Образовательный портал - все для студента юриста. Министерство юстиции российской федерации

Осуществляющего законность за соблюдением нормативно-правовых актов в стране, исполняющий многочисленные функции, а также обладающий рядом специфических полномочий, которые присущи лишь этому государственному звену.

XIX век: начало

Система органов юстиции Российской империи впервые была впервые введена российским императором Александром I, который издал специальный манифест «Об учреждении министерств». Данное событие произошло в 1802 году, 8 сентября. Данный нормативно-правовой акт предусматривал не только полномочия органов юстиции, но и в качестве руководителя провозглашал министра, должность которого мог занимать только генерал-прокурор Российской Империи.

Деятельность органов юстиции на тот момент состояла из подготовки законодательных актов, а также координации учреждений прокуратуры и судебной деятельности. в качестве дополнительных функций министерство осуществляло перевод, перемещение, увольнение должностных чинов, занимающих место в служебном аппарате государства. Первым и наиболее выдающимся министром юстиции стал Державин Гавриил Романович, который в своей жизни совмещал любовь к поэзии и государственную деятельность.

Непосредственное участие Министерство юстиции приняло в реализации судебной реформы, благодаря которой полномочия руководителя данного органа существенно увеличились. На момент наступления 1864 года этот элемент управления осуществлял не только руководство судебными звеньями и прокуратурой, но также занимался управлением тюремной и межевой частями, руководил нотариатом.

Роль органов юстиции в истории прослеживается благодаря отраслевым реформам, например, министерство ввело институт мирового судьи, который функционирует по сей день; принимало непосредственное участие в разработке государственной политики, а также претворении провозглашённых нормативных документов в жизнь.

XX век: послереволюционные реформы

История органов юстиции в двадцатом веке обернулась преобразованием вышеназванного ведомства в под названием «Народный комиссариат юстиции». Несмотря на коренное изменение наименования министерства, деятельность его осуществлялась в том же направлении - формирование судебных органов и подбор высококвалифицированных профессионалов своего дела. Непосредственная роль в формировании новой государственной политики советского государства заключалась в разработке и внедрении качественного нового законодательства СССР.

В 1936 году происходят радикальные изменения - прокуратура выделяется в самостоятельное ведомство. Однако в связи с подобными реформами задачи органов юстиции существенно увеличиваются в сфере систематизации и подготовке кодифицированных нормативно-правовых актов. складывался из трёх основных этапов:


Научно-исследовательские лаборатории, институты, разработки также входили в органы юстиции. Функции государственного аппарата во второй половине XX века в области законотворческой деятельности были самыми существенными по сравнению с другими ведомствами и оказывали на Правительство СССР непосредственное влияние.

В 1991 году Верховный Совет постановил впредь именовать данный орган Министерством Юстиции Российской Федерации. В 1992 году были внесены все соответствующие поправки в Конституцию государства, а также были изданы новые федеральные законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Органы юстиции: функции, понятие, место на современном этапе развития государства

На сегодняшний день органы юстиции - это неотъемлемый элемент правительственного аппарата государства. Существует огромное количество мнений о терминологическом значении слова «юстиция». Одни предполагают, что деятельность юстиции означает законную деятельность, другие считают, что перевод говорит о координации судебной деятельности. В любом случае, какая бы точка зрения ни была вам ближе, терминологическое значение слова связано с законной деятельностью, то есть той, которая носит юридический характер. Разбираясь в данном вопросе более подробно, необходимо уточнить, что терминологическое толкование слова «юстиция» в большей мере связано с историческими традициями и историей развития данного органа.

На данный момент органы юстиции Российской Федерации осуществляют функции организационно-управленческого характера. Основным регулирующим документом, осуществляющим координацию деятельности вышеназванного элемента государственного аппарата, является Положение о Министерстве юстиции РФ. Немаловажную роль в этой сфере играют многочисленные постановления Правительства РФ, а также указы главы государства.

Органы юстиции: задачи, функции, система

Органы юстиции - это государственное ведомство, на которое возложен следующий перечень задач:

Основные функции органов юстиции распределены по её системе, которая выглядит следующим образом:

  1. Министерство юстиции РФ.
  2. Органы и учреждения УИС.
  3. Министерства юстиции краёв, республик и иных регионов, входящих в состав Российской Федерации.

Министерство юстиции как главенствующий, центральный аппарат системы

Органы юстиции - это учреждения и организации, которые входят в главное Министерство юстиции страны. К таковым, как правило, относят нотариаты, органы ЗАГС, Российскую правовую академию, центры правовой информации, лаборатории по осуществлению судебной экспертизы, редакции журналов официального выпуска и так далее.

Министерство юстиции - это центральное звено, основная деятельность которого складывается из руководящих и координирующих полномочий в отношении территориальных органов и учреждений, которые входят в вышеперечисленную систему. В России статус управленца данным элементом государственного аппарата выступает Министр юстиции, который несёт персональную юридическую ответственность за полноту реализации возложенных на министерство задач.

Каким образом происходит работа «законодательной» системы? Министр юстиции вносит на рассмотрение главы государства либо Правительства РФ проекты документов нормативно-правового характера. Важно отметить, что министр вправе вносить на рассмотрение лишь те документы, которые непосредственно относятся к выполняемой им деятельности.

Что касается структуры данного государственного ведомства, то оно состоит преимущественно из управлений, департаментов и отделов. Каждое занимается отведённым ему видом деятельности в порядке, установленным нормативно-правовыми актами. В качестве примера, на данный момент, полномочия органов юстиции Российской Федерации принадлежат управлению по систематизации законодательства, управлению экспертных учреждений, отделу судебной практики и так далее.

Вспомогательная роль отводится Научному центру правовой информации, центру судебной экспертизы на федеральном уровне, а также Российской правовой академии.

Органы юстиции РФ в субъектах страны

Нетрудно догадаться, исходя из представленной выше системы, что органы юстиции Российской Федерации на региональном уровне представлены в качестве министерств краёв, республик, отделов субъектов РФ. Каждым регионом определяется самостоятельно возглавляющая данное министерство должность начальника или министра.

Все органы юстиции на местах, независимо от формы их образования, подчиняются Министерству юстиции и другим федеральным исполнительным органам государственной власти. Полномочия органов юстиции на местах во многом сходны с деятельностью центрального аппарата, так региональные органы юстиции задачи, функции выполняют следующим образом:

  • Осуществляют нормотворческую деятельность в незапрещённых законом пределах.
  • Организуют работу нотариата на местах.
  • Осуществляют лицензионную деятельность: выдачу лицензий, контроль за сроком действия, применение юридических мер ответственности к лицам, нарушивших законодательство и так далее.

В дальнейшем планируется возложить на органы субъектов полномочия по организации обеспечения материально-технической базы для мировых судов.

Основные направления деятельности органов юстиции в субъектах заключаются в:

  1. Правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
  2. Осуществление государственной регистрации локальных нормативных актов как органов государственной власти, так и юридических и физических лиц (регистрация сделок с недвижимостью, запись актов гражданского состояния и так далее).

Роль министерства юстиции в нормотворческой деятельности органов правительства

Одной из главнейших сфер деятельности (понятие органов юстиции это подтверждает) является нормотворческая.

Осуществляя поручения президента Российской Федерации, представители Министерства участвуют в экспертизе по проверке соответствия нормативно-правовых актов на предмет законности по отношению к вышестоящим правовым документам. Причём это относится лишь к тем актам, которые направляются на подпись президенту страны и ещё не прошли стадию официального опубликования. К данной отрасли также относятся полномочия по рассмотрению предложений Правительства РФ по вопросу совершенствования законотворческой деятельности. Уполномочено Министерство юстиции и давать заключения о необходимости разработки того или иного законопроекта, обосновывая свою точку зрения в письменном виде.

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что органы юстиции Российской Федерации обладают полномочиями по самостоятельной разработке законопроектов, которые впоследствии вносятся на рассмотрение в Правительство РФ. Юридическая экспертиза по проверке законности нормативно-правовых актов заключается в том, что в случае выявления каких-либо несоответствий (Конституции РФ, федеральному законодательству и так далее) органу, принявшему данный документ, выносится мотивированное заключение. Вследствие этого каждый орган, который принял тот или иной правовой акт, обязан отправлять копию на рассмотрение в Министерство юстиции.

Ещё одним направлением деятельности является осуществление работы, связанной с систематизацией законодательства. Так, юстиция в РФ содержит Единый банк нормативных актов государства, где каждый желающий может ознакомиться с той или иной нормой. Кроме того, Министерство юстиции является непосредственным участником в деятельности по составлению и изданию Свода законов РФ.

Контроль за ведомствами и учреждениями на местах

Реализация данной функции непосредственно связана с нормотворческой деятельностью органов юстиции, так как контроль осуществляется в том числе и посредством проверки соответствия ведомственных НПА Конституции РФ, федеральному законодательству и постановлениям Правительства. Только после полной проверки «местного» законопроекта с согласия органов юстиции он проходит стадию официального опубликования. Те акты, которые не прошли регистрацию, однако, вопреки несогласию органа юстиции, были обнародованы, не имеют юридической силы, а, следовательно, их несоблюдение не влечёт ответственности.

Контроль местных органов также осуществляется путём государственной регистрации их уставов: общероссийских, межрегиональных, международных объединений. Также к данной категории относятся религиозные организации. В случае отказа в государственной регистрации религиозного образования оно должно немедленно прекратить свою деятельность, в противном случае объединение приобретает статус религиозной секты, которая не имеет права на существование в России.

Другой формой контроля является реализация государственных полномочий в сфере регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Все необходимые данные подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Служба судебных приставов как структурный элемент аппарата Министерства юстиции

Многочисленные проблемы органов юстиции связаны с тем, что они обладают обширным кругом полномочий, разграничить которые между отделами или ведомствами представляется весьма затруднительным. Для того чтобы внести ясность в структуру функционирующего аппарата, необходимо упомянуть об отдельном ведомстве, который входит в систему Минюста - это

Основная деятельность этого структурного подразделения направлена на обеспечение соблюдения порядка проведения судебных заседаний, исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также реализацию иных принудительных мер.

Организация и координация деятельности данного ведомства содержатся в ФЗ «О судебных приставах», а также в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность исполнительного производства.

В состав этого структурного подразделения входят:

  1. Главный департамент судебных приставов, относящихся непосредственно к Минюсту РФ.
  2. Служба судебных приставов военных судов.
  3. Служба судебных приставов, располагаемые на местах в субъектах: в районных или межрайонных подразделениях.

Все приставы подразделяются на две группы, в зависимости от выполняемых ими функций:

  • Приставы, которые обеспечивают установленный порядок деятельности и функционирования судов, судебных заседаний.
  • Приставы, которые уполномочены осуществлять исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также иные решения суда.

В целях реализации возложенных полномочий судебные приставы обладают законными основаниями применения физической силы, например, для обеспечения порядка в зале судебного заседания.

Уголовно-исполнительная система как один из элементов юстиции

Уголовно-исполнительная система представлена Центральным аппаратом, главная задача которого - осуществлять координирующую деятельность и разработку государственной политики в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний. Помимо руководящего органа, в УИС присутствует огромное множество учреждений, непосредственно исполняющих уголовных наказания, а также применяющих иные меры уголовно-правового характера. Центральный аппарат представлен в виде отдельного ведомства под названием Федеральная служба исполнения наказаний, которая также обладает определённой иерархичной структурой.

Деятельность УИС складывается из следующих направлений:

  1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Как правило, основная роль здесь отводится структурным подразделениям в лице уголовно-исполнительных инспекций, которые ведут учёт, контроль исправления лиц, осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы и так далее.
  2. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества , организация деятельности учреждений по исполнению и отбыванию наказания в виде лишения свободы в определённом судом виде исправительного учреждения.
  3. Выполнение по постановлению суда меры пресечения в виде заключения под стражу путём организации функционирования следственных изоляторов, а также ряд иных полномочий.
  4. Осуществление сотрудниками УИС конвоирования осуждённых к лишению свободы.
  5. Ресоциализация осуждённых и возвращение их в общество после отбытия уголовного наказания.

Важно отметить, что вышеизложенный перечень деятельности не является исчерпывающим, так как уголовно-исполнительная система представлена разрозненной ветвью организаций различного характера, в том числе и научно-исследовательских институтов ФСИН, высших учебных заведений, контролирующих органов и так далее.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Полномочия Министерства юстиции РФ определены Указом Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 2 августа 1999 г. № 954, которым существенно расширены вопросы ведения данного министерства. Так, в соответствии с Указом, уголовно-исполнительная система передана из структуры МВД РФ Минюсту РФ, внесен целый ряд иных изменений. Указом утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.*

* САПП. 1999. № 32. Ст. 4043.

Минюст России возглавляет министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Основные задачи Минюста России:

1. Реализация государственной политики в сфере юстиции.

Минюст России в соответствии с данной задачей осуществляет основные функции:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации;

осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Обеспечение прав и законных интересов личности и государства.

С этой целью Минюст России:

представляет по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;


осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих религиозные местные организации на территориях двух и более субъектов РФ, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительств религиозных иностранных организаций;

осуществляет контроль над соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;

организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;

дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов, осуществляет контроль над соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры.

3. Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.

С этой целью Минюст России:

осуществляет функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные законами Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере.

4.Обеспечение установленного порядка деятельности судов.

С этой целью Минюст России:

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов.

5.Обеспечение исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов.

С этой целью на Минюст России возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль над поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Кроме того, Минюст России, самостоятельно принимая решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для повторения

1. Назовите конституционные принципы осуществления судебной власти.

2. В чем проявляется и как гарантируется независимость судей?

3. Что такое презумпция невиновности?

4. Дайте общую характеристику судебной системы РФ (какие суды в нее входят).

5. Чем занимаются арбитражные суды?

6. Как организована и ведет свою работу прокуратура; адвокатура?

7. Каковы основные задачи милиции?

8. Какие функции осуществляет Министерство юстиции РФ?

Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Наконец-то мы дошли до самого юридического из всех министерств, которое действует на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации . У него есть много важных и полезных для нас функций, поэтому рассмотрим их по порядку.

1. Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти , которые касаются прав, свобод и обязанностей человека, или устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер. Во 2 главе уже говорилось, что если они не зарегистрированы Минюстом, то не вступают в силу и не могут применяться.

2. Минюст руководит Службой судебных приставов , которая занимается принудительным исполнением судебных решений. Ею руководит Главный судебный пристав - заместитель Министра юстиции РФ.

В нее входят: департамент судебных приставов Минюста, служба судебных приставов Управления военных судов Минюста, службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также районные, межрайонные и т.д. подразделения судебных приставов.

И здесь все обстоит очень просто: на нижестоящие подразделения судебных приставов нужно жаловаться в вышестоящие.

3. Минюст занимается исполнением уголовных наказаний , содержанием подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраной, этапированием и конвоированием, а также контролем за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Раньше эту работу выполняло МВД, но теперь ею занимается Минюст.

4. Минюст руководит работой судебно-экспертных учреждений , правда, учреждения, проводящие судебные экспертизы есть и в других ведомствах (например, Экспертно-криминалистический центр при МВД РФ и т.д.). Главным экспертным учреждением Минюста является Федеральный центр судебных экспертиз РФ, находящийся в г. Москве. В регионах экспертизы проводят экспертные центры, лаборатории и т.д.

5. Минюст наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий , контролирует исполнение ими своих обязанностей, выдает им лицензии, и т.д.

Контролем за нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, занимаются органы юстиции, а за нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты.

Определение . Нотариальная палата - это некоммерческая и негосударственная организация, в которую входят все нотариусы, занимающиеся частной практикой. Поэтому можно сказать, что в лице нотариальной палаты нотариусы контролируют сами себя и они редко бывают к себе слишком строги.

6. Минюст ведет реестры адвокатов и участвует в работе адвокатских палат. При этом Минюст руководствуется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" 35 .

Определение Адвокатские палаты - это некоммерческие организации, членами которых являются адвокаты, именуемые в законе “независимыми советниками по правовым вопросам”. Палаты создаются в каждом субъекте федерации и, кроме того, существует Федеральная палата адвокатов РФ.

Об адвокатах и о контроле за ними мы поговорим в 6 главе.

7. Минюст удостоверяет подлинность подписи нотариуса и его печати при легализации документов . Документы, полученные из другого государства, должны быть легализованы, т.е. специальный орган (в нашей стране это Минюст) должен подтвердить подлинность печатей и подписей на них, поскольку органы другого государства не имеют возможности проверить ее сами.

Легализация - это сложная процедура, поэтому в некоторых международных договорах предусматривается, что подписавшие их государства принимают друг у друга официальные документы без легализации, если на них есть апостиль т.е. штамп, подтверждающий подлинность подписей и печатей .

Наконец есть страны, которые принимают документы даже без апостиля, но на это должно быть специально указано в международных договорах

8. Минюст регулирует работу по регистрации актов гражданского состояния , которой занимаются органы ЗАГСа .

Определение . Актами гражданского состояния называются рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

9. Минюст является уполномоченным органом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Недвижимость, (т.е. земельные участки, недра, и все, что прочно связано с землей, иными словами, вещи, которые нельзя переместить без ущерба для их назначения, в том числе леса, здания, сооружения) - это наиболее ценные и важные для общества вещи. Поэтому права на них регистрируются государством в особом порядке .

Регистрацию проводят специальные органы юстиции, которые создаются субъектами федерации. Например, в Москве это Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, а в Московской области - Московская областная регистрационная палата.

Минюст контролирует их работу, оказывает им помощь, а также назначает и освобождает от должности регистраторов по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации.


Утверждено Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954

Минюст России включает в себя большое количество различных департаментов и направлений деятельности. Мы рассмотрим эту инстанцию с точки зрения для использования за границей. В Минюсте хранятся образцы подписей всех нотариусов России.

Чтобы заверить нотариальную копию документа нужно обратиться в Отдел по вопросам легализации и .

Министерство юстиции РФ принимает по новому адресу:
г. Москва, ул. Смоленский бульвар, дом 3/5 (станция метро Парк Культуры, Смоленская)

Контакты

Телефон: ‎+7-495-955-56-42
Официальный сайт: minjust.ru
E-mail: отсутствует

График приема и выдачи документов

  • понедельник — четверг: 9:30 — 12:00, 13:30 — 17:00
  • пятница: 9:30 — 12:00, 13:30 — 16:00

Предварительная запись не требуется.
Выходные: суббота, воскресенье, официальные праздничные дни России.

В зависимости от страны назначения нужно делать либо консульскую легализацию, либо проставлять штамп Апостиль.

Апостиль в Минюсте России

На какие документы апостиль ставится в Минюст:

— доверенность;
— согласие;
— разрешение (например, на выезд ребенка за границу);
— договор/контракт;
— нотариальная копия;
нотариальный перевод.

Особенности проставления апостиля на разные типы документов:

Доверенности:
— В доверенности обязательно прописать для какой страны она предназначается.
— В доверенности желательно прописать данные загранпаспортов.
— Апостиль проставляется на оригинале в Министерстве юстиции региона где была выдана доверенность.

Согласие на вывоз ребенка:
— В согласии обязательно прописать для какой страны она предназначается.
— В согласии желательно прописать данные загранпаспортов.
— В согласии должны быть фразы «на постоянное место жительства» (не временный выезд и не туризм!).
— Чтобы не оформлять такое согласие каждые 2-3 года, напишите срок «до достижения совершеннолетия».
— Апостиль проставляется на оригинале в Министерстве юстиции региона где было выдано согласие.

Свидетельство о наследстве:
— Нотариус должен оформить отдельное свидетельство о праве на наследство, находящееся за пределами РФ. В отличие от внутрироссийского, в нем не прописываются какие-то конкретные объекты наследования, и нотариус должен написать общую фразу типа «в чем бы не заключалось наследство и где бы оно не находилось за пределами РФ».
— Апостиль проставляется на оригинале в Министерстве юстиции региона где было выдано свидетельство.

Судебные документы:
— На решении суда обязательно должны быть: штамп о вступлении в законную силу, штамп «копия верна», печать суда, подпись судьи, расшифровка подписи судьи.
— Апостиль проставляется на оригинале в Министерстве юстиции региона где было выдано решение.

Справки с места жительства, с работы, о доходах, выписок из банка, договоров, трудовых книжек и остальные документы:
— Поставить апостиль можно только на нотариальную копию документа в Министерстве юстиции, и в данном случае апостиль подтверждает не подлинность документа, а подлинность печати и подписи нотариуса который заверил копию. Рекомендую уточнять по месту требования документов, подойдет ли им такой вариант.

Можно ли в Москве поставить апостиль на копию паспорта?

В Министерстве юстиции можно оформить апостиль на нотариальную копию загранпаспорта или внутреннего российского паспорта. Главное требование — копию должен выполнить московский нотариус.

Обратите внимание, апостиль оформляют по прежнему адресу.
Москва, ул. Кржижановского, дом 13, корпус 1, кабинет №114.

Срок выполнения: 3 рабочих дня.
Государственная пошлина: 2 500 рублей за документ, оплачивается в рублях через отделение Сбербанка, нужно заранее распечатать и заполнить квитанцию.
Требуется: сам документ и квитанция об оплате госпошлины.

Скачать полезные документы:

В целом, процедура получения апостиля выглядит простой, имеет минимум бюрократии. Не требуется личное присутствие владельца документа или его доверенность. Поставить апостиль в этом случае сможет наш специалист максимально быстро и без лишней бумажной волокиты. Особенно, если вы живете за рубежом, ваш прилет в Москву будет не обязательным.

Консульская легализация в Минюсте России

Прохождение Министерства юстиции РФ является обязательным этапом в процедуре консульской легализации. Адрес отдела: Москва, Смоленский бульвар, дом 3/5.

Срок выполнения: 5 рабочих дней (без учета дня сдачи документов)
Госпошлина: отсутствует

Этапы оформления в Минюст РФ

Чтобы вам стало понятнее, вкратце раскроем каждый этап:

1) Оформление копии документа у нотариуса.
2) Перевод на официальный язык страны назначения.
3) Заверение подписи переводчика у нотариуса.
4) Удостоверение подписи нотариуса в Минюсте России (г. Москва).
5) Заверение в (г. Москва).
6) Консульское заверение в посольстве/консульстве иностранного государства в России.

Требование к нотариальным копиям:

  • Минюст принимает технические копии документов.
  • Минюст не принимает копию с копии документов.
  • Для доверенностей, соглашений и заявлений нотариальная копия не подойдет, эти документы Минюст принимает только в оригинале.

Можно ли легализовать документы, выданные российскими консульствами?

Да, документы, выданные в консульстве РФ в другой стране, можно легализовать через Минюст РФ. Для этого по стандартной схеме необходимо сделать нотариальную копию документа и нотариальный перевод. После чего прошитые нотариусом бумаги отнести за заверение Министерство юстиции.

Примеры документов, полученные в консульстве РФ, которые подлежат легализации через Минюст и .

Доверенность, составленная в консульстве РФ


Справка о месте работы и о выданных паспортах


Инструкция «Как самостоятельно заверить нотариальный перевод в Минюсте России»

  • посетите Минюст, лучше всего приехать к 9:00;
  • на проходной предъявите свой паспорт и запишитесь;
  • документы сдайте в окно «Прием документов»:
    — сообщите, для какой страны нужно легализовать каждую из них;
    — напишите на листочке свой сотовый телефон;
    — предъявите паспорт;
    — получите расписку.
  • через неделю можно забрать заверенные переводы, предъявив паспорт и расписку;
  • проверьте правильно ли оформлены переводы, у каждого документа должно быть сделано:
    — в конце подшит еще один лист формата А4;
    — на внутренней стороне листа 3 элемента: текст в прямоугольной рамке, подпись, печать;
    — на оборотной стороне листа 6 элементов: ленточка, красная круглая наклейка, гербовая печать, надпись «Пронумеровано, прошнуровано», написано количество листов и подпись.
  • если какого-то из этих элементов не хватает, прямо на месте просите, чтобы исправили.

Обновления
22-23 февраля 2016 г. все отделения Минюст РФ в Москве будут закрыты в связи с официальными праздничными днями.

5 и 8 марта 2016 г. Минюст РФ не работает в связи с празднованием Международного женского дня.

13 января 2017 года Минюст поменял требования к нотариальным копиям документов. Теперь нотариус помимо заверения подписи переводчика должен заверить его паспортные данные. Помимо этого Минюст сообщил, что будет принимать технические копии документов, но перестанет принимать копии с копий. Также доверенности, соглашения и заявления теперь будут заверять только в оригинале.

6 февраля 2017 года поменялись реквизиты на оплату государственной пошлины за проставление апостиля в Минюсте.

Напишите свой вопросы внизу этой страницы. Мы работаем 7 дней в неделю и всегда будем рады помочь вам с оформлением документов для любой страны.

Анастасия
Перушкова

Эксперт по легализации документов

Оформить документы

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.

Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».

Система органов Министерства юстиции РФ:

Центральный аппарат министерства юстиции.

Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

Подведомственные федеральные службы и агентства:

а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

Подведомственные учреждения и подразделения:

а. Судебно-экспертные учреждения.

б. Государственная регистрационная палата.

в. Научный центр правовой информации.

г. Российская правовая академия.

д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

Также система органов Министерства юстиции РФ отражена в таблице.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».

В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:

Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.

Деятельность в сфере юридической экспертизы.

Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.

Деятельность в сфере государственной регистрации.

Деятельность в сфере международно-правовых отношений.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

Федеральная служба судебных приставов - государственный орган исполнительной ветви власти, реализующий полномочия по обеспечении установленного порядка деятельности судов, деятельность по исполнению судебных актов и актов других органов государственной власти.

Система органов Федеральной службы судебных приставов представлена в этой таблице.

Правовую регламентацию деятельности Федеральной службы судебных приставов РФ осуществляют нормы права отраженные в следующих нормативных правовых актах:

ФЗ «Об исполнительном производстве».

ФЗ «О судебных приставах»

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

Задачами Федеральной службы судебных приставов РФ являются:

Деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции РФ, арбитражных судов РФ, КСРФ, ВСРФ, ВАС РФ.

Деятельность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов определенных (ссылка на статью ФЗ об исполнительном производстве) органов государственной власти и должностных лиц.

Деятельность по обеспечению исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным УПК РФ к

Федеральной службе судебных приставов присущи следующие полномочия:

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

Федеральная служба исполнения наказания РФ - государственный орган исполнительной ветви власти, осуществляющий деятельность по контролю в сфере исполнения уголовных наказаний, функции по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых лиц, а также, функции по их охране и конвоированию, контролю поведения условно осужденных лиц.

Система органов Федеральной службы исполнения наказания РФ представлена в этой таблице.

Федеральная служба исполнения наказаний РФ создана и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Указом Президентом РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

Задачами Федеральной службы исполнения наказаний являются:

Деятельность по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудим лиц.

Деятельность по контролю поведения условно освобожденных лиц.

Деятельность по охране прав и свобод осужденных и лиц, которые находятся под стражей.

Деятельность по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Деятельность по охране и конвоированию лиц, содержащихся под стражей.

Деятельность по созданию условий содержания под стражей в рамках правовых норм международного права.

Деятельность по организации осужденным помощи в социальной адаптации.

Деятельность по управлению территориальными органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний.

Loading...Loading...