Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в российской федерации. Защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних

После рождения каждый ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства родителей (или одного из них). Ст. 20 ГК РФ определяет, что для детей до 14 лет местом их жительства является место жительства их родителей или законных представителей (опекунов). Для регистрации ребенка не требуется согласие других членов семьи и лиц, проживающих в данном жилом помещении.

За несовершеннолетними законодательством закреплено право на участие в приватизации жилых помещений, занимаемых их семьей, причем приватизация жилья, где проживают дети в возрасте 14–18 лет, может осуществляться только с их письменного согласия. Следует также учитывать, что дети, которые участвовали в приватизации жилья, имеют право после достижения совершеннолетия на участие в бесплатной приватизации еще раз.

Совершение сделок с приватизированным жильем, где проживают несовершеннолетние, может осуществляться только с согласия органов опеки и попечительства, в том числе и тогда, когда дети не проживают в данном жилом помещении, но за ними сохраняется право пользования им, а также в том случае, если при проведении приватизации у них было право на участие в ней.

Печальный опыт 90-х годов показал, что родители далеко не всегда соблюдают жилищные права своих несовершеннолетних детей: тогда множество социально неблагополучных семей продавали квартиры, и дети оказывались в буквальном смысле слова на улице. Поэтому защита жилищных прав несовершеннолетних регламентируется нормами действующего законодательства, и суды обязаны учитывать интересы несовершеннолетних детей, являющихся участниками спорных правоотношений.

После развода родителей жилищные права детей не должны измениться или ухудшиться. Если ребенок зарегистрирован в квартире одного из родителей, он не может быть снят с учета без письменного согласия другого родителя. Если родители/родитель не согласны с тем, что их ребенок утратил право на пользование жильем и, следовательно, должен быть выписан из данного жилого помещения, то только решение суда может признать несовершеннолетнего утратившим право на пользование жилым помещением.

Если жилье, находившееся в собственности родителей, после расторжения брака будет подвергнуто разделу, то на основании ст. 60 Семейного кодекса РФ несовершеннолетние дети не могут получить в собственность жилое помещение или его часть, т. к. они не имеют права на имущество родителей и наоборот. Тем не менее, за детьми сохраняется право пользования жилым помещением.

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних пронизывает многочисленные стороны жизнедеятельности общества и государства. Основные направления усилий прокуроров в этом направлении определены в приказе Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

Так, прокурорам следует обращать особое внимание на своевременное оказание помощи детям, находящимся в социально неблагополучном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей. В ходе прокурорских проверок необходимо выяснить, выплачиваются ли таким семьям предусмотренные законодательством пособия, компенсационные выплаты, правильно ли организовано питание в образовательных учреждениях и др.

Прокуроры обязаны своевременно реагировать на случаи нарушения имущественных и жилищных прав несовершеннолетних. При этом необходимо ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние.

Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество. Рассмотрение этого вопроса затруднено тем, что нормы действующего законодательства не всегда достаточно четко корреспондируются по регулированию прав несовершеннолетних в имущественных правоотношениях. Например, неясно, какое содержание следует вкладывать в понятие "имущественные права несовершеннолетних" (ст. 60 СК) в контексте со ст. 128 ГК.

Комплексно эти права сформулированы в Семейном кодексе РФ (ст. 60). Обобщенно они могут быть представлены в следующем виде:

ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены в разделе V Семейного кодекса РФ - "Алиментные обязательства членов семьи". Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка;

несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности.

В собственности несовершеннолетних граждан может находиться имущество, приобретенное ими по различным основаниям (наследование, дарение, покупка за счет собственных доходов, приобретательской давности и др.), в виде вещей (недвижимых и движимых), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно (жилье, дача, авто- и моторные средства, продукция сельскохозяйственного производства, получаемая на принадлежащих гражданам участках, и т.п.). Данное имущество в любой его части может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению (п. 4 ст. 60 СК).

Гражданский кодекс РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе земельные участки, здания и сооружения, которые занимают ведущее место в гражданско-правовых сделках на внутреннем рынке недвижимости Гражданский кодекс РФ. часть 1. 1994. №51-ФЗ // СЗ РФ 1994. №32. ст.130.

Жилищные права несовершеннолетних нашли закрепление в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ). Согласно данному документу, дети как члены семьи собственника жилого помещения, проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении, вправе пользоваться данным жилым помещением наряду с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи нанимателя жилого помещения, в том числе и проживающие совместно с ним его несовершеннолетние дети, имеют равные с нанимателем права и обязанности и должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения в виде социального найма должны предоставляться вне очереди.

При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласие наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жилом помещении. Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека (ст. 679 ГК РФ). Не требуется согласия других членов семьи на вселение к родителям, проживающим в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищных фондов их детей, не достигших совершеннолетия. Дети, вселенные в жилые помещения в установленном порядке, приобретают право пользования этим жилым помещением. Жилищное законодательство предусматривает и другие льготы для реализации права ребенка на жилище. Разрешая споры, связанные с нарушением прав ребенка на жилище, суд обязан исходить из указанных требований Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище // Российская юстиция. - №7. - 2007. -С.19.

Сделки с участием несовершеннолетних должны совершаться с предварительного согласия органов опеки и попечительства. В частности, такое согласие требуется для заключения договоров, подлежащих нотариальному удостоверению, отказа от принадлежащих подопечному прав, совершения раздела имущества, обмена жилых помещений и др. Правила распространяются и на сделки, заключенные родителями (усыновителями в качестве опекунов). Совершение таких сделок без предварительного согласия органов опеки и попечительства (при наличии нарушения прав несовершеннолетних) должно повлечь признание ее недействительной с вытекающими отсюда последствиями по правилам ст. 169 ГК РФ Григорьев В.Н., Победкин А.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С. 412-415.

Приведу пример. С. С двумя несовершеннолетними сыновьями занимала двухкомнатную квартиру. В январе 2006 г. эту квартиру она приватизировала, в марте того же года продала гражданке К., а в июле 2006 г. умерла. Прокурор Ленинской районной прокуратуры г. Ижевска обратился в суд в интересах несовершеннолетних детей С. с заявлением о признании договора купли-продажи квартиры недействительным. Решением Ленинского районного суда г. Ижевска заявленные требования удовлетворены; К. обязана передать квартиру законному представителю несовершеннолетних - опекуну П Архив Прокуратуры Ленинского района г. Ижевска. Дело №321. 2006.

Прокурорами районов г. Ижевска систематически осуществляется защита прав несовершеннолетних посредством направления в суды исковых заявлений в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Так, например, в ходе проверки прокурором Ленинского района в феврале текущего года было установлено, что в жилое помещение, находящееся по улице Тракторной и закрепленное за выпускницей детского дома Н., самоуправно, в отсутствии правоустанавливающих документов, вселился гр. Б. Прокурором в суд направлено исковое заявление об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения. Требования прокурора были удовлетворены в полном объеме.

Одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах и т.д. Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.

В случае утраты ребенком попечения со стороны родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ, как предусмотрено в п. 1 ст. 122 СК РФ, «обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей». Данное положение рассчитано на сознательность граждан и должностных лиц и отвечает нормам морали.

К таким должностным лицам относятся руководители образовательных, лечебных учреждений, работники органов внутренних дел, куда поступила информация о ребенке, другие лица, в частности инспекторы комиссий по делам несовершеннолетних.

Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и обязанности их должностных лиц определяются Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних не вправе диктовать органу опеки и попечительства, какую конкретную форму устройства необходимо применить в отношении того или иного ребенка, поскольку правом выбора обладает сам орган (ч. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ).

СК РФ (ч. 3 п. 1 ст. 121) запрещает осуществление деятельности по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим или физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства. Законодательство РФ предусматривает различные виды ответственности за нарушение этого правила. Согласно ст. 5.37 КоАП «...незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [от 30.12.2001 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. Ст. 1; 2013. № 19. Ст. 2318.

Более того, незаконная деятельность, связанная с устройством несовершеннолетних, может быть уголовно наказуемой. «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев». Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 г., в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр.законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.2954. 2013. №14. Ст. 1667.

Названные меры вполне оправданы и справедливы. Однако нельзя полагать, что забота о выявлении нуждающихся в помощи детей должна быть возложена только на органы опеки и попечительства.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. Кодекс о браке и семье РСФСР [от 30.07.1969 г., в ред. от 07.03.1995 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1969. №32. Ст. 1397. 1995. №11. Ст.939. Однако, как и прежде, данная обязанность не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений за ее неисполнение. При сегодняшнем положении дел в сфере беспризорности уместно предположить, что данное правило не работает. Статья 5.36 КоАП устанавливает административную ответственность только за нарушение сроков подачи в банк данных сведений о ребенке и только для должностных лиц тех учреждений (лечебных, воспитательных и пр.), где находятся дети. Отсутствие в законодательстве мер воздействия по отношению к должностным лицам, не исполняющим указанную обязанность, нельзя считать справедливым. Матвиенко, В.И. Безнадзорность и беспризорность,вместе взятые // Человек и закон. 2003. №3. С. 6 - 7.

Современное состояние детской беспризорности требует особого контроля за информацией о таких детях, который в масштабах государства еще не установлен.

Особенно часто сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказываются в органах дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей; медицинских учреждениях, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольных и образовательных учреждениях, которые посещают дети; жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, органах ЗАГС по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заключением опросного листа, после чего дети передаются органам опеки и попечительства. Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами., их учёту и переучёту на территории РФ, утв. Приказом Федеральной Миграционной службы России от 31.03.1997 №19 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. №11.

Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых разработано в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон [от 24.06.1999 №120, в ред.от 07.05.2013] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №26. Ст.1377. 2013. №19. Ст.2331.

Исходя из вышеизложенного, представляется оправданным возложение обязанности по выявлению детей, оставшихся без родительского попечения, не только на органы опеки и попечительства, которые в основном только собирают сведения о таких детях, но и на должностных лиц иных учреждений. В связи с этим следовало бы изменить абз. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ, запрещающую выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим и физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства, уточнив и дополнив ее словами следующего содержания: «Деятельность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства и другими специально уполномоченными должностными лицами. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, другими юридическими и физическими лицами, кроме органов опеки и попечительства, не допускается».

В принятом в 1999 г. Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был сделан акцент на усиление социозащитного направления. Идеологически это, конечно, правильно, но, к сожалению, оказалось преждевременным, в результате органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности, за ними осталась работа лишь с правонарушителями. Вместе с тем именно полиция, на наш взгляд, могла бы сыграть ведущую роль в проблеме выявления детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеются недостатки и в деятельности основного звена, координирующего эту работу на местах, - комиссий по делам несовершеннолетних. В ряде регионов они не функционируют вообще.

Статус и полномочия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав долгое время определялись только Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР [от 03.06.1967 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1967. №23. Ст.536., которое применяется и сейчас в части, не противоречащей действующему законодательству.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 11 была законодательно определена компетенция комиссии, образуемой органами местного самоуправления. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий регулировался законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Вместе с тем создавались комиссии при администрациях районного (городского) муниципального образования и при отсутствии законов субъекта РФ, в соответствии со ст. 2, 3, 4 Положения от 3 июня 1967 г. и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в том числе утверждавшими их персональный состав.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления, а значит, и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в районных, городских муниципальных образованиях, не входят в систему органов государственной власти.

До сих пор законодательно не регламентирована их деятельность. Положение о КДН до сих пор датировано 1967 г., где не учтены многие реалии нашего времени.

Следует отметить, что в соответствии с действующим в настоящее время Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения. Речь прежде всего идет о необходимости выявления, наблюдения и помощи в отношении неблагополучных семей. По наблюдениям специалистов, ребенок в таких семьях «часто живет в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенность и даже сама подчас наносит непоправимый вред его физическому и психологическому здоровью».

Последствия внутрисемейных противоречий могут быть самыми тяжелыми, вплоть до ухода несовершеннолетнего из дома и превращения его в беспризорника.

Большую роль в создании конфликтной атмосферы в семье играют факторы психологического свойства. В таких ситуациях решающее значение может приобрести помощь семье в устранении факторов, породивших разногласия. Речь идет о помощи, осуществляемой по просьбе самих родителей со стороны государственных органов, компетентных в вопросах воспитания.

Осуществление такой помощи имеет свое правовое основание. Так, согласно п. 2 ст. 65 СК РФ «..родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства». В комментарии к п. 2 ст. 65 по этому поводу говорится: «..органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией в семье, разъясняют, в чем состоят в данном случае интересы ребенка» Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М.Кузнецовой. М., 2000. С.225.. К рассмотрению заявления родителей может быть привлечен воспитатель ребенка, его педагог. Советы и рекомендации, которые правомочны дать органы опеки и попечительства, носят преимущественно педагогический характер. Однако потенциальные возможности п. 2 ст. 65 СК РФ практически не используются, что объясняется, во-первых, его нечетким текстом, во-вторых, отсутствием соответствующих положений в Законе РФ «Об образовании», а также в типовых положениях, регулирующих деятельность образовательных учреждений. При этом п. 3 ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанности образовательных учреждений не только выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, но и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

Помимо органов опеки и попечительства осуществлять защиту прав (в том числе имущественных) вправе и другие органы: прокуратура, суд, служба судебных приставов, а также органы местного самоуправления.

В силу ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право обращения прокурора в суд с заявлением предусмотрено и ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [от 14.11.2002 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №46. Ст. 4532; 2013. №19. Ст.2326.

Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально незащищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.

На практике оказывается достаточное количество дел, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам по договору найма.

К примеру, недавно органы прокуратуры Краснодарского края отчитались по итогам работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году. Как сообщает пресс-служба краевой прокуратуры, ненадлежащее соблюдение органами опеки и попечительства жилищных прав детей-сирот повлекло увеличение количества нуждающихся в жилье лиц названной категории до четырех тысяч.

В связи с этим органами прокуратуры внесено 59 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено 1032 исковых заявления в интересах жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, о сложившейся проблеме неоднократно информировались руководители администрации Краснодарского края и законодательного собрания края.

Кроме того, судами рассмотрено и удовлетворено 947 исков прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате гражданам указанной категории в 2012 году было предоставлено 1622 квартиры, что впервые за многие годы позволит снизить количество состоящих в очереди в качестве нуждающихся в жилье. Отчет прокурора Краснодарского края за 2012 год. URL: http://www.klerk.ru/law/news/306618/ (дата обращения: 11 мая 2013).

В нынешнем, 2013 году проблемы исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обсудили на заседании Общественного совета при Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Ивановской области. В ходе заседания было отмечено, что практически во всех субъектах Российской Федерации имеются проблемы с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями. И Ивановская область не исключение. В настоящее время более 1000 детей-сирот, достигших совершеннолетия, стоят в очереди на получение жилья. Для решения данной проблемы требуется более 1,1 млрд. рублей.

Всё больше детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются за защитой своего права на жилье в судебные органы и выигрывают дела. Однако после получения судебных решений указанная категория граждан сталкивается с проблемой их исполнения, т.к. должниками в исполнительном производстве выступают органы местного самоуправления, не имеющие специализированного жилищного фонда.

Участники Общественного совета отметили необходимость использования судебными приставами, работающими с исполнительными производствами данной категории, в полной мере полномочий по привлечению руководства органов местного самоуправления к административной и уголовной ответственности за длительное непринятие мер к защите жилищных прав детей.

Органам местного самоуправления при разработке муниципальных долгосрочных целевых программ «Жилище» рекомендовано предусматривать мероприятия по созданию специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот, проводить систематический мониторинг наличия на территории муниципального образования выморочного и иного имущества для его последующего оформления в муниципальную собственность Протокол заседания Общественного совета при Управлении ФССП России по Ивановской области. URL: http://lenta37.ru/55015 (дата обращения: 11 мая 2013)..

Каждый человек имеет право на жилище - не важно, достиг он совершеннолетия или нет.

Поэтому правам детей посвящена гл. 11 СК РФ. В ней говорится о правах несовершеннолетних на проживание в семье, общение с родителями, выражение собственного мнения, доходы и имущество.

Однако в то же время семейное законодательство гласит, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей. Например, если супруги разошлись и делят квартиру, претендовать на долю в ней ребенок не может. Тогда встает вопрос - как закон защищает имущественные интересы несовершеннолетних? Расскажем далее.

Права несовершеннолетних, не являющихся собственниками жилого помещения

Если у вас родился ребенок, то вы в течение месяца обязаны оформить все необходимые документы и зарегистрировать новорожденного по месту своего проживания.

Закон прямо гласит, что дети до 14 лет должны жить вместе с родителями. Поэтому регистрация несовершеннолетнего по месту проживания родителей осуществляется в особом порядке - разрешение собственника жилплощади не требуется.

Дети проживают вместе с родителями.

Ребенок будет проживать в этом помещении, пока оттуда не съедут его мать и отец или пока не достигнет совершеннолетия. Даже если у квартиры сменится владелец, право проживания в ней у ребенка сохранится.

Однако собственник жилья может через суд, если:

  • в течение длительного периода он не живет в квартире;
  • его родители не оплачивают коммунальные услуги;
  • возможность зарегистрировать несовершеннолетнего по иному адресу.

Если иного места для проживания у несовершеннолетнего нет, ни один суд не выселит ребенка.

Выписать ребенка можно только с согласия органов опеки.

Права ребенка на жилье при разводе родителей

Если при разводе оба родителя съехали с квартиры, в которой зарегистрирован ребенок, они должны прописать его по другому адресу.

Если жилье делится между бывшими супругами, то независимо от итогов раздела несовершеннолетний не потеряет право жить там до своего совершеннолетия. Не имеет значения, есть у него право собственности на данную квартиру или нет.

При разводе ребенок остается членом семьи собственника и не может быть выселен.

Права несовершеннолетних собственников жилого помещения

Ребенок может быть единоличным владельцем недвижимости или одним из собственников. Ему может принадлежать как жилплощадь целиком, так и доля в ней. Основания для возникновения жилищных прав у детей такие же, как у взрослых.

Дети могут участвовать в и по итогу процедуры стать владельцами доли жилья. Часть квартиры может быть получена в дар, завещана, даже продана.

Отметим один нюанс.
В любых сделках, где одной из сторон выступает несовершеннолетний, обязательно участие органов опеки и попечительства.

В любом случае, если ребенок выступает одним из собственников квартиры, иные лица могут распоряжаться ею только с согласия органов опеки и попечительства.

При этом все сделки, совершаемые с принадлежащим ребенку жильем, должны проводится только ради его выгоды. - положите деньги на его счет или оформите долю в новом жилье. Иначе согласие органов опеки не получить.

Продать или обменять квартиру ребенка нельзя без разрешения органов опеки.

Права несовершеннолетних при продаже квартиры

Семье, проживающей в квартире вместе с ребенком, может потребоваться продать жилплощадь. Если ему не исполнилось 14 лет, для этого потребуется согласие органов опеки.

Должно быть получено письменное разрешение на отчуждение имущества несовершеннолетнего. Если 14 лет ему уже есть, также необходимо нотариально удостоверенное согласие одного из родителей на сделку.

При выдаче согласия на продажу жилья, госорган устанавливает для родителей обязательные условия. Какой вариант выбрать, выбирают мать и отец:

  1. Предоставить ребенку жилье такой же площади или больше.
  2. Внести деньги от продажи квартиры на счет несовершеннолетнего в банке.

Средства со счета нельзя будет потратить на личные нужды взрослых. Они могут быть направлены только на приобретение жилья для ребенка. И даже такое направление средств возможно с письменного разрешения опеки, пока ребенок не достигнет совершеннолетия.

Продали квартиру - выделите ребенку равноценное жилье.

Права несовершеннолетних при наследовании

Еще один вид отчуждения имущества несовершеннолетнего - отказ от наследства. Казалось бы, это невыгодно ни ребенку, ни его родителям.

Однако не всегда наследники получают только квартиры, машины и деньги. Иногда вместе с собственностью к ним переходят довольно внушительные долги погибшего родственника.

На этот случай существует ст. 1175 ГК РФ. Она гласит - размер перешедших по наследству обязательств не может превышать стоимости наследуемого имущества. Если долг умершего значительный и превышает размер получаемого наследства, то лучше от него отказаться.

С квартирой можно унаследовать и долги, поэтому ребенок вправе отказаться от наследства.

Иногда юный наследник может получить от умершего родственника ипотечную квартиру. Однако вместе с ней на него переходят долговые обязательства перед банком, которые несовершеннолетний исполнять не может в силу возраста.

Получается, ежемесячные платежи должны гасить его родители. Не для всех семей это посильная ноша. В этом случае взрослые могут принять решение об отказе от наследства ребенка.

Решили за ребенка отказаться от наследства - получите согласие органов опеки.

Права несовершеннолетних собственников долевого жилья

Если ребенок является одним из собственников квартиры, находящейся в долевой собственности, он имеет преимущественное право покупки доли.

Это значит, что если один из владельцев решит продать свою часть, сначала он должен предложить купить ее остальным собственникам. Только если никто из них не согласится, доля может быть продана другому лицу.

Отказаться от покупки доли квартиры за ребенка можно с согласия опеки и родителей.

Участники долевой собственности в этом случае должны подписать отказ от преимущественного права покупки. Если такой документ требуется от несовершеннолетнего владельца, необходимо согласие органа опеки и одного из родителей.

Согласно сложившейся практике, органы опеки и попечительства разрешают подписать отказ от покупки доли от имени ребенка только в тех случаях, когда родители не имеют реальной финансовой возможности на ее приобретение.

Право на жилище гарантировано ст. 40 Конституции РФ, и его реаль­ное обеспечение является важной задачей социальной политики не только по отношению к взрослому населению, но и по отношению к детям, нуж­дающимся в благополучных бытовых условиях.

Право ребенка на жилище обеспечивается различными способами: предоставлением жилого помещения в домах государственного и муници­пального жилищных фондов на условиях социального найма или аренды (найма), в домах иных жилищных фондов на условиях аренды (найма), а также путем приобретения жилья в собственность по сделкам и иным ос­нованиям.

Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.

№ 188-ФЗ; в соответствии с ним других федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правитель­ства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ; нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Наиболее значимыми в сфере жилищных правоотношений, каса­ющихся несовершеннолетних, являются:

Нормы гражданского и семейного права РФ;

Закон РФ от 21 декабря 1996 г. Ха 159-ФЗ «О дополнительных га­рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей»;

Письма Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. Ха 09-М «О за­щите жилищных прав несовершеннолетних детей» йот 9июня 1999г. Ха 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовер­шеннолетних» и др.

Самостоятельно приобретать, осуществлять жилищные права и нес­ти обязанности несовершеннолетний может только в связи с вступлением в брак или в порядке эмансипации. В иных случаях по жилищным спорам интересы детей в суде защищают их родители или лица, их заменяющие, а также при необходимости интересы несовершеннолетних представляют органы опеки и попечительства и прокурор.

Жилищное и гражданское законодательство содержит специальные правила, регулирующие право ребенка на жилище.

Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по дого­ворам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образо­вательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Во-

оружейных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях соци­ального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечитель­ства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми по­мещениями вне очереди. Такая льгота действует в том случае, если инди­видуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возмож­ность ведения им самостоятельного образа жизни (ст. 17 Закона РФ «О со­циальной защите инвалидов в РФ»).

При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласия наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жи­лом помещении.

Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме жилой площа­ди на одного человека (ст. 679 ГК РФ, ст. 70 ЖК РФ).

Согласно ст. 69 ЖК РФ, регулирующей права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, де­ти относятся к членам семьи нанимателя и имеют равные с нанимателем права и обязанности. К недееспособным детям требование о солидарной с нанимателем ответственности по обязательствам, вытекающим из дого­вора социального найма, не относится.

Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены ро­дительских прав или ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым поме­щением (ст. 71,74 СК РФ).

Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что несовершеннолетние могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, прожи­вающими в этом жилом помещении.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно дети в воз­расте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и по­печительства.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовер­шеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попе­чительства.

Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, администрация учреждения, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение шести месяцев со дня поме­щения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.

С принятием нового Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. сложилась ситуация, при которой в соответствии с ч. 5 ст. 31 ЖК РФ после развода родителей детей стали выселять из квартир. Это происходит в свя­зи с продажей квартиры ее собственником, несмотря на то, что ч. 4 ст. 31 ЖК РФ и ст. 292 ГК РФ позволяют суду сохранять право пользо­вания квартирой за бывшими несовершеннолетними членами семьи на длительный срок или обязать собственника обеспечить свою бывшую семью другим жильем.

Конституционное право несовершеннолетних на жилище грубейшим образом нарушается в связи с законодательно допущенной возможностью такого нарушения (в ч. 5 ст. 31 ЖК РФ).

Государственная дума РФ рассмотрела в первом чтении необходи­мые поправки к ЖК РФ, но окончательного решения пока не принято и де­тей продолжают выселять из жилища.

Защита жилищных прав несовершеннолетних детей согласно ст. 11 ЖК РФ осуществляется судом в соответствии с подведомствен­ностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляет­ся только в случаях, предусмотренных ЖК РФ и другими федеральными законами. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Законодательная защита права несовершеннолетних на жилище тре­бует дальнейшего совершенствования и необходимого финансирования.

Оставаясь без правовой защиты в сфере жилищных правоотношений, несовершеннолетние пополняют ряды не только бездомных, но и преступ­ников, что обходится обществу и государству слишком дорого, учитывая ущерб от преступлений и расходы на содержание несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

Loading...Loading...