Наличие выборного органа мсу в муниципальном образовании. Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права.

Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия – это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению – это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений. Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительные органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования путем выборов. Наименование представительного органа местного самоуправления определяется в уставах

муниципальных образований. Наименования представительных органов местного самоуправления отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенными наименованиями являются: городской совет, городская дума, муниципальный совет, собрание депутатов, собрание представителей, поселковый совет и т. д. Численный состав представительных органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Организация работы представительного органа местного самоуправления предусматривает различные формы. Основной формой его работы является сессия, которая представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Периодичность сессий различная – от 1 раза в месяц в небольших муниципальных образованиях, до 3–4 раз в год в крупных. Представительный орган на своих сессиях может образовывать из числа депутатов постоянные и временные комитеты и комиссии.

В соответствии со статьей 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе или на общественных началах. Депутат осуществляет свою деятельность в различных формах:

участвуя в сессии представительного органа местного самоуправления;

работая в комитетах или комиссиях, образуемых представительным органом;

Работая в избирательном округе, от которого он избран. Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты

рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.

Одним из важных составных элементов статуса депутата является депутатский иммунитет. Это означает, что на территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев

задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Досрочное прекращение депутатом своих полномочий возможно в случаях:

утраты гражданства Российской Федерации;

признания недееспособным по решению суда;

отзыва избирателями;

выезда на постоянное место жительства за пределы территории субъекта Российской Федерации;

вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;

упразднения муниципального образования;

объявления депутата безвестно отсутствующим или умершим по решению суда.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Конкретный срок полномочий и наименований главы муниципального образования закрепляется в уставах муниципальных образованиях. В этих уставах установлены самые различные наименования главы муниципального образования: в городах – мэр или глава города; в районах – глава района, глава местного самоуправления; в сельских поселениях – глава поселка, глава сельсовета, староста.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено два варианта порядка выборов главы муниципального образования:

непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования;

представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Компетенция главы муниципального образования устанавливается в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований. Это прежде всего:

Представление муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной

власти, юридическими и физическими лицами, а также подписания с ними договоров от имени муниципального образования;

внесение проектов решений в представительный орган местного самоуправления;

организация выполнения решений представительного органа местного самоуправления; организация приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан;

являясь одновременно главой местной администрации, глава может отклонять акты представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТЯИ

И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения (Приложение 1) входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования . Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки , трещина в стене дома, горы мусора на улице - все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно.

2. Что такое муниципальное

образование?

В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономные области и автономные округа.

Муниципальными образованиями являются - городское или сельское поселение , муниципальный район , городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. (Приложение 2,3)

Местное самоуправление осуществляется на территории как муниципальных районов и городских округов , так и отдельного поселения городского или сельского. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная , а на уровне муниципального образования - местная . Обязательными атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность , местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?

Устав - это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимает его Совет народных депутатов.

С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в библиотеке, Совете народных депутатов. А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.

4. Что такое органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются глава администрации, Совет народных депутатов и администрация муниципального образования. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

В статье 3 Конституции РФ установлено, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение Совета народных депутатов можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения Совета обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, Совет осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно Совет утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

7. Кто такой глава муниципального образования?

Уставом муниципального образования обязательно предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Компетенция глав муниципальных образований устанавливается уставами.

В уставах муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местную администрацию и осуществляет контроль за реализацией принятых Советом народных депутатов решений.

8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава оказывает содействие Совету народных депутатов, предоставляет информационную помощь депутатам. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения Совета народных депутатов. Глава осуществляет разработку программ и планов развития муниципального образования, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями , предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Можете ли Вы контролировать работу Совета народных депутатов и главы муниципального образования?

В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законодательством Российской Федерации и Кемеровской области . В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

Принимая участие в муниципальных выборах , мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Приложение 1

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи , общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство , разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне , защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Приложение 2

Основные термины и понятия:

· сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и других сельских населенных пунктов);

· муниципальный район - несколько поселений или поселений объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера;

· городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;

· муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ;

· вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

· органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

· депутат - член совета народных депутатов поселения, муниципального района, городского округа;

· административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится Совет народных депутатов соответствующего муниципального образования.

Приложение 3

Количество муниципальных образований

в Кемеровской области (с 1.01.2006 г.)

Всего – 223

Городские округа – 16

Муниципальные районы – 18

Городские поселения – 22

Сельские поселения – 167

Органы местного самоуправления являются избирательными и, согласно законодательству, выбираются жителями той или иной местности на референдумах, выборах или другими формами добровольного гражданского волеизъявления. Население совместно с избранной властью решает различные вопросы местного, регионального значения.

Система органов местного самоуправления такова, что представители этих органов избирались гражданами муниципий (сёл, деревень, районных центров, городов, областей и т.д.), именно граждане и являются в местном самоуправлении первичными субъектами, а сами органы - вторичными. Т.е если народ избрал главу поселковой администрации, а он, по мнению граждан, не справляется с возложенными на него обязанностями, нарушает закон, совершая какие-либо противоправные действия, избиратели имеют право потребовать снять с поста это должностное лицо и заменить его более подходящей кандидатурой.

Структура самоуправления состоит из следующих элементов:
. глава образованной муниципии;
. местный административный исполнительно-распорядительный орган;
. орган контроля муниципии;
. другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах.

Обязательными в данной структуре являются представительный орган, руководители муниципальных образований, а также местной администрации. Сведения о распорядке формирований, о полномочии и сроках, подотчётности, подконтрольности органов местной власти, другие организационные вопросы и вопросы, связанные с деятельностью данных органов, должны быть записаны в уставах муниципальных образований и регламентироваться ими. Названия представительных органов, глав муниципии, а также глав местного административного аппарата, ведающего исполнительными и распорядительными функциями, устанавливает закон субъекта РФ в зависимости от местных традиций, исторических и других факторов.

Структура органов местного самоуправления может быть изменена, если в сам муниципальный устав будут внесены какие-нибудь изменения. Решение об изменении вступит в силу тогда, когда истечёт срок полномочий того представителя муниципальной власти, которым было принято данное решение.

Находятся на бюджете муниципальных образований и финансируются за средства, полученные от местных доходов. Всё это также закрепляется документально в уставе и других правовых документах, положениях, которые регулируют деятельность власти на местах.

Согласно действующему законодательству, структура органов местного самоуправления состоит из представителей, избираемых собственно населением, и лиц, которых избирают местные органы самоуправления. Между органами самоуправления и органами, осуществляющими власть в государстве, существует некоторое сходство. И те, и другие являются представителями власти, наделены, согласно закону, рядом полномочий, имеют право издавать правовые акты, которые обязательны к исполнению, обеспечивать это исполнение некоторыми принудительными мерами. Эта сходство объясняется тем, что данные органы олицетворяют собою власть народа.

Разница же между ними в том, что в первом случае власть осуществляется сугубо на уровне муниципальных образований, а во втором - на государственном уровне со всей присущей ему масштабностью, специфическими методами.

Структура органов местного самоуправления включает в себя не только органы как таковые, но и Это лица, избранные или работающие по трудовому договору (контракту), обладающие исполнительными и распорядительными полномочиями в решении вопросов на местах или по организационным вопросам деятельности местной власти. Должностных лиц не считают государственными служащими.

Структура местного самоуправления состоит из и исполнительных. Представительные органы - выборные, они занимаются выявлением интересов и потребностей местного населения и разрабатывают, намечают пути дальнейшего развития муниципальных образований. их планы и решения органы исполнительные, которые бывают как избираемыми, так и постоянными.

В ряде стран практикуется избрание населением других должностных лиц местного самоуправления , помимо членов представительного органа и главы муниципалитета. В частности, в некоторых городах США избираются: городской казначей, городской клерк, городской контролер, городской адвокат, шериф полиции, аудитор и др. Цель подобных мер ¾ повысить статус данных должностных лиц, обеспечить их независимость от корпоративных интересов отдельных групп.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к иным органам местного самоуправления могут относиться: контрольный орган муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция, а также специальные органы местного самоуправления, наделенные статусом юридического лица , ¾ муниципальные учреждения, создаваемые для осуществления управленческих функций. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также другие органы и должностные лица местного самоуправления.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется для контроля над исполнением местного бюджета, порядком подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета , отчета о его исполнении, а также для контроля над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом .

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено два способа формирования контрольного органа муниципального образования: на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Способ формирования определяется уставом муниципального образования. Деятельность контрольного органа должна осуществляться в условиях открытости и гласности, результаты проведенных проверок подлежат опубликованию (обнародованию). Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган по его требованию необходимую информацию и документы.



Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, референдумов и голосования населения по вопросам, предусмотренным законодательством. Порядок формирования и организации деятельности муниципальной избирательной комиссии определяется уставом и правовым актом муниципального образования.

Муниципальная милиция . Конституция Российской Федерации относит охрану общественного порядка к вопросам местного значения . Однако в настоящее время эти вопросы относятся к компетенции милиции общественной безопасности, входящей в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено формирование в муниципальных районах и городских округах органов муниципальной милиции, обеспечивающих охрану общественного порядка на соответствующей территории. Практическая реализация этих положений отложена до принятия и вступления в силу отдельного федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

Муниципальные учреждения с управляющими функциями . Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица , являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. В соответствии с указанным федеральным законом они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц служат устав муниципального образования и решение о создании такого органа. В ряде городов статус муниципального учреждения имеют органы управления жилищно-коммунальным хозяйством, здравоохранением, образованием.

Юридические лица в структурах местных администраций . На момент написания данного учебника правами юридического лица в местных администрациях наделены многие отраслевые структурные подразделения. Они выполняют функции заказчиков муниципальных услуг и распорядителей бюджетных средств, заключают хозяйственные договоры на закупки материалов, выполнение работ и оказание услуг, имеют собственные бухгалтерии. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ перечень органов местной администрации, наделенных статусом юридического лица, устанавливается представительным органом муниципального образования , который выступает в качестве их учредителя и утверждает положения о них. Данные органы также подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. 4

15.7. Направления совершенствования организационных
структур местного самоуправления

Анализ современного состояния местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что традиции местного самоуправления, организации и функционирования местной власти еще не закреплены. Поэтому местная власть воспринимается населением как обычная, привычная государственная власть. Главный ресурс муниципальной власти ¾ максимальная приближенность к населению ¾ часто не используется. Образовался перекос в сторону единоличного управления муниципальными образованиями, в большинстве случаев роль и значение представительных органов местного самоуправления ослаблены. Следствием этого становится усиление критики данной формы власти, противостояние и конкуренция между мэрами крупных городов и губернаторами , пассивное участие населения в осуществлении местного самоуправления, ослабление взаимодействия органов местного самоуправления с населением и контроля над деятельностью органов местного самоуправления со стороны населения.

С целью укрепления властной вертикали в нашей стране была проведена законодательная унификация системы органов местного самоуправления. Установление данной системы органов не противоречит конституционным положениям о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Население должно иметь право самостоятельно выбирать и устанавливать структуру органов местного самоуправления на основе установленных федеральным законом принципов и элементов системы местного самоуправления.

Унификация системы органов местного самоуправления означает, прежде всего, законодательное закрепление принципа разделения властей на уровне местного самоуправления, без чего становится реальной перспектива возникновения малоэффективных и недемократических моделей организации власти на уровне местного самоуправления, а также укрепляется традиционно сложившийся перекос в сторону полномочий (а значит, доминирования) местных администраций, которые формируются, как правило, одним, пусть даже выборным лицом. При слабой представительной власти исполнительный орган может быть полностью выведен из-под ее контроля. Отсутствие принципа разделения властей может привести в будущем и к еще одной столь же негативной тенденции ¾ к усилению или полному доминированию представительного органа местного самоуправления, совмещающего исполнительные и контрольные функции.

Таким образом, принцип разделения властей и основанное на этом принципе разделение полномочий как между органами местного самоуправления внутри муниципальных образований, так и между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть основополагающими при формировании моделей организации муниципальной власти, предусматривающих определенную структуру органов местного самоуправления, которая закрепляется в уставе муниципальных образований . Такая унификация может решить две задачи:

1) предотвратить анархию на муниципальном уровне и диктат со стороны субъектов Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления;

2) укрепить положение федеральных органов государственной власти в условиях российского федерализма.

Закрепление в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ правового статуса исполнительного органа местного самоуправления призвано урегулировать его взаимоотношения как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Важнейшее направление совершенствования системы муниципального управления ¾ вовлечение населения в решение вопросов местного значения , взаимодействие местной власти и населения. Решение этой проблемы заключается в развитии и укреплении территориального общественного самоуправления.

Развитие территориального общественного самоуправления особенно актуально для крупных городов, именно в этом состоит решение проблемы децентрализации муниципальной власти. Усиление института территориального общественного самоуправления поможет развитию гражданских инициатив, расширит базу местного самоуправления за счет привлечения большого числа людей к решению вопросов местного значения на территории их проживания. Развитие территориального общественного самоуправления соответствует принципам, заложенным в Европейской хартии о местном самоуправлении . Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, прежде всего, связана с местным сообществом ¾ сообществом людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления.

С усилением территориального общественного самоуправления будет укрепляться влияние населения на местную власть через развитие системы общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления. На базе территориального общественного самоуправления может быть создана система взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления.

Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создавать структуры, позволяющие населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии по привлечению населения к решению этих дел.

Развитие территориального общественного самоуправления соответствует концепции вырастания власти снизу вверх.

________________

1 Игнатов В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. М.; Ростов-н / Д, 2000.

Игнатов В. Г. , Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Ростов-н / Д.: МарТ, 2005.

2 Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.

3 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

4 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Несмотря на то, что в соответствии с законом 2003 слова местный и муниципальный применяются в одном значении по отношениям к органам местного самоуправления термин орган местного самоуправления и муниципальный орган не являются тождественным. Закон 2003 года называет избирательную комиссию муниципального образования муниципальным органом не входящим в структуру органов местного самоуправления, однако определение муниципального органа законом не устанавливается.

Структуру органов местного самоуправления составляет представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным. Наличие иных органов местного самоуправления является обязательным только в том случае, если они предусмотрены уставом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В данном случае самостоятельность обозначает то, что конкретная структура органов в конкретном муниципальном образовании устанавливается его уставом, но в соответствии с нормами федерального закона. В определенных случаях структура органов местного самоуправления должна определяться населением, на местном референдуме. К таким случаям относятся:

    Образование на межселенных территориях нового муниципального образования

    Преобразование муниципального образования.

Понятие, состав структура представительного органа муниципального образования

Представительный орган муниципального образования это выборный орган местного самоуправления наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. Если численность жителей поселения обладающих избирательным правом составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется, а все его полномочия осуществляет сход граждан.

Непосредственное наименование представительного органа определяется законом субъекта РФ. Представительный орган состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение может составлять формирование представительного органа муниципального района. Он может формироваться двумя способами:

    На основе муниципальных выборов

    Если в течении одного года представительные органы не менее чем 2/3 поселений входящих в состав муниципального района выдвинут предложение о том, что представительный орган муниципального района будет состоять из депутатов представительных органов поселений и из глав этих поселений, то такой порядок формирования должен быть предусмотрен уставом муниципального района. Норму представительства в этом случае будут определять представительные органы поселений. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа поселения.

Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования. Закон 2003 года устанавливает минимальную численность депутатов (посмотреть статью 35).

Возглавляет представительный орган председатель. Как правило, председатель представляет орган в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, созывает заседания представительного органа, председательствует на заседаниях представительного органа, подписывает документы представительного органа, назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата, других работников представительного органа, дает поручения депутатским комиссиям и комитетам и осуществляет иные полномочия.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в его отсутствии исполняет полномочия председателя.

Из числа депутатов в представительном органе создается комитеты или комиссии. Комиссии или комитеты бывают постоянными или временными. Постоянные комиссии в рамках своих направлений осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов, разрабатывают проекты правовых актов, организуют проведение депутатских слушаний и осуществляют иные полномочия. Количество и наименование комитетов или комиссий определяется регламентом представительного органа, но, как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету, по муниципальной собственности, по муниципальному хозяйству, по социальной защите, здравоохранению, по развитию образования и науки, по местному самоуправлению и так далее.

Численный состав комитета (комиссии) не может быть, как правило, менее 3х депутатов. Депутат не может быть членом более двух комиссий. Депутат может быть председателем только одной постоянной комиссии. Председатель представительного органа и его заместитель не могут быть председателями комиссий. Для подготовки рассматриваемых вопросов комитет или комиссия могут создавать рабочие группы с привлечением представителей государственных органов, научных учреждений, специалистов, ученых и других.

Деятельность временного комитета или комиссии ограничивается конкретным сроком или выполнением определенных задач.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического, финансового обеспечения деятельности представительного органа образуется аппарат представительного органа. Руководитель аппарата назначается председателем представительного органа, а служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат в себя, как правило: юридический отдел, организационный отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

Loading...Loading...