размещения и определения места строительства производственного предприятия и объекта с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, проведение государственной экологической экспертизы проекта (ст. 65 Лесного кодекса РФ). К сожалению, анализ правовых требований по охране отдельных природных объектов при размещении предприятий и производственных объектов показывает, что рассматриваемые правовые требования пока не согласуются между собой, а также и с общими эколого-правовыми требованиями. Во-вторых, эколого-правовые требования при проектировании предприятий и объектов сформулированы в: а) федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2. К их числу относятся, в частности, следующие правовые экологические требования: – обеспечение учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природную среду; – проведение мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды; – запрещение изменения стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из них природоохранных мер; – соблюдение санитарных правил; б) законодательных и иных нормативных правовых актах федерального природоресурсного законодательства. К ним относятся следующие правовые требования, в частности: – обеспечение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, уменьшения выбросов вредных веществ, их обезвреживания (Закон об охране атмосферного воздуха); – сохранение среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (Закон об охране животного мира); – учет влияния объектов на состояние вод и природную среду и создание замкнутых систем технического водоснабжения; – проектирование прямоточных систем при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и экологической экспертизы (Водный кодекс РФ). Правовые требования по охране отдельных объектов при проектировании предприятий и производственных объектов также не согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями. В-третьих, экологические требования при строительстве (реконструкции) предприятий и объектов содержатся в: а) Законе об охране окружающей среды. Правовые экологические требования включают, в частности: – соблюдение природоохранных, санитарных и строительных требований; – выполнение мер по охране и восстановлению окружающей среды, рекультивации земель и благоустройству территорий; – недопущение осуществления строительства (реконструкции) объектов до утверждения проектов и отвода земель или с нарушением проектов, или по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу; – недопущение изменения утвержденных проектов в ущерб правовым экологическим требованиям; б) федеральном природоресурсном законодательстве. Сюда относятся следующие правовые требования: – обеспечение учета влияния объекта на состояние вод и природную среду, создание замкнутых систем технического водоснабжения (ст. 105 Водного кодекса РФ); – сохранение среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 Закона о животном мире); – соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха; запрещение строительства предприятий и объектов, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя, ухудшению здоровья людей, природной среды, уничтожению генетического фонда растений и животных, негативному воздействию на земли, леса, недра, воды или весь природный комплекс (Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха»3). Правовые требования по охране отдельных объектов при строительстве предприятий и объектов также не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями. В-четвертых, правовые экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий и объектов содержатся в: а) Законе об охране окружающей среды. Экологические требования включают, в частности: – выполнение в полном объеме правовых экологических требований, предусмотренных проектами; – запрещение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, техническими средствами и технологиями, обеспечивающими выполнение правовых экологических требований; – запрещение ввода предприятий и объектов без завершения предусмотренных проектами работ по охране и восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий; – руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию производственных предприятий, объектов несут ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям экологического законодательства; б) федеральном природоресурсном законодательстве. Экологические требования, в частности, включают: – обеспечение учета влияние предприятия и производственного объекта на состояние вод и природную среду; запрещение ввода в эксплуатацию предприятий и объектов без установления зон санитарной охраны и пунктов наблюдения за состоянием вод, не оборудованных сооружениями по учету забираемых и сбрасываемых вод и их очистке; ввод водозаборных и сбросовых сооружений без рыбозащитных устройства (ст. 105 Водного кодекса РФ); – запрещение превышения нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух (Закон об охране атмосферного воздуха); в) законодательстве Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. К числу правовых требований относятся, в частности: – недопущение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов в заповедниках; – ввод объектов в пределах заказников, национальных и природных парков, противоречащих их целям и задачам и могущих причинить вред природной среде. Таким образом, изучение и анализ системы эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных объектов, показывает, что в действующием экологическом и природоресурсном законодательстве предусматриваются гарантии эффективного функционирования будущего предприятия с точки зрения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В то же время следует отметить, что правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями. Все это не может не сказаться на природоохранительной деятельности производственных предприятий и объектов при его эксплуатации. В связи с этим действующее в настоящее время федеральное и региональное экологическое и природоресурсное законодательство нуждается в необходимых изменениях и дополнениях: Во-первых, в Законе об охране окружающей среды целесообразно предусмотреть специальную статью о правовых экологических требованиях в природопользовании. В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует внести изменения в федеральное и региональное природоресурсное законодательство Российской Федерации. Во-вторых, правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должны быть конкретизированы в нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового, градостроительного и других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия размещения, проектирования, строительства и реконструкции, а также ввод в эксплуатацию предприятий и производственных объектов. В-третьих, для реализации эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должна быть разработана система организационных, правовых (включая меры юридической ответственности), экономических, технических, идеологических и иных мер. Таковы эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий. статью о правовых экологических требованиях в природопользовании. В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует внести изменения в федеральное и региональное природоресурсное законодательство Российской Федерации. Во-вторых, правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должны быть конкретизированы в нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового, градостроительного и других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия размещения, проектирования, строительства и реконструкции, а также ввод в эксплуатацию предприятий и производственных объектов. В-третьих, для реализации эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должна быть разработана система организационных, правовых (включая меры юридической ответственности), экономических, технических, идеологических и иных мер. Таковы эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Тема: Охрана природно-заповедного фонда

Введение

1. Состав и правовой режим природно-заповедного фонда

2. Ответственность за нарушение природно-заповедного режима

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема правовой охраны земель природно-заповедного фонда (далее? ПЗФ) является одной из актуальных в условиях современной земельной реформы.

За последние годы площадь ПЗФ увеличилась вдвое, но доля природно-заповедных территорий страны составляет значительно меньше по сравнению с большинством стран Европы, где на площади, занятые природно-заповедными территориями, приходится в среднем 15 %.

Участились случаи нецелевого использования и изъятия земель этого фонда, несоблюдения режимов его территорий и объектов. Все это нуждается во всестороннем анализе и изучении для разрешения вопросов правовой охраны территорий и объектов ПЗФ государства.

Выбор темы определен не только актуальностью поднятой проблемы, но и недостаточным уровнем государственного управления относительно сохранения режима природных объектов ПЗФ. Проблема правовой охраны земель ПЗФ рассматривалась в работах таких ученых, как В. М. Бевзенко, П. А. Гвоздик, А. И. Годованюк, В. В. Зозуля, Е. Н. Ковтун, М. А. Товкун [См.: 1; 3 ? 6; 9] и др. Однако большинство их трудов касаются освещения лишь отдельных ее аспектов; комплексного же ее анализа фактически не существует.

Цель контрольной работы? изучение ряда вопросов правовой охраны земель ПЗФ.

Для написанияработы использована учебная, нормативно-правовая и иная литература.

1. Состав и правовой режим природно-заповедного фонда

К землям природно-заповедного фонда??????тся земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Это - земли государственных природных заповедников, в т.ч. биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков и ботанических садов.

Земли ПЗФ могут отчуждаться по мотивам общественной необходимости и выкупаться для удовлетворения общественных нужд. В иных случаях объекты ПЗФ могут создаваться на принадлежащих на праве собственности земельных участках, что позволяет приобретать в частную собственность земельные участки ПЗФ. При этом изменяется целевое назначение земельного участка или его части.

Уместно согласиться с А. И. Годованюк, что землеохранный аспект является одним из элементов правового режима земель ПЗФ . Охрана территорий и объектов ПЗФ? это система правовых, организационных, экономических, материально-технических, образовательных и иных мероприятий, направленных на сохранение, воссоздание и обеспечение особенного режима использования этих территорий и объектов . Понятие «правовая охрана» в свое время было предложено в научных исследованиях представителей науки экологического права. С точки зрения В. В. Петрова, правовая охрана осуществляется путем принятия и соблюдения правовых норм, содержащих перечень мероприятий сохранения и рационального использования природных ресурсов, предостережения их от истощения, загрязнения, обеспечения качества природной среды . Однако действующее законодательство не дает четкого толкования конструкции «правовая охрана ПЗФ России».

Охрана территорий и объектов ПЗФ осуществляется не только путем рационального и целевого использования природных ресурсов, но и полного или частичного изъятия природных комплексов из хозяйственного пользования. Для них устанавливается особый режим охраны, который определяется с учетом классификации и целевого назначения природных ресурсов и комплексов, суть которого заключается в полном запрете либо ограничении хозяйственной или иной деятельности, что противоречит целям этих объектов. Одним из основных средств их сохранения является установление заповедного режима, в зависимости от степени обеспечения которого выделяются такие виды режимов: абсолютно заповедный, относительно заповедный и смешанный. Для некоторых рассматриваемых территорий и объектов законодательством установлен дифференцированный правовой режим охраны (например, для биосферных заповедников в соответствии с функциональным зонированием территорий с выделением заповедной и буферной зон и зоны антропогенных ландшафтов). На территории национальных природных парков выделяются такие зоны: заповедная, регулируемой рекреации, стационарной рекреации и хозяйственная.

В правовой научной литературе неоднократно рассматривался вопрос относительно четкого разграничения понятий «заповедный режим» и «правовой режим» и закрепления их на законодательном уровне [См.: 5, с. 6; 9, с. 201, 202]. По мнению Е. Н. Ковтун, правовой режим территорий и объектов ПЗФ? это установленный нормами права порядок их охраны, использования, воссоздания и управления ими, что основывается на принципе заповедности, за нарушение которого предусмотрена повышенная юридическая ответственность. А. И. Годованюк правовым режимом земель ПЗФ считает установленный правовыми нормами порядок охраны земель, предусматривающий сохранение, воспроизводство, использование по целевому назначению земель разных форм собственности, обеспечение и охрану прав всех субъектов прав на эти земли, осуществление управления последними, обеспечение контроля за соблюдением законодательства, а также применение ответственности за его нарушение . С позиции Е. Н. Ковтун, заповедный режим? это закрепленный в правовых нормах порядок сохранения и эксплуатации территорий и объектов ПЗФ в соответствии с их целевым назначением .

Режим земель природно-заповедного фонда

Порядок охраны и использования земель природно-заповедного фонда определяется Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях", законами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Стоит сказать - положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации и Стоит сказать - положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха , определившие вопросы их землепользования.

Содержание правового режима земель природно-заповедного фонда определяется характером заповедования как способа охраны природы. Стоит заметить, что он выражается в установлении нормами права требований запретительного порядка, не допускающих действий, могущих причинить вред взятым под охрану природным комплексам и объектам природы. Это может быть полное или частичное исключение их из хозяйственного использования.

Государственные природные заповедники, национальные парки и ботанические, сады будут самостоятельными землепользователями. Отметим, что территории государственных природных заказников, памятников природы, а также часть территории национальных и природных парков могут включать земли иных землепользователей. Все иные собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков на землях природно-заповедного фонда обязаны соблюдать природно-заповедный режим. Законодательство предусматривает им компенсацию потерь, вызванных установлением природно-заповедного режима.

Для защиты земель природно-заповедного фонда от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель не изымаются и могут быть использованы ими с соблюдением установленного правового режима.

На землях природно-заповедного фонда, расположенных в районах проживания коренного населения, где расположены зоны традиционного природопользования, на специально выделенных участках земель по согласованию с администрацией природоохранных учреждений, государственными органами в области охраны окружающей природной среды, может допускаться традиционная хозяйственная деятельность.

Земли государственных природных заповедников

К землям государственных природных заповедников??????тся выделенные в установленном порядке участки земли и водного пространства, в пределах к????ых имеются природные комплексы и объекты, представляющие особую природоохранную, научную и эколого-просветительную ценность (образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, сообщества редких и исчезающих растений и животных, редкие геологические образования).

Государственные природные заповедники учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации по согласованию с субъектами Федерации.

Правовой режим земель государственных природных заповедников характеризуется тем, что на их территории полностью исключается из хозяйственного пользования весь природный комплекс. Земля, недра, растительный и животный мир передаются им в пользование (владение). Включенные в государственный природный заповедник земельные участки не могут быть у него изъяты или отчуждены каким-либо иным способом, они исключаются из гражданского оборота.

На землях государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам и установленному особому режиму.

Земли государственных природных заповедников закрыты для???бодного доступа. Пребывание на их территории лиц, не являющихся работниками заповедника или сотрудниками органов, в ведении к????ых они находятся, допускается на основании разрешений.

Земли национальных и природных парков

К землям национальных парков??????тся значительные площади земель с уникальными природными ландшафтами, культурно-историческими достопримечательностями, имеющие благоприятные возможности для организации регулируемого туризма в сочетании с охраной природы. Практическая организация национальных парков в Российской Федерации началась с 1983 г., когда был учрежден первый национальный парк -- "Сочинский". Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъекта Федерации на отнесение их территории в федеральную собственность.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются им в пользование (владение). Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национального парка по согласованию с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, выделяются зоны традиционного природопользования, где на специальных участках земель по согласованию с дирекцией национальных парков допускается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанное с ними пользование природными ресурсами.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, к????ая может нанести ущерб его природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и противоречит целям и задачам парка.

Природные парки, так же как национальные, учреждаются для рекреационных и природоохранных целей. Их территории открыты для массового туризма. Стоит заметить, что они будут региональными природоохранными и рекреационными учреждениями. Решение об их образовании принимают органы государственной власти субъектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. В случае если создание природного парка связано с изъятием земель, используемых для общегосударственных нужд, решение об их образовании согласовывается с Правительством Российской Федерации.

Природные парки могут быть организованы на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, либо на землях иных пользователей и собственников земель, деятельность к????ых может быть ограничена в интересах охраны природы. На землях природного парка могут быть выделены природоохранная, агрохозяйственная, рекреационная зоны. На территории природного парка запрещено изменять природный ландшафт, снижать и уничтожать экологическую, эстетическую, культурную и рекреационную ценность их земель. С дирекцией парка согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на землях парка и их охранных зонах, а также проекты развития населенных пунктов.

Земли государственных природных заказников

К землям государственных природных заказников??????тся выделенные в установленном порядке земельные участки (акватории), имеющие особое значение для сохранения природных комплексов, природных ресурсов и поддержания экологического баланса.

На землях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной природной среды обитания и сохранение их традиционного образа жизни.

Земли памятников природы

К землям памятников природы??????тся выделенные в установленном порядке участки земель, на к????ых имеются уникальные, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты.

Земли дендрологических парков и ботанических садов

К землям дендрологических парков и ботанических садов??????тся земельные участки, предоставленные одноименным государственным учреждениям для создания и размещения коллекций флоры. В дендрологических парках и ботанических садах ведется работа в области ботаники, растениеводства, селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

Земли, предоставленные дендрологическим паркам и ботаническим садам, предназначаются только для выполнения их прямых задач и передаются им в бессрочное (постоянное) пользование. Стоит сказать, для выполнения поставленных задач территория дендрологических парков и ботанических садов делится на различные функциональные зоны: экспозиционную, посещение к????ой разрешается в установленном дирекцией парков и садов порядке (здесь размещаются для обозрения коллекции собраний растений); научно-экспериментальную, закрытую для посетителей, доступ в к????ую имеют только научные сотрудники, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; административную.

На землях дендрологических парков и ботанических садов запрещается деятельность, не связанная: выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Находясь в дендрологических парках и ботанических садах, посетители должны соблюдать установленные в них правила посещения: не заходить на куртины, где расположены экспозиции растений, не рвать цветы, не повреждать кустарники и деревья, не загрязнять территорию.

2. Ответственность за нарушение природно-заповедного режима

Природно-заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затра там на их восстановление.

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

1. штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

2. лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

3. исправительными работами на срок до 2 лет.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий - это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей. правовой природный заповедный ответственность

Для применения к деянию ст. 262 УК РФ необходимы:

1. установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;

2. доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;

3. достижение субъектом преступления 16-летнего возраста и признание его вменяемым.

Заключение

Земли природно-заповедного фонда - по земельному праву РФ земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических, ботанических садов.

В состав ЗПФ включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение. На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РФ.

На других землях ЗПФ допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом. Часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ее субъектов, допускаться на земли ЗПФ традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов.

Задача № 1

В канун Нового года гражданин Попыняев срубил ель в городском дендропарке, но был задержан сотрудниками милиции. В тот же день был задержан гражданин Силанов, перевозивший на машине «Жигули» ель диаметром 9 см., срубленную им по пути в город в пригородном лесу. В пригородном электропоезде была задержана с елкой диаметром 7 см гражданка Криянова 65 лет, заявившая, что елка куплена ею на перроне пригородной станции 73 км у неизвестного гражданина.

Определите вид и меру ответственности граждан по каждому из приведенных случаев их задержания.

Статья 262 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Согласно Федеральному закону от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники) . Статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях», в п. 6 предусматривает, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Так территории дендрологическихпарков могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Режим территории дендрологического парка предусматривает запрещение производства определенных действий, либо бездействие - в данном случае порубка дерева является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления - преступным последствием в виде значительного ущерба природной среде. На территории дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Следовательно, в действиях Попыняева имеются признаки состава преступления, предусмотренного 262 УК РФ. При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) , следует иметьв виду, что разграничение с административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Соответственно, Силанов, если не предъявит разрешение на рубку будет привлечен к административной ответственности.

Задача № 2

Член общества охотников Челмин с охотничьим снаряжением находился на территории заповедника. В пути следования он неожиданно столкнулся с волком. Выстрелом в упор охотник застрелил зверя, но был задержан охраной. Привлеченный к ответственности за незаконную охоту, Челмин заявил, что, во-первых, он стрелял в зверя в порядке самозащиты, а во-вторых, одна из обязанностей охотника состоит в «истреблении вредных хищников».

Решите дело.

Особо охраняемые природные территории - участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

Заповедник;

Национальный парк;

Заказник;

Памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.

Заказники памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Ответственность за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах.

Заповедники и национальные парки должны предъявлять юридическим и физическим лицам иски о возмещении ущерба, причиненного нарушением установленного режима.

По условию задания, охотник находился на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением. Согласно установленному режиму заповедников, запрещено находиться на территории заповедников с ружьем, или другим оружием. С оружием на территории заповедников могут находиться только работники заповедников. За нахождение на территории заповедника с оружием Челмина следует привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также лишение прав на охоту, и лишение права на оружие.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 7-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 14 марта 2009 г. № 32-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; Парламентская газета. 2009. 17 марта.

3. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г. № 379-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713; Российская газета. 2009. 31 декабря.

4. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в ред. от 10 мая 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2005. № 1 (ч.1). Ст. 25; № 19. Ст. 1752; 2007. № 13. Ст. 1464; № 21. Ст. 2455.

5. Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 (в ред. от 19 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798; СПС «Гарант». 2007

6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 января 1998 г. (правовой акт субъекта Российской Федерации об изменении границ заказника обоснованно признан судом недействительным)// БВС РФ. 1998. № 8.

7. Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР: учебник / В. В. Петров. - М.: Юрид. лит., 2004. - 384 с

8. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. - 4-е изд. - М.: Эксмо, 2010.

9. Экологическое право России: Учеб. пособие // Под ред. Н.В. Румянцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.

10. Экологическое право: Учебник. / Отв. ред. Быстров Г.Е., Жаворонкова Н.Г., Краснова И.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.

11. Экологическое право. Конспект лекций. / Боголюбов С.А, Кичигин Н.В., Сиваков Д.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.

12. Экологическое право. Сборник нормативных актов // Составитель: Цвиркун О.С. Краснодар, 2008.

13. Сатыбалдинова Д.Ф. Понятие и содержание правового режима государственных природных заповедников // Государство и право. 2007. № 9 (33).

14. Федоркина В.В. Курорт как особо охраняемая природная территория: понятие, цели, задачи и порядок его создания // Государство и право. 2007. № 9 (33).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика основных нормативно-правовых актов экологического права, которые классифицируются по юридической силе, по сфере действия, по видам органов, издающих их. Состав и содержание правовой охраны государственного природно-заповедного фонда РФ.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда в России. Исследование порядка их учета, мониторинга, использования и охраны. Изучение особенностей государственного управления землями лесного фонда. Правовая охрана и защита лесов.

    реферат , добавлен 29.09.2015

    Понятие и характеристика земель лесного фонда. Право собственности на земли лесного фонда. Управление землями лесного фонда. Использование земель лесного фонда. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2009

    Общая характеристика земель лесного фонда. Процедура перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Правовой режим использования и охраны земель лесного фонда. Правовые основы лесопользования.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Ознакомление с историей земельного права Российской Федерации. Исследование правового режима земель лесного фонда. Государственное управление земель водного фонда и земель запаса. Вопросы охраны и защиты лесов в системе экологического законодательства.

    реферат , добавлен 21.10.2014

    Активная работа по присоединению Республики Беларусь к международным природоохранным соглашениям в области использования и охраны земель. Земли водного фонда как самостоятельная категория, правовая регламентация целей и условий их использования.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2011

    Основные условия отнесения земель, занятых водными объектами, к землям водного фонда, характеристика их правового режима. Общая правовая характеристика водных объектов. Особенности правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2016

    Понятие и общая характеристика земель лесного фонда в новом кодексе. Право собственности не земли лесного фонда. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов. Решение проблем охраны земель как национального достояния.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Земли природоохранного и природно-заповедного назначения. Понятие, состав и правовой режим особо охраняемых территорий. Государственный земельный кадастр и его роль в государственном управлении единым земельным фондом. Территории для рекреационных целей.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2010

    Определение состава земельного правонарушения и видов ответственности, которые за него могут наступить. Изучение правовых форм использования и охраны земель, особенностей управления землями. Анализ правового режима земельного участка для строительства.


67. Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда РФ)

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» последними признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий :

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения). Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг;

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов РФ);

– государственные природные заповедники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды.

В отношении особо охраняемых территорий регионального значения и субъектов РФ осуществляется управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий . Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит новое обобщающее понятие – «природно-заповедный фонд» и подтверждает запрет изъятия и приватизации его земель, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющий особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.

Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимает природно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) - заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы.

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники - первая форма особо охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Закона об особо охраняемые природных территориях принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в "этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 вышеназванного Закона). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территории государственных природных заповедников запрещается также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

  • · сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  • · поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  • · предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
  • · осуществление экологического мониторинга;
  • · выполнение научно-исследовательских задач;
  • · ведение эколого-просветительской работы;
  • · осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Национальные парки в России, в отличие от США, -- относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 25 лет. Первые национальные природные парки в России -- «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) -- были созданы лишь в 1983 г. В США национальные парки начали создаваться в XIX в.

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

  • · заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • · особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
  • · познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
  • · рекреационная, предназначенная для отдыха;
  • · охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
  • · обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • · хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

С учетом того, что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы особой охраны и использования. Исходя из этого, на территории природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территории природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

При этом государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

На территории государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.

Под угрозой применения установленных законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных заповедников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.

Территории, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения. Они учреждаются решениями Правительства

России и исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с Правительством России. На территории, на которой находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны.

Loading...Loading...