Как определяется единственный поставщик по 44 фз. Расчет цены контракта с единственным поставщиком

Согласно Федеральному закону 44, порядок закупки у единственного поставщика осуществляется при выборе заказчиком одного физического или юридического лица - поставщика. Стороны заключают контракт и предоставляют информацию в единый информационный центр. Существуют нюансы и особенности такого вида сделок, которые рекомендуется изучить.

Законодательные основы процесса

Закупка у единственного поставщика по осуществляется согласно статье 93, в ней предоставлена вся информация и нюансы такого вида закупки. В этой статье описаны нюансы составления и оплаты контракта, список необходимых бумаг, дан список предоставляемых услуг, особенности процедуры и процесса осуществления закупки. Последние изменения в эту статью были внесены 29 июля 2017 года. Она состоит из 4 пунктов.

Согласно первому пункту 93 статьи ФЗ 44 о госзакупках, производить покупки у единственного поставщика можно только в случаях:

  • Если товар, услуги или работы будут использованы в области деятельности естественных монополий и центрального депозитария;
  • Для осуществления деятельности органов по государственной охране;
  • Получения соответствующего положения, приказа или распоряжения от Правительства или Президента Российской Федерации;
  • Для защиты интересов в случаях разбирательств в международных судебных органах и арбитражах, в которых участвует Российская Федерация;
  • Осуществления мобилизационной подготовки;
  • Покупки транспортных услуг или средств для помощи и деятельности Вооруженных Сил, перевозки военной техники или военнослужащих в случаях угрозы безопасности государству, восстановления мира и т. д.;
  • Закупки Федеральными органами исполнительной власти, по разрешению Правительства РФ, акцизных марок для алкогольной и табачной продукции;
  • Денежной суммы покупок услуг, работ или товаров, не превышающей ста тысяч рублей;
  • Если закупка производится государственными или муниципальными учреждениями в области культуры;
  • Покупки товара, созданного, оформленного или модернизированного на территории России;
  • Покупки товаров или услуг, которые могут выполнить только местные органы исполнительной власти;
  • Закупка литературы, изобразительного или музыкального искусства у одного автора;
  • Приобретения услуг по проведению экскурсий, репетиторству и т. д.;
  • Приобретения техники, не имеющей аналогов;
  • Заключение контракта на поставку лекарств пациенту и др.

Согласно второму пункту, заказчик обязан за 5 дней до заключения контракта с поставщиком оформить всю информацию о закупке в единой информационной системе. Клиент не должен составлять извещение о покупке, в случае если информация составляет государственную тайну.

В третьем пункте написано, что если клиент выбрал одного подрядчика, то обязан обосновать свои действия в документе. При составлении контракта он описывает законные причины или ситуации, мешающие ему выбрать другие способы осуществления закупки. Обязательно должны быть оформлены сведения о цене и существенные условия и обязательства сторон.

Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона №143

В четвертом пункте написано, что в контракте обязательно должен быть расчет стоимости купленного товара, услуг или работ.

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно

Скачать 93 статью Федерального закона N 44 «О контрактной системе в сфере закупок» можно

Кто такой единственный поставщик?

Единственный поставщик - это физическое или юридическое лицо, с которым составляет контракт заказчик. Заказчик выбирает одного исполнителя, которого либо знает, либо слышал положительные отзывы и стороны составляют контракт, по которому исполнитель обязуется предоставить товар, услуги или работы в нужный срок и в нужном качестве.

По праву заказчик при определении единственного поставщика имеет право опустить формальности 24-ой статьи 44 Федерального закона. Обычно в таких случаях клиент полностью уверен в противоположной стороне и поэтому формальные процедуры не обязательны. Однако все же определенные законом процессы существуют и им стороны следовать обязаны. Единственный исполнитель может быть выбран клиентом только на основании законных причин, оформленных в этой статье выше.

Закупка у единственного поставщика подразумевает, что клиент не будет использовать формальность конкурентного отбора. Такие покупки совершаются без контрактной системы и в законодательство Российской Федерации такая категория была введена для неподходящих под типичные категории случаев и должна была быть использована редко. Однако на сегодняшний это один из самых популярных способов проведения закупки.

Порядок оформления закупки по ФЗ 44

Шагов для проведения закупки у единственного поставщика несколько и этот способ осуществления покупок считается самым простым при наличии законных оснований.

Процедура заключения сделки:

  • Для начала заказчик составляет план. В плане составляется та информация, которая необходима для осуществления цели и задач заказчика. В документ вписывается цель проведения покупок, идентификационный код, объем финансирования и законные основания для закупки у единственного поставщика;
  • Затем клиент выбирает поставщика. Часто случается, что лицо выбирает одного и того же человека на протяжении многих лет;
  • Составляется контракт, используются все необходимые документы. Он составляется письменно, в произвольном порядке, от руки или напечатан на компьютере;
  • Затем сведения из контракта переносятся в единую информационную систему. Согласно Федеральному закону 44, вписывается срок подписания контракта, предоставляются необходимые документы.

Среди необходимых документов:

  • Дата внесения информации в ЕИС и идентификационный номер;
  • Бумаги со сведениями об изменениях или предложениях;
  • Отчеты о ходе закупки;
  • Документ с информацией о закупке товара, услуги или работы.

После совершения процедуры, перед внесением сведений в единую информационную систему, у сторон есть 10 дней для согласования возможных поправок, внесения изменений и т. д. Затем в течение пяти дней контракт должен быть подписан и информация о нем внесена в ЕИС. В случаях, если проект разделен на этапы, то по завершению одного этапа в систему вносится отчет.

Максимально допустимая сумма

Закупка у единственного снабженца совершается только в случае, если другие способы закупки невозможны или нецелесообразны. Согласно Федеральному закону номер 44 и его статье 93, денежная сумма за товар, услугу или работу должна быть «небольшой». Конкретная сумма не предоставляется и определения слова «небольшой» в законе нет.

Но в четвертом пункте статьи написано, что денежная сумма за всю закупку не должна превышать 100 тысяч рублей. Именно такая денежная сумма считается допустимой для использования заказчиком при составлении и оформлении контракта и проведения закупки у одного исполнителя.

У неконкурентных закупок самые короткие по сравнению с остальными способами сроки проведения каждой из стадий. Отсутствует сложная процедура отбора участника для заключения с ним контракта. Нет необходимости в составлении документации о закупке. Между тем в ряде случаев от заказчика потребуют обосновать выбор такого способа закупки, согласовать заключение контракта в контрольном органе, привлечь к приемке товаров экспертную организацию и т. д.

Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) осуществляют в кратчайшие сроки.

Заключению контракта предшествует подготовка, включающая в себя несколько этапов. Если будет проведена проверка и в ходе нее обнаружат нарушения правил Закона № 44-ФЗ (от выбора основания, обоснования закупки и условий контракта до составления и контракта), такую процедуру признают недействительной.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа - выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров - в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.

Расчет цены контракта и ее обоснование

Во всех перечисленных выше случаях потребуется еще один документ - расчет и обоснование цены контракта.

Цену контракта определяют по общим правилам, то есть с использованием тех же методов, что и при проведении конкурентных закупок:

  • метода сопоставимых рыночных цен;
  • нормативного метода;
  • тарифного метода;
  • проектно-сметного метода;
  • затратного метода.

Особый порядок расчета будет действовать в двух случаях:

  • закупки для целей гособоронзаказа (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - по правилам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ;
  • приобретение жилья экономического класса (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 407.

Отправка обращения о согласовании закупки

Обращение о согласовании закупки отправляют в контрольный орган при закупках у единственного поставщика после несостоявшихся конкурентных процедур (пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).
Право на заключение контракта появится только после получения положительного ответа от органа. Такое обращение рассматривают не более 10 рабочих дней.

Размещение информации о закупке

Извещение о закупке - единственный документ, который заказчик должен обязательно опубликовать в единой информационной системе (на официальном сайте) до проведения закупки. Законом установлен принцип прозрачности и открытости (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Именно с ним связано размещение извещения в открытом доступе.

Это нужно сделать только в некоторых случаях закупок у единственного поставщика с условием, что в извещении нет сведений, на распространение которых государство наложило запрет:

  • закупки у ограниченного круга поставщиков (пп. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере безопасности и обороны (пп. 3, 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки коммунальных услуг (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере культуры, науки, образования и спорта (пп. 13, 14, 16-18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области недвижимости (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документ должен оказаться на сайте за пять календарных дней или ранее до заключения контракта. К нему может быть приложен проект контракта, но это не является обязанностью заказчика.

При закупках по результатам несостоявшихся процедур следует учитывать, что достаточно того извещения, которое было размещено при первоначальной закупке, поэтому второй раз его публиковать не нужно.

В извещении отражают следующую информацию (пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ):

  • сведения о заказчике (наименование, месторасположение, почтовый и электронный адреса, телефон), ответственное лицо заказчика, специализированной организации;
  • условия контракта без подробного изложения (наименование, описание, количество (объем) закупаемой продукции или услуг, место доставки (выполнения, оказания), сроки получения заказчиком товаров или выполнения работ либо график оказания услуг, цену контракта, источник финансирования);
  • наличие ограничений (например, закупка у субъекта малого предпринимательства);
  • при необходимости информацию об обеспечении исполнения контракта (размер, порядок предоставления, требования к обеспечению, банковское сопровождение).

Требование обеспечения исполнения контракта устанавливают в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если это предусмотрено соответствующим правовым актом), 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35, 37-39, 42, 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом единственный поставщик должен предоставить обеспечение (например, посредством банковской гарантии) до подписания контракта. В остальных случаях заказчик сам решает, добавлять ли ему это требование. Особые правила действуют при закупке бюджетным учреждением банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В таком случае нельзя обязать исполнителя обеспечить контракт. То же при проведении закупки, участником которой является государственное или муниципальное казенное учреждение или если предмет контракта - это услуги по выдаче кредита. Например, единственный участник, который подал заявку на электронный аукцион является казенным учреждением, и с ним заключают контракт как с единственным поставщиком, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В извещении о закупке было установлено требование об обеспечении контракта. Но в соответствии с частью 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяют.

Заключение контракта

Контракты допускается заключать в двух формах:

  • в типовой - с включением всех условий, предусмотренных статьей 34;
  • в упрощенной - с пониженными требованиями к составу.

Второй вариант допустим при закупках:

  • у субъектов естественных монополий и центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • при малых закупках (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг коммунального хозяйства (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области культуры и спорта (пп. 15, 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • для нужд госаппарата (пп. 20, 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере медицины (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области безопасности (пп. 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ).
Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня.
Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.

Исполнение контракта

Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37-39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Заказчик может не проводить экспертизу:

Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Большинство закупок, особенно на государственном уровне, проходит при использовании системы торгов. Конкурентные процедуры (тендеры, аукционы) подразумевают, что клиент не может самостоятельно выбирать исполнителя, он только предъявляет требования, которые должен удовлетворить будущий подрядчик. Такой подход позволяет обеспечить условия для создания наиболее честной конкуренции. Но есть вариант осуществления закупочной деятельности только у одного поставщика - законодательство содержит такую ​​процедуру, как «покупки у единственного поставщика».

Современное законодательство о закупках предусматривают несколько видов процедур в этой области. Одна из них - возможность подписать контракт с единственным поставщиком посредством закупок у него. Такие процедуры называются неконкурентными. Покупка у одного поставщика, пожалуй, самая любимая процедура среди клиентов и поставщиков. В этом случае договор обходит стадию закупок, например, рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. То есть контракт заключается сразу между продавцом и покупателем.

Сущность закупок

Закупки - это процесс предоставления всех видов материально-технических ресурсов в требуемое время и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Правильно организованная закупка позволяет не только получить нужное количество товаров в необходимое время, но и повлиять на поставщика или производителя. Такое влияние позволяет улучшить качество поставляемой продукции, а также постоянно обновлять и расширять ассортимент своей продукции, что в итоге повышает конкурентоспособность предприятия и максимально удовлетворяет потребительский спрос.

Законодательная и нормативная база

Основными законодательными актами в сфере изучаемых вопросов являются ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

В таблице представлены сравнительные характеристики двух законов.

Применение 44-ФЗ

Возможности осуществления данной формы закупок описаны в 1 части 93 статьи 44-ФЗ. На самом деле закон не требует использования этого метода. Он дает клиентам такое право, а использовать его или нет - решение остается за клиентом.

Клиенты пользуются этим правом с удовольствием, но для строго ограниченной суммы по закону (до 100 тысяч руб.)

В некоторых случаях для покупок допускается большая сумма, например, приобретения у одного поставщика для обеспечения сирот всего, что им необходимо. В такой ситуации суммы контрактов могут доходить до 400 тыс. руб. Варианты, которые предполагают закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, охватывают любую форс-мажорную ситуацию, требующую срочных решений. Закон описывает 52 пункта, когда такая покупка может быть совершена.

В нем также говорится о том, какие покупки совершать. Но покупатель обязан информировать контролируемый орган и согласовывать перечень с ним. В то же время тот, кто совершает покупку, вынужден приобретать товары по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это большой минус для клиента, поскольку он вынужден согласиться с условиями контракта без возможности их изменения.

В то же время вся сумма закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ может достигать максимума не более двух миллионов рублей в год или пяти процентов от всех покупок клиента, но не более пятидесяти миллионов рублей.

Применение 223-ФЗ

Аналогичное понятие имеет и федеральный закон 223-ФЗ. Инициатива может исходить как от клиента, так и от продавца. Правила такой закупки составляют в соответствии с 223-ФЗ, они указаны в положениях о закупках заказчика.

Концепция единого поставщика

Единственный поставщик. Определение этого понятия заключается в том, что им является любое юридическое лицо (организация, предприятие, учреждение) или лицо, которое поставляет товары или услуги клиентам.

Поставщик ведет бизнес в соответствии с условиями контракта на поставку, который является одним из видов договора купли-продажи. В соответствии с договором поставки он обязуется передать в установленные сроки товары, произведенные или приобретенные им клиенту для применения в хозяйственной деятельности или для других целей, не связанных с личными, семейными, домашними или другими аналогичными методами использования.

Определение понятия закупок у одного поставщика

Закупки у одного поставщика являются неконкурентной формой установления контрагента, при которой отсутствует формальная процедура отбора. Также это механизм закупок, в котором клиент предлагает только одному подрядчику выполнить контракт, минуя процедуры тендера и не привлекая других участников торгов.

Стоит отметить, что покупка у единственного поставщика является правом, а не ответственностью клиента. Единственными исключениями являются покупки, когда конкурентные процедуры в 44-ФЗ терпят неудачу. Покупки у единственного поставщика привлекают клиентов с их относительной простотой и низкими затратами времени.

Преимущества данной формы закупок

Данная схема взаимодействия между клиентом и поставщиком имеет несколько положительных сторон:

  • поставщику гарантирован контракт;
  • клиент получает гарантированного проверенного поставщика;
  • вероятность неисполнения договора минимальна;
  • процедура проста и удобна для всех, она не требует больших затрат труда и времени;
  • короткие сроки покупки;
  • клиент связывается с поставщиком, который может выполнить гарантированный договор;
  • почти невозможно приостановить контракт;
  • чтобы заключить договор с одним поставщиком, последнему не нужно использовать большой объем человеческих ресурсов.

Недостатки такой формы закупок

Они включают в себя:

  • ситуацию, когда отсутствует здоровая конкуренция, как следствие, минимальный уровень снижения цен;
  • по очевидным причинам такой тип закупок всегда привлекает внимание надзорных органов.

Осуществление процедур закупки по 44-ФЗ

За время своего существования 44-ФЗ неоднократно подвергался различным изменениям и дополнениям.

Невозможно приобрести продукцию у одного поставщика, если такая покупка не указана в списке случаев, установленных данным законом. Список случаев, в которых покупка может быть выполнена у единственного поставщика по 44-ФЗ, приведен в части 1 ст. 93.

В этом перечне в настоящее время предусмотрено 45 случаев такой покупки.

Выделим основные группы:

  • если конкурсные процедуры не состоялись;
  • при строительстве объектов, их ремонте, обслуживании;
  • закупки в области культурных направлений, спорте и образовании;
  • закупки в области медицины и реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • приобретение услуг в сфере коммунальных, электро- и теплоуслуг;
  • покупки от естественных монополий;
  • закупки в области государственного управления и обороны;
  • и другие случаи, когда закупки могут производиться у одного поставщика.

Клиент принимает решение заключить договор с одним поставщиком без каких-либо утверждений от контрольного органа. Иногда такая координация и уведомление необходимы.

Организация закупок по 223-ФЗ

Покупка у одного поставщика по 223-ФЗ также иногда называется прямой.

В зависимости от инициативной стороны закупки у одного поставщика могут быть осуществлены посредством сообщения о возможности заключении контракта выбранному поставщику без учета конкурирующих предложений.

Случаи прямых закупок устанавливаются клиентом в его правилах (часть 2 статьи 2 223-ФЗ). Регламент закупок - документ, который регулирует всю деятельность по приобретению товаров.

Основная часть покупок, сделанных клиентами и не превышающая 100 (500) тысяч рублей, - это приобретения товаров у одного поставщика. В таких случаях клиенты также имеют право не размещать информацию о закупках, включая уведомления, документацию и протоколы, что значительно упрощает жизнь клиентов.

Наиболее распространенные случаи закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  • невысокая стоимость приобретенных продуктов (работ, услуг), когда использование конкурентных методов закупок не подходит;
  • наличие необходимых продуктов только у одного поставщика;
  • поставщик является владельцем исключительных прав в отношении этого товара;
  • ранее проведенные закупки на конкурсной основе не состоялись;
  • срочная потребность в продуктах (чрезвычайные ситуации, несчастные случаи и т. д.).

Отчетность о закупках у единого поставщика распределяется в отдельном разделе как часть общей ежемесячной отчетности, размещенной на официальном веб-сайте в соответствии с частью 19 статьи 4 223-ФЗ.

Контракт: основы разработки

Когда контракт заключен с единственным поставщиком, то он по своему наполнению может иметь точно такую же форму и содержание, что и обычный договор поставки. В статье 34 44-ФЗ уточняется, что содержание контракта должно соответствовать положениям ГК РФ. Некоторые разделы могут быть пропущены.

Например, можно не отмечать ответственность сторон друг перед другом, правила расчета и уплаты штрафов. Можно не указывать график выполнения работ и порядок расчетов с предпринимателем. Еще одним дополнительным условием для документа, подписанного с одним поставщиком, является процедура обеспечения контракта и возврата средств.

В то же время, если исполнителем является лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, в договоре обязательно указывается, что сумма контракта с единственным поставщиком уменьшается на сумму налога, так как клиент в этом случае является налоговым агентом.

Организация закупочной деятельности у одного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот вид закупок у поставщиков, мы не будем останавливаться на всех действиях, которые должен выполнить клиент, а определим только общий алгоритм.

  1. Клиент выбирает компанию, с которой он подписывает контракт, и соглашается с условиями покупки и текстом соглашения (контракта).
  2. Уведомление размещается покупателем в системе (единая информационная система), до подписания контракта остается еще пять дней.
  3. У покупателя есть один день после подписания контракта на то, чтобы уведомить контрольный орган о предстоящих закупках.

Все неконкурентные методы закупок находятся под тщательным надзором регулирующих органов, и это необходимо учитывать при составлении документов.

Нет алгоритма для оценки того, насколько законным является заключение с единственным поставщиком контракта. Все зависит от персонала надзорного органа и от аргументации о необходимости закупок. Поскольку внимание к таким методам закупок увеличивается. Правильное обоснование единственного поставщика и его цен значительно упростят жизнь не только клиенту, но и заказчику.

Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция по покупке у единственного поставщика (ЕП) следующая.

Этап 1. Подготовка к покупке данным образом.

  • Шаг № 1. Подготовка Приказа (или другого документа) по реализации закупок у одного поставщика.
  • Шаг № 2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям законодательства и документации по закупкам.
  • Шаг № 3. Подготовка заявки на утверждение заключения (возможность оформления) договора с единственным поставщиком.

Этап 2. Формирование документации для покупки у ЕП.

  • Шаг № 4. Разработка и утверждение проекта контракта.
  • Шаг № 5. Расчет и обоснование закупки у единственного поставщика и цены контракта.
  • Шаг № 6. Подготовка отчета, подтверждающего заключение договора с ЕП и нецелесообразность проведения конкурсных процедур закупок (до размещения уведомления и заключения договора).
  • Шаг № 7. Занесение в единую справочную систему уведомления о закупке у ЕП.

Этап 3. Непосредственно сам процесс заключения контракта с ЕП.

  • Шаг № 8. Обратиться к надзорному органу с просьбой одобрить сделку через извещение о единственном поставщике.
  • Шаг № 9. Подписание контракта после того, как поставщик представил документ для обеспечения исполнения контракта.

Этап 4. Уведомление надзорного органа о контракте с ЕП.

  • Шаг № 10. Представление уведомления (с копией заключенного договора и обоснования его заключения) в контрольный орган.

Этап 5. Принятие товаров.

  • Шаг № 11. Привлечение независимых экспертов.

Расчет цены контракта

  • метод рыночного анализа;
  • нормативный способ;
  • тарифный метод;
  • способ проектирования и оценки;
  • затратный метод.

Клиент может применять другие варианты расчета цены контракта с поставщиком, если перечисленные не могут быть использованы.

Согласование закупки с контрольным органом

Когда конкурентная покупка не состоялась и происходит заключение договора с одним поставщиком, необходима координация действий с вышестоящим контрольным органом управления.

Также всегда необходимо координировать работу с единственным поставщиком по исходам открытых закупок, за исключением трех случаев:

  • автономная организация осуществляет закупки в соответствии с подразделом 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юридическое лицо осуществляет закупки в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • запрос на котировки не состоялся.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок не нуждаются в координации.

Необходимо отправить уведомление следующим организациям:

Необходимо приложить копию договора и обоснование осуществления закупки у единственного поставщика к уведомлению. Отправлять документы в орган контроля необходимо не позже одного рабочего дня с даты заключения договора. В противном случае работник службы контрактов будет оштрафован на 15 тыс. рублей, а организация - 100 тыс. рублей.

Новые правила

Так как подобный вид закупок является вторым по популярности способом оформления контрактов (в 2017 году почти половина всех сделок осуществлялась таким образом), то законодательство постоянно следит за исполнением договоров, время от времени их совершенствуя.

Новые изменения правил уже в ближайшем будущем состоятся в следующем:

  1. Отпадает необходимость размещения извещения о проведении закупок у ЕП. Заранее будет формироваться специальный график-план с указанием такой информации;
  2. Устраняется обязанность организаторов торгов по обоснованию невозможности осуществления закупки в конкурентной форме;
  3. Устраняется необходимость проведения внешней экспертизы для госконтрактов;
  4. Случаи согласования с ФАС будут необходимы только в ходе отдельных способов определения поставщика;
  5. Будут введены новые обеспечения гарантий обязательств поставщика;
  6. У заказчика будет право заключения госконтракта с участником второго номера в ситуации, когда с первым номером контракт расторгнут;
  7. Ранее заказчик имел право заключать арендный договор по следующим объектам: здания, строения, сооружения. Теперь в этот список добавлен такой объект, как земельный участок.

Заключение

Для того чтобы стать единственным поставщиком, необходимо следовать следующим советам:

  • добросовестно выполнять все контракты, поддерживать хороший имидж;
  • предлагать уникальный продукт на рынке: клиенту просто негде больше купить данный товар.

В заключение остановимся на нескольких важных моментах..

  1. Во-первых, покупки у ЕП для клиентов являются очень привлекательной формой закупок, хотя они требуют большего внимания со стороны регулирующих органов.
  2. Во-вторых, необходимо внимательно прочитать статьи 93-96 44-ФЗ для того, чтобы понять, покупаются ли данные товары таким образом или нет.
  3. В-третьих, если компания планирует участвовать в закупках по 223-ФЗ, нужно исследовать положения о закупках клиента, в процедуре которого он будет участвовать.
  4. В-четвертых, полностью и своевременно исполнять взятые обязательства перед клиентами по заключенным договорам.

Закупка у единственного поставщика не предусматривает конкуренции. Этот вид торгов, проводимых на основании закона № 44-ФЗ или закона № 223-ФЗ, удобен как для поставщиков, так и для заказчиков, поэтому такие закупки весьма популярны. Но проводить их можно не всегда, а при определенных обстоятельствах. При каких именно — читайте в нашей статье.

1. Стоимость контракта не превышает 100 000 рублей

Если заказчику нужно провести закупку на сумму не более 100 000 рублей, он может заключить контракт с единственным поставщиком. Правда, годовой объем таких закупок в общем случае не может превышать двух миллионов рублей. Существует альтернативное ограничение: годовой объем таких закупок не может превышать 5% совокупного годового объема закупок данного заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Организации, чей бюджет менее 40 000 000 рублей, вправе делать закупки у единственного поставщика на сумму не более 2 000 000 рублей.

Для театров, музеев, планетариев, зоопарков и других учреждений, перечисленных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, предусмотрены особые условия. Они могут заключить контракт с единственным поставщиком на сумму не более 400 000 рублей. При этом годовой объем закупок у единственного поставщика не может составлять более 50% совокупного годового объема и 20 000 000 рублей.

Практика показывает, что в качестве единственного поставщика для недорогих закупок заказчики чаще всего выбирают компанию или ИП, с которыми они уже работали прежде. Следовательно, потенциальным поставщикам и подрядчикам важно приобрести хорошую репутацию. Ее может обеспечить опыт контрактов, выигранных в конкурентных видах торгов, например, в электронных аукционах или открытых конкурсах.

2. Закупка включена в специальный перечень или проводится на специальных условиях

В части 1 статья Закона № 44-ФЗ перечислены группы закупок, которые можно осуществлять у единственного поставщика. Расскажем о тех, что проводятся чаще всего.

Закупки при форс-мажорных обстоятельствах

Иногда сделать закупки необходимо как можно быстрее, и на проведение конкурсной процедуры попросту нет времени. Так происходит при форс-мажорных обстоятельствах, к которым, в числе прочего, относится:

Закупка незаменимого или уникального товара (работы, услуги)

Отличительная черта таких закупок в том, что необходимый товар есть только у конкретного поставщика, либо поставщик обладает исключительными правами на продукцию или услуги. К таким закупкам, в том числе, относятся:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение;
  • услуги преподавателей, закупка книг, произведений искусства определенных авторов и т.д.;
  • закупка программного обеспечения для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности;
  • контракты на посещение театров, концертов, цирков, зоопарков, кинотеатров, выставок, музеев или спортивных мероприятий.

Приобретение медикаментов или оплата лечения

Заказчик может закупить лекарства у единственного поставщика, если на то есть определенные медицинские показания, и сумма закупки не превышает 200 000 рублей.

3. В закупке принимала участие всего одна заявка

В случае, когда заказчик проводил торги конкурентным способом, но торги не состоялись, можно осуществить закупку у единственного поставщика. Но не всегда, а при условии, что торги были признаны несостоявшимися по одной из трех причин: - подана всего одна заявка на участие; - подано несколько заявок, но только одна соответствует требованиям; - на электронный аукцион подано несколько заявок, но в аукционе принял участие всего один поставщик, который соответствует требованиям.

Чтобы стать единственным поставщиком, участнику несостоявшихся торгов вместе с заказчиком нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Если закупка будет согласована, то подписание контракта становится обязательным для поставщика.

Чтобы не пропустить размещение информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки ». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. , старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " ". Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки ().

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Слинкина Л.В.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Ирина Быкова

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании . Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные ().

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена .

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение "Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)"

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку ().

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. ().

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с , в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником "topaz-tn"

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом , путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей ().

Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

Морозова Наталия

Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на ?

Татьяна Тверитина

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " " (далее – закон об образовании) разделяет понятия "образовательная организация" и "организация, осуществляющая обучение". Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности ().

Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. ().

Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании .

Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Loading...Loading...