Сколько краев в рф. Список федеральных округов и субъектов российской федерации

Россия - великая многонациональная держава, имеющая богатую историю. На территории страны проживает множество национальностей, у каждой свой язык и традиции. Количество субъектов в РФ так велико, как ни в одном государстве мира.

Существует несколько типов: города с федеральным значением, края, автономные области и округа, республики, области. Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.

Количество субъектов РФ (2014)

В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:

Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, - Севастополь. С 2003 года законодательно было закреплено 83 субъекта. Теперь их стало 85. Количество может меняться в связи с экономическими возможностями региона, численностью населения.

Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы. В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

Все субъекты РФ (количество общее - 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:

  • плотность и численность населения;
  • национальный состав;
  • размер территории.

Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем. Динамику экономического состояния и миграцию учитывают в регулярной переписи населения. четко разграничивает компетенцию между субъектами и РФ:

  • исключительное ведение РФ;
  • совместное ведение РФ и субъектов;
  • самостоятельное ведение субъектов.

Общие положения

Все единицы, входящие в общее количество субъектов РФ, имеют равные права на основании Конституции. Субъектами называют территориальные единицы верхнего уровня. Их сейчас в Российской Федерации числится 85. Сюда включаются края, автономные области, республики, автономные округа, области, города федерального значения.

В каждом субъекте помимо федеральных ветвей власти действуют исполнительные (глава, губернатор), законодательные (региональный парламент) и судебные (уставный, конституционный суд). Субъект имеет собственный устав или конституцию, свое законодательство, которое принимает региональный парламент.

В Совете Федерации присутствует два представителя от одного субъекта. Все субъекты РФ имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной федеральной власти. У субъектов нет права на выход из РФ. Они уполномочены решать вопросы, которые Конституция относит к ведению субъекта.

Статусы субъектов

Как уже говорилось выше, количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:

  • республики (со статусом государства);
  • автономные образования (автономные области, автономные округа);
  • области, города с федеральным значением, края.

Республики

В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести свое гражданство.

Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется. Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.

Города федерального значения, края, области

Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав - учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей - 46, краев - 9, городов федерального значения - 3). Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный - русский. Края, города, области имеют право на установление собственной символики - гимна, герба и флага.

Автономная область и автономный округ

Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют округ и Еврейская Они непосредственным образом входят в состав РФ.

Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.

Органы власти

Каждая единица из общего количества субъектов в составе РФ, независимо от имеющегося государственного статуса, имеет право создавать свои органы государственной власти. Структуру их можно создавать самостоятельно, но при этом обязательно учитывать общероссийские принципы организации власти. Такая система включает в себя представительные, а также входят сюда и судебные власти (суды).

Фактически представляют собой местный парламент и названия носить могут разные: в Республике Хакасия - Верховный совет, в Татарстане - Государственный совет, в Тверской области, Красноярском крае - Законодательное собрание, в Московской области - Дума и другие. Формирование представительных органов происходит на основе прямых выборов, которые проводятся посредством тайного голосования. Чаще всего они избираются на срок в четыре года. В некоторых местах существуют двухпалатные органы власти (к примеру, Свердловская область).

Что входит в их полномочия?

  • Принятие устава, Конституции.
  • Утверждение программ социального, экономического, культурного развития регионального уровня.
  • Принятие бюджета, отчетов о его исполнении.
  • Налоги и сборы субъекта.
  • Решение об изменении статуса региона.
  • Контроль над работой органов исполнительной власти, должностных лиц.

В РФ количество субъектов федерации достаточно велико, и в каждом есть собственная представительная и исполнительная власть. Последняя отличается разнообразием органов. В республиках министерство, комитеты и другие. Де-факто возглавляет республику президент.

В остальных типах субъектов разнообразие органов еще больше: администрация (иногда именуется правительством), главные управления, управления, департаменты, комитеты. В этой сфере действует исполнительная вертикаль, все ведомства подчиняются вышестоящим федеральным министерствам. Высшее должностное лицо здесь - губернатор или глава администрации, в Москве - мэр.

Органы судебной власти субъектов РФ

Мы выяснили, какое количество субъектов в РФ, на какие типы они делятся, какие работают. Что касается судебных властей, то здесь стоит сказать, что на всей территории РФ действуют разные суды:

  • Верховный суд республики.
  • Суд автономной области.
  • Областной, краевой.
  • Суд автономного округа.
  • Районный.
  • Арбитражный.

Три вида судов относятся к органам судебной власти:

  • Конституционный суд республики. Это действующее звено функционирует в большинстве республик. В суде разрешаются дела о соответствии актов деятельности местного самоуправления и государственной власти.
  • Уставной суд области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения. Иногда создается для того, чтобы рассмотреть вопрос о толковании устава, а также о соответствии местного законодательства и устава субъекта.
  • Мировые судьи числятся в составе общей юрисдикции. Данное звено в органах судебной власти находится в настоящий момент в стадии становления.

Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.

Федеральные субъекты РФ

Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:

  1. Республика.
  2. Область.
  3. Край.
  4. Автономный округ.
  5. Город фед. значения.
  6. Автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Состав

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Правовой статус

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.

Предметы ведения

В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время "парада суверенитетов". Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.

Наименование

Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.

Равноправие

Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.

Полномочия

Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.

Гарантии

Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.

Экономическая основа

Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:

  • Проведение выборов.
  • Вопросы образования.
  • Проблемы здравоохранения.
  • Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.

Субъект РФ – государственно-правовые образования, образующие в совокупности РФ. Конституция РФ 1993г. устанавливает 6 видов субъектов:

Республики в составе РФ - 21

Область - 49

Город федерального назначения - 2

Автономная область - 1

Автономный округ - 10

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

В состав РФ входят 21 республика, 6 краев. 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Обобщенно все составные части РФ называются субъектами. Таким образом, в состав РФ входят 89 равноправных субъектов.

В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика имеет свою конституцию, а остальные субъекты РФ – устав. На самом деле конституции республик и уставы остальных субъектов РФ имеют одинаковую юридическую природу и юридическую силу; и те и другие содержат конституционно-правовые нормы и принимаются самими субъектами РФ без утверждения или согласия федеральной власти, но не должны противоречить Конституции РФ.

Все виды субъектов РФ имеют свое законодательство, которое не может противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ.

Принцип государственной целостности конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ об единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ об единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ об едином экономическом пространстве РФ; в ст. 75 Конституции РФ об единой денежной единице РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Принцип единства системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77-78 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ конкретизируется в ст.

71-73 и 76 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Народы, населяющие Российскую Федерацию, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие – являются «титульными нациями», дающими наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т.д. Однако, например, такой крупный народ. как российские немцы, в настоящее время не представлен отдельной республикой. Автономия немцев Поволжья существовала с 1918 по 1941 г. С началом войны с гитлеровской Германией она была ликвидирована и более не восстанавливалась. «Титульными нациями» являются и некоторые многочисленные народы Крайнего Севера, дающие наименование субъектам РФ – автономным округам: Ненецкий автономный округ, Корякский автономный округ, Эвенский автономный округ и т.д. Большинство же народов РФ не представлены субъектами РФ. Несмотря на это, все они являются равноправными в культурном и гуманитарном отношении.

Все субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Основы конституционного строя России. Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, закрепила основы конституционного строя (глава 1).

Так, например, в Конституции закреплены следующие принципы:

· Россия – это демократическая республика, правовое государство; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

· Россия – социальное государство, обеспечивающее гарантированный минимум поддержки граждан;

· Россия – федеративное государство; оно состоит из республик, краев, областей, городов; все они равноправны между собой;

· государство обязано соблюдать и защищать права свободы человека и гражданина; гражданин не может быть лишен гражданства;

· народ является носителем суверенитета и источником власти. Свою власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· территориальная целостность России – незыблема; в стране обеспечивается единое экономическое пространство;

· Конституция и федеративные законы распространяются на всю территорию России и имеют верховенство; законы обязательно должны быть опубликованы, а неопубликованные законы – не применяются;

· все формы собственности признаются и защищаются равным образом;

· никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственных объединений перед законом;

· Россия – светское государство; никакая религия не является государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Еще по теме Субъекты РФ.:

  1. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
  2. § 2. Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права
  3. 8.4. Субъекты гражданского правоотношения. Граждане (физические лица) как субъекты
  4. Сравнительная таблица норм конституций (уставов) субъектов РФ, устанавливающих соотношение федерального законодательства и правовых актов субъектов РФ…
  5. 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного управления

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - полномочиями государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения(Москва и Санкт-Петербург).

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.(В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета.) Но республика — это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого след
ует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют госуд. символику — Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. - национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ
могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации.

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

12Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 11158 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор.

Административно-территориальное деление России

Н.-т.о. образуются в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административно-территориальной единице. В местах традиционного расселения малочисленных народов национальные административно-территориальные единицы могут также образовываться и в тех случаях, когда национальные группы не составляют большинства населения. Н.-т.о. создаются с целью создания благоприятных условий для развития национальной культуры и языка, сохранения среды обитания, традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств. Н.-т.о. могут обладать большими или меньшими административными полномочиями. На территории России иерархия Н.-т.о. представлена национальными республиками, автономными округами, областями.

См. также: Субъекты Российской Федерации

Источник: Словарь социолингвистических терминов

субъекты (регионы) Российской Федерации

Федеративное устройство России

Особенности субъектов РФ

Российскую Федерацию можно разделить на субъекты такие как:

  1. республики
  2. города федерального значения
  3. области
  4. автономные округа и автономные области

Каждый тип субъекта имеет свои особенности в конституционно-правовом статусе. Ссылки на статьи Конституции России помечены знаком[*]при наведении мыши вы увидите содержащие соответствующие положения.

Республика

  • в Конституции России охарактеризована как — государство [*]
  • статус Конституцией России определяется и своей конституцией [*][*]
  • наделен вправом устанавливать свои гос. языки [*]
Край, область и город федерального значения
  • статус определяется Конституцией России, а так же своим уставом, принимаемым краевым (городским или областным) законодательным (представительным) органом [*][*]
Автономная область
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области [*][*]
  • может быть принят федеральный закон об автономной области [*]
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа [*][*]
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе [*]
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью [*]

Расположение на карте

Снизу приведены сведения о количестве субъектов РФ и их территориальном расположении на карте.

Список федеральных округов в России

Федеральные округа в Российской Федерации созданы на основании Указа президента РФ В.В.Путина от 13 мая 2000 года под номером 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Ниже представлен список федеральных округов России и их расположение на карте.

№ Ном Название округа Официальный сайт Его площадь в км² Его население за 01.01.2014 [*] Субъектов РФ Административный центр
1 Центральный федеральный округ cfo.gov.ru 652,800 ↗38819874 18 Москва
2 Южный федеральный округ ufo.gov.ru 416,840 ↗13963874 6 Ростов-на-Дону
3 Северо-Западный федеральный округ szfo.gov.ru 1,677,900 ↗13800658 11 Санкт-Петербург
4 Дальневосточный федеральный округ www.dfo.gov.ru 6,215,900 ↘6226640 9 Хабаровск
5 Сибирский федеральный округ www.sibfo.ru 5,114,800 ↗19292740 12 Новосибирск
6 Уральский федеральный округ www.uralfo.ru 1,788,900 ↗12234224 6 Екатеринбург
7 Приволжский федеральный округ www.pfo.ru 1,038,000 ↘29738836 14 Нижний Новгород
8 Северо-Кавказский федеральный округ skfo.gov.ru 172,360 ↗9590085 7 Пятигорск
9 Крымский федеральный округ 27,161 ↗2342411 2 Симферополь

Типы субъектов РФ

Центральным элементом федерализма является наличие реальных прав субъектов Федерации, закрепленных в федеральной Конституции, в рамках которых они самостоятельны в определении своей собственной политической структуры.

Как правило, федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу Федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации.

Территориальный принцип построения Федерации означает, что субъектами Федерации являются определенные территории, независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип построения Федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности (наряду с другими), которая дает название данной автономии.

До подписания Федеративного договора 1992 г.

Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации признавались республики, автономные области и автономные округа. После заключения Договора в состав Российской Федерации вошли территориальные субъекты – края, области, города федерального значения.

Субъект Федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Сколько субъектов в РФ?

Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам:

не обладают суверенитетом;

не имеют права на отделение или сецессию;

граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;

перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Российская Федерация – это федерация, сочетающая в себе субъектов, организованных как по национальному, так и по территориальному признаку. Сейчас в России 83 субъекта. В науке конституционного права существует точка зрения, что российские республики обладают ограниченным суверенитетом.

Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникнет вопрос о переименовании субъекта Российской Федерации, то новое название субъекта включается в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, принятого им в установленном порядке (референдумом, решением законодательного или исполнительного органа).

Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы:

1) республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2) края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа и область;

3) автономные округа и автономная область: по их представлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в двойном подчинении – и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.

Несмотря на статусные различия субъектов Российской Федерации они обладают рядом важных признаков, унифицирующих их как социальные, правовые и светские государственные образования, являющиеся неотъемлемой частью Российской Федерации. К таким признакам относится:

наличие собственной конституции или устава, определяющих их в качестве субъекта федерации;

собственная территория;

собственная система органов государственной власти;

собственная правовая система, включающая в себя как нормативные акты органов государственной власти субъекта Федерации, так и акты органов местного самоуправления;

наличие собственной компетенции;

наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

представительство в федеральном парламенте;

признание права на международные связи и внешнеэкономическую деятельность;

право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

наличие собственной символики.

Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава Российского государства.

Это может происходить путем:

1) принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны»;

2) образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и вхождение в ее состав нового субъекта оформляются путем принятия федерального конституционного закона, но не в общем порядке законодательного процесса, а в специальном порядке. Субъекты права законодательной инициативы вносят предложение о конституционной поправке в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень наименований всех субъектов Российской Федерации. Для принятия данной поправки необходимо квалифицированное большинство обеих палат Федерального Собрания, но в отличие от других статей глав 3–8 Конституции не требуется одобрение законодательными органами двух третей субъектов Российской Федерации. Однако вопрос об изменении статуса субъекта не только юридический, но и политический, поэтому должен решаться чрезвычайно осмотрительно.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Россия – страна, обладающая обширной территорией. В ней проживает много национальностей, имеющих свои традиции и язык. Чтобы помочь сохранить культурам самобытность, в государстве существует разделение территории на края и республики.

Сегодня в состав России входит 85 субъектов. Количество республик может изменяться с течением времени. Это связано с волеизъявлением народа и изменением количества населения, проживающего на территории субъекта. До марта 2014 года в состав Российской Федерации входило только 83 субъекта. 14 марта к государству присоединились Крым и Севастополь .

Сколько субъектов насчитывается в РФ

Из-за изменения состава страны, количество субъектов увеличилось. На сегодняшний день их число составляет 85.

  1. Республика Адыгея.
  2. Республика Дагестан.
  3. Республика Чечня.
  4. Республика Северная Осетия (Алания).
  5. Республика Карачаево-Черкесия.
  6. Республика Ингушетия.
  7. Республика Кабардино-Балкария.
  8. Республика Алтай.
  9. Республика Чувашия.
  10. Республика Хакасия.
  11. Республика Татарстан.
  12. Республика Саха (Якутия).
  13. Республика Тыва.
  14. Республика Мордовия.
  15. Республика Карелия.
  16. Республика Крым.
  17. Республика Коми.
  18. Республика Удмуртия.
  19. Республика Марий Эл.
  20. Республика Калмыкия.
  21. Республика Бурятия.
  22. Республика Башкортостан.
  23. Хабаровский край.
  24. Камчатский край.
  25. Алтайский край.
  26. Краснодарский край.
  27. Забайкальский край.
  28. Ставропольский край.
  29. Приморский край.
  30. Красноярский край.
  31. Пермский край.
  32. Ивановская область.
  33. Амурская область.
  34. Воронежская область.
  35. Архангельская область.
  36. Вологодская область.
  37. Астраханская область.
  38. Владимирская область.
  39. Белгородская область.
  40. Иркутская область.
  41. Брянская область.
  42. Волгоградская область.
  43. Магаданская область.
  44. Калининградская область.
  45. Липецкая область.
  46. Калужская область.
  47. Ленинградская область.
  48. Кемеровская область.
  49. Курская область.
  50. Кировская область.
  51. Курганская область.
  52. Костромская область.
  53. Московская область.
  54. Псковская область.
  55. Мурманская область.
  56. Пензенская область.
  57. Нижегородская область.
  58. Орловская область.
  59. Новгородская область.
  60. Оренбургская область.
  61. Новосибирская область.
  62. Омская область.
  63. Томская область.
  64. Ростовская область.
  65. Тверская область.
  66. Рязанская область.
  67. Тамбовская область.
  68. Самарская область.
  69. Смоленская область.
  70. Саратовская область.
  71. Свердловская область.
  72. Сахалинская область.
  73. Ярославская область.
  74. Тульская область.
  75. Челябинская область.
  76. Тюменская область.
  77. Ульяновская область.
  78. Город федерального значения Москва.
  79. Санкт-Петербург.
  80. Севастополь.
  81. Еврейская автономная область.
  82. Ненецкий автономный округ (АО).
  83. Чукотский АО.
  84. Ямало-Ненецкий АО.

Ханты-Мансийский АО – Югра.

Субъекты РФ не похожи друг на друга. Они имеют:

  • Разнуючисленностьиплотностьнаселения;
  • Разную величину территории, входящую в их состав;
  • Разныенациональности, преобладающиенатерриторииреспублики.

Размер показателей может увеличиваться или уменьшаться с течением времени. Государство проводит периодический контроль за составом субъектов. Главным инструментом для выполнения действия служит перепись. С ее помощью удается понять динамику движения численности населения.

Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.

Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.

Замечание 1

В Российскую Федерацию включены:

  • Государства, входящие в Российскую Федерацию;
  • Государственные образования - автономная область и автономные округа;
  • Территориальные образования – края, области, города федерального значения.

На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.

На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Замечание 2

Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.

Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.

Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой , состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны. Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований.

Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.

Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.

Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей. Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств. Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.

Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:

  • республика;
  • край, область, город федерального значения;
  • автономная область, автономный округ.

Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):

Рисунок 1. Виды субъектов РФ

Состав субъектов Российской Федерации

По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.

Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.

Замечание 3

Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.

Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:

  • республики;
  • автономную область;
  • автономные округа, края и области;
  • города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.

  1. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
  2. Автономные образования – автономная область и автономные округа - являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
  3. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.

Основные принципы формирования Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации;
  • свободное региональное развитие субъектов РФ;
  • все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
  • все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
  • жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Определение 1

Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.

Loading...Loading...