В чем заключается военная обязанность граждан рф. Воинская обязанность и военная служба граждан

Нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу призыва граждан РФ на военную службу. Призыв на военную службу - одна из основных форм реализации гражданами воинской обязанности. Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности, связанной с изменением правового и социального статуса гражданина в связи с наступлением определенных юридических фактов (например, принятие призывной комиссией решения о призыве). Правовую основу призыва граждан РФ на военную службу составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О воинской обязанности и военной службе», иные федеральные законы и нормативные правовые акты РФ в сфере обороны, воинской обязанности и военной службы по призыву.

Понятие воинской обязанности и военной службы. Согласно Конституции РФ «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе», все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах ВС РФ. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Среди основных признаков, характеризующих воинскую обязанность и позволяющих отличить ее от иных обязанностей, возлагаемых на граждан России (например, обязанность платить налоги, сохранять природу и окружающую среду), можно выделить следующие: она установлена в целях реализации гражданами России обязанности защищать Отечество; воинская обязанность возлагается исключительно на граждан России; переложение воинской обязанности на иных лиц не допускается; воинская обязанность ограничивается временем ее исполнения, возрастным пределом, она обусловлена состоянием здоровья гражданина; исполнение воинской обязанности осуществляется в формах, предусмотренных в следующем абзаце. В соответствии с п. 1 ст. I Закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Закон предоставляет также гражданам право исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу. Граждане имеют право и на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Таким образом, воинская обязанность - это основанная на принадлежности к государству обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы государства. Она носит название всеобщей, когда выполнение ее возлагается на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. Воинская обязанность основывается на одностороннем воле проявлении государства, налагающего эту обязанность на граждан в силу своей суверенной власти, и является противоположностью вербовке (контрактной системе), в основе которой лежит добровольное соглашение государства с гражданином этого государства. Воинская обязанность в силу своей специфики обладает целым рядом особенностей: воинская обязанность есть обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы; воинская обязанность ограничена во времени (это положение имеет силу только для мирного времени. В военное же время военнообязанные остаются на службе, пока этого требует государственный интерес и пока граждане по возрасту, своему физическому состоянию будут способны исполнять возложенные на них обязанности.); воинская обязанность есть обязанность общеобязательная, то есть должна отбываться всеми гражданами, способными к отбыванию этой обязанности физически и духовно; воинская обязанность есть обязанность личная (на не допускает замены военнообязанного другим лицом); воинская обязанность есть конституционная обязанность граждан (она заключается в принадлежности гражданина к государству, следовательно, защищать государство обязаны лишь граждане этого государства). Выполнение гражданами воинской обязанности возникает при наличии определенных условий. К их числу относятся: достижение установленного возраста; физическая годность; нравственное достоинство. Исполнение гражданами воинской обязанности, сказано в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица. Воинская обязанность является одной из важнейших конституционных обязанностей граждан. От выполнения ее каждым призывником зависит боеготовность частей и кораблей, где солдаты и матросы проходят службу, готовность ВС РФ к решению задач по защите национальных интересов и безопасности России, обороноспособность государства. На основании п. 49 Положения о воинском учете в паспортах граждан РФ военными комиссариатами и органами внутренних дел (только при замене в установленном порядке паспортов граждан РФ) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности. Срок военной службы по призыву с 1 января 2008 года составляет 12 месяцев (под. «д», п. 1 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).



Первоначальная постановка граждан РФ на воинский учет. Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности для подготовки по военно-учетным специальностям и должностям, проведения предварительного распределения их по видам ВС, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет (не путать с призывной комиссией), создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в сроки, указанные выше, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года (п. 34 Положения о воинском учете). Первоначальная постановка на воинский учет граждан, постоянно проживающих за пределами РФ и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляется военными комиссариатами по месту пребывания указанных граждан при условии заключения и ратификации РФ соответствующих международных договоров.

Категории граждан не подлежащие воинскому учету. В соответствии с п. 15 Положения о воинском учете не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане: освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом «О военной службе»; проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; постоянно проживающие за пределами РФ; имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ РФ.

Состав комиссии по постановке граждан на воинский учет. Пункт 5 ст. 9 Закона «О военной службе» закрепил, что комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав: военный комиссар соответствующей территории, либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии; представитель местной администрации; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-пециалисты, проводящие первичное медицинское освидетельствование. Как было указано выше, комиссии по постановке граждан на воинский учет создаются решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара субъекта РФ.

Обязанности комиссии по постановке граждан на воинский учет. В соответствии с п. 6 и п. 7 ст. 9 Закона «О военной службе» комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана: организовать медицинское освидетельствование граждан и определить (предварительно) категорию годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья; провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям; принять одно из следующих решений: а)о постановке гражданина, признанного по состоянию здоровья годным к военной службе (категория годности «А») или годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б»), на воинский учет; б) внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»), или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе (категория годности «Д»); в) объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету (это делает председатель комиссии или по его поручению секретарь комиссии).

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет. В силу п. 10 Инструкции по подготовке и проведению призыва оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится повестками военного комиссариата в соответствии с приложением № 10 к Инструкции по подготовке и проведению призыва. Повестка должка быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата. Граждане обязаны получать повестки военного комиссариата под распилку, вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которых возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. В первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях. Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений. В соответствии с Законом «О военной службе» граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание комиссии по постановке на воинский учет, имея при себе документы, указанные в повестке. В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительной причиной неявки по вызову (повестке) военного комиссариата, при условии документального подтверждения, является: заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными комиссией по постановке граждан на воинский учет или судом. По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.

Документы, которые следует иметь при себе, при первоначальной постановке на воинский учет. Как указано в п. 1 приложения № 12 к Инструкции по подготовке и проведению призыва, граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении и их копии; справку с места жительства и о семейном положении; справку с места работы или учебы; фотографии размером 3 х 4 - 6 шт.; документ об образовании и его копию; медицинские документы о состоянии здоровья; имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта квалификационные удостоверения и их копии;)прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях - справки (удостоверения) о прохождении подготовки в этих объединениях и их копии.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате. Основная цель медицинского освидетельствования граждан допризывного возраста - изучение и оценка состояния их здоровья и физического развития для определения годности к военной службе. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог (ЛОР, ухо-горло-нос), стоматолог, а в случае необходимости врачи других специальностей. Персональный состав врачей специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (п. 16 Положения о ВВЭ). Важно отметить, что без участия любого из семи названных врачей медицинское освидетельствование по закону будет считаться не пройденным. Медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет носит предварительный характер. Окончательное заключение о категории годности к военной службе будет вынесено после повторного медицинского освидетельствования при призыве на военную службу. Медицинское освидетельствование может быть только очным (при личном присутствии гражданина). В соответствии с п. 15 Положения о ВВЭ, п. 6 Инструкции № 2 граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования проходят по направлению военного комиссариата диагностические исследования в соответствующих медицинских учреждениях. Необходимый минимум, составляющий перечень таких диагностических исследований и предусмотренный указанным выше пунктом Инструкции № 2, включает в себя: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ - скорости оседания эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); в день обследования проводится измерение роста и массы тела. В соответствии с п. 17 Положения о ВВЭ врачи специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям; А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Следует отметить, что медицинское освидетельствование проводят как минимум семь врачей специалистов (об этом было указано выше), каждый из которых при медицинском освидетельствовании ставит свою категорию годности по своему профилю. Итоговую категорию годности гражданин получит по наихудшему результату. Например, если даже все - «А», но хотя бы одна - «Д», то итоговой будет категория годности «Д».

Предоставление в комиссию по постановке граждан на воинский учет медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина. Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет имеет право предоставлять медицинские документы, подтверждающие наличие у него тех или иных заболеваний или функциональных расстройств. В комиссию по постановке граждан на воинский учет можно представлять надлежащим образом заверенные копии медицинских документов. Заверить копии документов можно в выдавшем их медицинском учреждении или у нотариуса. Очень часто у граждан возникают затруднения при получении своей медицинской карты из поликлиники для снятия с нее копий. Выходом из данной ситуации будет являться обращение к участковому терапевту или главному врачу поликлиники с заявлением о предоставлении выписки из медицинской карты (эпикриза).

Выдача документа гражданину, первоначально поставленному на воинский учет. Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии (п. 17 Инструкции по подготовке и проведению призыва).

Обязанности граждан по воинскому учету, установленные действующим законодательством. В силу п. 1 ст. 10 Закона «О военной службе» и п. 50 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства или месту временного пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, в органах местного самоуправления; являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ и водительское удостоверение при его наличии; сообщать в 2-х недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования; сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-х недельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращения в РФ; бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-х недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты. Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

9.3. Время проведения и содержание призыва. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Период времени осуществления призыва на военную службу Согласно общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 25 Закона «О военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля (весенний призыв) и с 1 октября по 31 декабря (осенний призыв) на основании указов Президента РФ.Однако из вышеуказанного общего правила есть три исключения: граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом ВС РФ (подпункт «а» п. 1 ст. 25 Закона «О военной службе»);граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря (подпункт «б» п. 1 ст. Закона «О военной службе»);граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля (подпункт «в» п. 1 ст. 25 Закона «О военной службе»).В соответствии с правилами исчисления сроков моментом начала призыва граждан на военную службу считается 00 часов 01 минута 1 апреля (1 октября), а момент окончания определятся как 00 часов 00 минут 15 июля (31 декабря).

Мероприятия (этапы) призыва на военную службу. Призыв на военную службу - это комплекс мероприятий. В соответствии со ст. 26 Закона «О военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя следующие мероприятия (по порядку их следования): 1) явку на медицинское освидетельствование; 2) явку на заседание призывной комиссии; 3) явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. Указанные мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу, могут осуществляться только в строго определенные периоды текущего года - в периоды призыва на военную службу, которые установлены законом: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Проведение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, вне указанных сроков является незаконным. Граждане вызываются на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении призывного возраста 18 лет. При этом необходимо учитывать, что лицо считается достигшим призывного возраста не в день исполнения ему 18 лет, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток (приложение № 31 к Инструкции по подготовке и проведению призыва), Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (п. 7 Положения о призыве на военную службу).

Организация и осуществление призыва на военную службу призывников. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ (п.п. 2 и 3 Положения о призыве на военную службу).

Вызов призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу . В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона «О военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Согласно п. 6 Положения о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Иных вариантов вручения повесток военного комиссариата законом не установлено. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара (п. 2 ст. 31 Закона «О военной службе»). Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к Инструкции по подготовке и проведению призыва. Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу. Повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата. В повестке указывается причина вызова в военный комиссариат: для уточнения документов воинского учета; для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним; для прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений: а) о призыве на военную службу; б) о направлении на альтернативную гражданскую службу; в) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; г) об освобождении от призыва на военную службу; д) об освобождении от исполнения воинской обязанности; е) о зачислении в запас; для прохождения призывной комиссии субъекта РФ; для отправки к месту прохождения военной службы; для направления на альтернативную гражданскую службу.

Обстоятельства (причины) освобождающие гражданина от явки в военный комиссариат по повестке. Согласно п. 1 ст. 7 Закона «О военной службе» в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных названным Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Перечень уважительных причин, которые освобождают призывника от явки в военный комиссариат по повестке, указаны в п. 2 ст. 7 Закона «О военной службе» (они приводятся на оборотной стороне повестки). К ним относятся: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. О наличии уважительных причин неявки по повестке гражданин должен в письменной форме незамедлительно известить соответствующую комиссию (военного комиссара). При этом обязательно должны быть представлены документы, подтверждающие наличие уважительных причин. В случае невыполнения названных условий гражданин может быть привлечен либо к административной, либо к уголовной ответственности.

Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учету и призыву на военную службу. Пункт 1 ст. 7 Закона «О военной службе» гласит, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом «О военной службе», они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Действующим законодательством РФ за нарушение гражданами обязанностей по воинскому учету и призыву на военную службу предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, в ст.ст. 21.5 - 21.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан за совершение следующих деяний: неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины; убытие на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из РФ на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета; прибытие на новое место жительства либо место временного пребывания или возвращение в РФ без постановки на воинский учет в установленный срок; несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования; уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии; умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату. Совершение любого из выше перечисленных деяний влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Статьей 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» предусмотрена уголовная ответственность граждан за уклонение от призыва на военную службу (ч.1 ст. 328 УК РФ) и альтернативную гражданскую службу (ч. 2 ст. 328 УК РФ).Согласно п. 4 ст. 31 Закона «О военной службе» в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. На основании ч. 1 ст. 328 УК РФ уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

* быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

* строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

* дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

* совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

* быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

* соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".

19. Порядок прохождения военной службы (основные моменты)

К числу основных моментов, образующих порядок прохождения военной службы, относятся:

Определение начала военной службы, ее продолжительности и окончания;

Правила присвоения воинских званий, повышения и снижения в воинских званиях, лишения этих званий;

Условия назначения на должности и освобождения от них, порядок продвижения военнослужащих по службе;

Условия перемещений, командировок военнослужащих, предоставления им отпусков.

Прохождение военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами может осуществляться по призыву или в добровольном порядке - по контракту. Условия и по рядок прохождения военной службы по контракту значительно отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Началом военной службы для про ходящих ее по призыву является день убытия гражданина из военкомата к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законодательства о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих, льготах для них и членов их семей.

В срок военной службы не засчитывается:

Время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

Время отбывания ареста;

Время самовольного оставления воинской части независимо от причин оставления.

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта. Контракт заключается в письменной форме на срок 3, 5 или 10 лет. Первый контракт заключается на три года.

20. Что подразумевается под исполнением обязанностей военной службы

1. Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;

б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;

в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

§ 7.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации

I. Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности
По правовой основе воинская обязанность является конституционной. Административное право регулирует порядок ее осуществления и в значительной степени - ее содержание.
Эта обязанность требует осуществления очень нужных для общества и определенных действий: овладение военным мастерством, подготовка к защите, защита Отечества. Государственная администрация организует исполнение воинской обязанности.
Обязанность готовиться к защите и защищать Отечество распространяется не на всех граждан, проживающих в России, а только на граждан России мужского пола, достигших 17 лет. И при этом только на лиц, годных по состоянию здоровья к военной службе. Лишь частично она касается женщин и юношей в возрасте до 17 лет. Иными словами, ограниченный характер обязанности состоит в том, что она относится лишь к гражданам РФ мужского пола в возрасте от 17 лет. Ее содержание применительно к отдельным лицам зависит от гражданства, пола, возраста, состояния здоровья и ряда других признаков индивидуального субъекта административного права.
Правовую основу воинской обязанности, наряду с Конституцией, образует ряд федеральных актов. Это Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и др., ряд указов Президента, постановлений Правительства России (например, утвержденные постановлением от 25 декабря 1998 г. «Положение о воинском учете», постановлением от 1 июня 1999 г. «Положение о призыве на военную службу»), приказов Министра обороны РФ.
В осуществлении воинской обязанности можно выделить три стадии:
допризывная подготовка (тех, кто ею занимается, называют допризывниками и призывниками);
действительная военная служба (ее несут военнослужащие);
пребывание военнообязанных в запасе.
С иных позиций можно говорить о трех способах реализации воинской обязанности. И в зависимости от круга обязанностей и прав лиц на этих стадиях различают статусы призывников (и допризывников), военнослужащих и военнообязанных.
Всю совокупность обязанностей, входящих в воинскую обязанность, можно поделить на такие группы:
готовиться к военной службе;
соблюдать правила воинского учета;
соблюдать правила призыва на военную службу;
проходить действительную военную службу;
выполнять обязанности, связанные с зачислением в запас;
выполнять обязанности, связанные с мобилизацией. Несомненно, что главное в воинской обязанности - это действительная военная служба, обязанность быть военнослужащим. Все остальные лишь обеспечивают ее эффективное выполнение.
На первой стадии осуществления воинской обязанности допризывники должны приобрести знания по военному делу в учебных заведениях. Юноши, достигшие 16-летнего возраста, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военных знаний в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям, специально организуемым для этого. С 17 лет юноши по программам учебных заведений могут привлекаться к подготовке по военно-учебным специальностям. Кроме того, должны быть созданы необходимые условия, чтобы допризывники на добровольной основе могли заниматься военно-прикладными видами спорта.
Юноши, за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами России или лишены свободы за преступления, а также девушки, имеющие военно-учетные специальности, обязаны соблюдать правила воинского учета, а значит, прежде всего встать на воинский учет в военкомате по месту жительства в первом квартале года, в котором им исполняется 17 лет. Первоначальная постановка на учет девушек, получивших военно-учетные специальности после того, как им исполнилось 17 лет, и лиц, получивших российское гражданство, производится в течение всего года.
Допризывники обязаны по повестке военкомата прибыть на комиссию по постановке граждан на воинский учет.
При первоначальной постановке на учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию. Комиссия по постановке граждан на воинский учет вправе направить допризывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование и даже на лечение в медицинское учреждение.
Правила воинского учета обязывают гражданина:
явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет;
сообщить этому органу в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы, должности, места жительства в пределах района, города;
сняться с учета при переезде на новое место на срок более трех месяцев, а при выезде из России - на срок более шести месяцев и в течение двух недель встать вновь на воинский учет при возвращении в Россию, при прибытии на новое место жительства;
бережно хранить выданное ему удостоверение гражданина, подлежащего призыву, а в случае утраты в двухнедельный срок сообщить об этом в военкоматы.
В паспорте гражданина Российской Федерации военкоматом делается отметка о его отношении к воинской обязанности.
II. Обязанности и права призывников
Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.
В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу - до 24 лет.
Первый контракт с желающими заключается на срок:
с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины - три года;
с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера - пять лет;
с обучающимися в военных училищах - на время обучения и пять лет после его окончания.
В настоящее время - думается, что и в обозримом будущем - комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.
Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву - это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.
Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:
освобождаемых от призыва;
не подлежащих призыву;
имеющих право на отсрочку от призыва; . подлежащих призыву.
Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:
признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;
имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;
у которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.
Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».
И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.
К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.
А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».
Не подлежат призыву граждане:
отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
имеющие неснятую или непогашенную судимость;
в отношении которых ведется уголовное дело.
Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.
Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.
Первый вид - право на отсрочку по состоянию здоровья - имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.
Второй вид - право на получение отсрочки по семейному положению - предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец)"которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.
Третьим видом - правом на отсрочки в связи с получением образования - пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях: начального, среднего, высшего профессионального образования - на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;
послевузовского профессионального образования - на время обучения и защиты квалификационной работы.
Четвертый вид - право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью - предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:
постоянно работающим врачами в сельской местности;
проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;
работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);
имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.
Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.
Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России. Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.
В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:
курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота - до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;
учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев - до окончания полного курса обучения;
наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;
отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.
В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.
Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.
Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.
Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.
В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками. В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.
Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.
Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:
сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;
явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу. Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;
в случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;
явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы. Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации.
Призывная комиссия может принять решение:
- об освобождении от воинской обязанности;
- о предоставлении отсрочки;
- о зачислении в запас;
- об альтернативной службе;
- об освобождении от призыва;
- о призыве на военную службу. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.
Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.
При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.
Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.
Общее право всех призываемых - обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.
Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.
Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге - с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.
В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».
Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, - день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.
Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:
24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;
12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.
Кстати, в срок военной службы не засчитывается время:
пребывания в дисциплинарной воинской части;
отбывания осужденным ареста;
отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.
III. Правовое положение военнообязанных
Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело.
В запас Вооруженных Сил зачисляются:
1) уволенные с военной службы с зачислением в запас;
2) не прошедшие военную службу:
освоившие программу обучения офицеров запаса на военных кафедрах вузов;
освобожденные от призыва на военную службу;
лица, получавшие отсрочки от призыва по достижению ими 27 лет;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);
3) женщины, имеющие военно-учетные специальности.
Предельный возраст пребывания в запасе для военнообязанных, не имеющих офицерского звания, - 50, младших офицеров - 55, старших - 60, высших - 65 лет.
Пребывание в запасе состоит в выполнении ряда обязанностей.
Во-первых, готовиться к военной службе, поддерживать и повышать свою военную квалификацию. Основной формой выполнения этой обязанности являются различные занятия и военные сборы, организуемые военной администрацией. Продолжительность военных сборов - до двух месяцев, за время пребывания в запасе их суммарный срок не может превышать 12 месяцев.
На военные сборы военнообязанные могут призываться не чаще, чем раз в три года. От военных сборов освобождены женщины. На них не призываются мужчины:
являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, налоговой полиции, таможенных органов, входящие в их гражданский персонал и гражданский персонал войск и воинских формирований;
включенные в плавсостав судов морского, речного, рыболовного флота;
обучающиеся по очной и очно-заочной формам обучения;
обучающиеся по заочной форме обучения (на период сессий и написания дипломных работ);
имеющие трех несовершеннолетних детей;
депутаты представительных (законодательных) органов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе. Военкомам предоставлено право освобождать граждан от военных сборов и по другим причинам, признанным ими уважительными.
Во-вторых, военнообязанные должны соблюдать правила воинского учета. Уволенные с военной службы должны в двухнедельный срок явиться в военкомат по месту жительства для постановки на военный учет. А лица, которые не проходили военную службу, если их зачислят в запас, продолжают оставаться на учете, но уже как военнообязанные. Соответственно они должны сниматься с воинского учета при переезде в другой район, город, сообщать военкомату об изменениях в образовании, семейном положении, месте жительства, должности. Военнообязанные должны бережно хранить военные билеты (временные удостоверения, заменяющие их).
В-третьих, военнообязанные должны по повестке военкомата явиться в установленное время в указанное место.
В-четвертых, граждане, пребывающие в запасе, обязаны по направлению военкомата проходить медицинское освидетельствование.
А если будет объявлена мобилизация, военнообязанные могут быть призваны на военную службу. Для этого и создается запас Вооруженных Сил. Кстати, в целях своевременного перевода войск, воинских формирований и органов на условия военного времени военнообязанные приписываются к определенным воинским частям для прохождения в них службы в военное время.
Военнообязанные имеют право на присвоение очередного воинского звания. Это может быть сделано только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов по представлениям руководителей сборов. И не более двух раз за время пребывания в запасе. Кроме того, военнообязанным возмещаются расходы, связанные с выполнением воинской обязанности, и за ними сохраняется заработная плата за время ее выполнения, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда.
IV. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации
Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени, переводу войск, воинских формирований, военной администрации на организацию и состав военного времени. Президент России объявляет полную или частичную мобилизацию в случае агрессии или угрозы агрессии, вооруженных конфликтов против России.
При объявлении мобилизации военнослужащие, за исключением военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, продолжают проходить военную службу, даже если сроки, на которые они были призваны, истекли.
Военнообязанные, призывники подлежат призыву на военную службу по мобилизации. По Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» 1997 г. отсрочки от призыва предоставляются:
по состоянию здоровья;
занятым постоянным уходом за близким родственником, женой (мужем), усыновителем, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а также за членами семьи, не достигшими 16 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать;
имеющим на иждивении 4 детей, а женщинам, если они имеют на иждивении одного ребенка;
мужчинам, матери которых имеют четырех детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;
лицам, забронированным за определенными организациями. Бронирование военнообязанных производится и в мирное время, чтобы в период мобилизации и в военное время обеспечить деятельность государственных и муниципальных органов и организаций.
Нетрудно заметить, что в условиях мобилизации право на отсрочку закон предоставляет значительно более узкому кругу лиц, чем в мирное время. К тому же призываются и военнообязанные.
Указом Президента России право на отсрочку может быть предоставлено другим лицам.
Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат только граждане, имеющие судимости за тяжкие преступления.
Важной обязанностью лиц, состоящих на воинском учете, является обязанность с момента объявления мобилизации не выезжать с места жительства без разрешения военкомата. Для получения разрешения военкому должно быть подано письменное заявление с указанием причин и места убытия.
При объявлении призыва призывники и военнообязанные должны явиться на сборные пункты в указанные сроки.
Военнообязанные, не призванные на военную службу, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала войск, воинских и специальных формирований. В мирное время такая форма осуществления военной обязанности не применяется.
Граждане, независимо от того, состоят они на воинском учете или нет, обязаны:
являться по вызову в военкомат для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
выполнять требования, содержащиеся в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военкоматов;
предоставлять в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности;
выполнять военно-транспортную обязанность.
Кроме того, граждане обязаны участвовать в работах, к которым они привлекаются в целях обеспечения обороны страны, их могут в установленном порядке зачислять в специальные формирования.
Таким образом, в условиях мобилизации и в военное время обязанности, связанные с обороной страны, распространяются не только на военнослужащих и на лиц, состоящих на воинском учете, но и на всех граждан, проживающих на территории России. Безусловно, при этом должны учитываться их возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие важные обстоятельства.

Алексеев С, С. Общая теория права. Т. 2. М, 1982. С. 129.
В Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ст. 7 гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения, с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства».
СЗ РФ 1999. №22. Ст.2673
Для граждан отдельных государств в порядке ответной меры в России могут устанавливаться и иные ограничения прав и обязанностей. В качестве примера можно назвать такую норму: «В случае введения иностранными государствами сбора за проезд по их автомобильным дорогам устанавливаются аналогичные сборы на территории Российской Федерации». (Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 15).
Алехин А. П. и др. Административное право. М., 1997. С. 90
Ведель Ж. Административное право Франции М., 1973 г С. 395. Параграф, из которого взята эта цитата, называется «Административная опека».
ВКС РФ. 1995. № 2-3.
ВКС РФ. 1995. № 4.
СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.
На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.
[Панель ссылок не предусмотрена на этом веб-узле]

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

Воинский учет,

Подготовку к военной службе,

Прохождение военной службы,

Пребывание в запасе (резерве),

Военное обучение в мирное время.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

Конституция РФ,

Закон РФ «Об обороне»,

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

Закон РФ «О статусе военнослужащих»,

Основные положения Военной доктрины РФ,

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.

ВОИНСКИЙ УЧЁТ.

Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления)комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт утверждается решением главы местной администрации в следующем составе:

Военный комиссар района или города (без районного деления) или его заместитель-председатель комиссии,

Секретарь комиссии,

Врачи, проводящие медицинское освидетельствование граждан в связи с их постановкой на воинский учёт.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана:

Организовать медицинское освидетельствование гражданина и определить его годность к военной службе,

Принять решение о постановке гражданина на воинский учёт или об освобождении его от воинской обязанности в связи с негодностью по состоянию здоровья,

Провести профессионально-психологическое обследование гражданина

для определения возможного его использования на военной службе. Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Обязанности гражданина по воинскому учёту:

Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.

Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.

Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.

Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район(город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.

Воинская обязанность

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами РФ обязанности по защите Отечества, в соответствии с ч.1 ст.59 Конституции РФ. Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время. Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.


Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.


В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает:


7. призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
8. прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
9. военное обучение в период военного положения и в военное время.


Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ.


Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Воинский учет

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.


Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ" и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541.


Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.


Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
1. освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
2. проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
3. отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4. женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
5. постоянно проживающих за пределами РФ.


Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.


Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.


Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
1. военный комиссар соответствующей территории либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии;
2. представитель местной администрации;
3. специалист по профессиональному психологическому отбору;
4. секретарь комиссии;
5. врачи-специалисты.


Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.


В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
1. состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ, - в указанных органах;
2. явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
3. при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
4. сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
5. сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
6. бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.


Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.

Loading...Loading...