Конституционные основы государственного устройства РФ. Функции, права и обязанности Президента РФ

Принципы государственного устройства Российской Федерации – это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на основе которых строится и функционирует РФ как федеративное государство.

К этим принципам относятся:

Принцип приоритета и равенства прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации;

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

Принцип государственной целостности РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (субъекты РФ не наделены правом на сецессию);

Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации;

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

Принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

7.3 Правовые основы преобразования структуры Российской Федерации

РФ не является закрытой по своей структуре. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Федерации. В настоящее время такой порядок урегулирован ФКЗ от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Под принятием в РФ нового субъекта подразумевается процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта предполагает процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Принятие в состав РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, при этом должны соблюдаться государственные интересы России, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

1. ФКЗ устанавливает условия и порядок принятия в РФ нового субъекта. Инициатором предложения должно выступить иностранное государство в целом. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу, а также Правительство РФ. Принятие решения происходит в результате подписания международного договора, которым могут быть урегулированы следующие вопросы: а) наименование и статус; б) порядок оптации; в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях; в) действие законодательства РФ на территории нового субъекта и др.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае, если КС признает его соответствующим Конституции РФ, он вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора.

2. ФКЗ установил порядок и условия образования в составе РФ нового субъекта. Образование нового субъекта возможно в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов РФ. В России варианты образования новых субъектов связывают с объединением автономных округов с областями, краями, в состав которых они входят, экономически слабых субъектов с сильными, сельскохозяйственных регионов с промышленными и т.д. ФКЗ предусматривает только одну форму – объединение граничащих между собой субъектов и исключает дробление России.

Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам, на территориях которых образуется субъект Федерации. Совместное предложение законодательных органов государственной власти субъектов РФ и высших должностных лиц заинтересованных субъектов об образовании в составе России нового субъекта направляется Президенту РФ. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта. Президент уведомляет об этом СФ, ГД и Правительство РФ.

В случае поддержки этой инициативы Президентом РФ вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение в соответствии с законами о референдумах в этих субъектах. Официальные данные представляются Президенту РФ, который вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе России нового субъекта. Он должен содержать положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта, положения о правопреемстве нового субъекта, формировании органов власти нового субъекта и т.д. ФКЗ принимается Федеральным Собранием в порядке, установленном ст. 108 и вступает в силу со дня его официального опубликования. В ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие «основы конституционного строя» является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется «Основы конституционного строя». В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл.1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Из содержания норм, входящих в гл. «Основы конституционного строя», прежде всего следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. В этой главе также закрепляются форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.

Согласно ст. 135 Конституции основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

1.1 Политическое устройство Российской Федерации

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

Народ - единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему в соответствии с Конституцией власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

В ст.13 Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В ст.13 п.5 установлено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

1 .2 Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы человека и граждан в Российской Федерации закреплены в гл.2 Конституции РФ. Традиционно они делятся в науке на три группы:

1) личные;

2) политические;

3) экономические, социальные и культурные.

Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни и др.

Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).

В соответствии со ст.55 в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В ст.56 закреплено, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21,23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ.

Согласно ст.60 гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Положения второй главы Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (ст.64).

1 .3 Структура и содержание федеральных конституционных органов власти

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент РФ - Глава 4 Конституции РФ;

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) - Глава 5;

Правительство РФ - Глава 6;

Суды РФ - Глава 7.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти, при принятии решений руководствуется волей большинства избирателей.

Президент РФ назначает высших должностных лиц государства, в т.ч. председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы РФ), заместителей председателя Правительства РФ и федеральных министров; назначает выборы Государственной Думы, референдум; подписывает, обнародует федеральные законы; издает указы и распоряжения; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и выполняет другие общегосударственные функции.

Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ, Указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

К ведению Государственной Думы относятся: решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по экономической реформе; реформе социального сектора, жилищной и строительной политики; реформе научной сферы отраслей инфраструктуры; национальной, региональной политике к сотрудничеству с государствами - участниками СНГ, правоохранительной деятельности; осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, указами Президента РФ.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону.

Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяется федеральным законом.

2 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

1) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов -равноправных субъектов Федерации;

2) республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ - устав и законодательство;

3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

2.1 Федеративное устройство Российской Федерации

Конституция 1993 г. закрепила Федерацию, состоявшую к тому времени из 89 равноправных субъектов, из которых 21 - республики, 1 - автономная область, 10 - автономные округа и 57 - края, области и города (Москва и Санкт-Петербург).

С учетом поправок, внесенных в Конституцию РФ, на сегодняшний день Российская Федерация состоит из 83 политико-административных единиц или субъектов Федерации: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округа, 9 краев, 46 областей, 2 города Федерального значения (ст.65). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное правовому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения.

Согласно ч.2 ст. 65 Конституции РФ принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

В соответствии с ч.5 ст.66 статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ст.67).

2.2 Разграничение и содержание предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

В Конституции РФ определены предметы ведения Российской Федерации (ст.71):

1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль над их соблюдением;

2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

5) федеральная государственная собственность и управление ею;

6) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

7) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

12) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования

13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

14) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

15) федеральное коллизионное право;

16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

17) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

18) федеральная государственная служба.

Согласно ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4) разграничение государственной собственности;

5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

14) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Положения вышеуказанной статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

При разграничении предметов ведения используется принцип делегирования полномочий, субсидарности. Высшая инстанция берет на себя лишь те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. Так обеспечивается взаимодополняемость управленческих функций.

В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Федеральный закон №95-ФЗ от 4 июля 2003 г. закрепил принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Этим актом установлен порядок принятия законов по предметам совместного ведения, основные принципы и порядок заключения договоров между органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а

также соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти, и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

2.3 Пути и способы укрепления федеративных начал в 2000-е гг.

конституционный строй государственный устройство

Период с 2000г. по настоящее время является продолжением процесса легитимизации федеративных отношений и проведением федеральными властями централистской политики в отношении властных полномочий и правотворчества субъектов РФ.

Первоочередными целями развития России в начале XXI века были выдвинуты создание эффективного, стабильного демократического государства; возвращение России статуса сильной державы, которая обладает авторитетом власти государства внутри страны и способной повлиять на политику других государств. Одним из действенных способов для достижения поставленных целей стоит отметить разумную организацию федеративного устройства России.

Совершенствование федеративных отношений выражается в повышении роли федерального закона и соответствующем снижении влияния двустороннего договора на регулирование системы разграничения власти по вертикали, который нарушает принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

Исполняя свои конституционные полномочия, в целях усиления координации государственной власти, а также в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президент РФ В.В. Путин Указом от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. №849 преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ, формируемый до этого лишь в нескольких субъектах РФ, в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В соответствии с вышеназванным Указом полномочные представители Президента РФ приобрели права координации и контроля за соблюдением Конституции РФ и федерального законодательства на местах. Другим Указом «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» от 10 августа 2000 г. №1486, изданным в 2000 году, Президент РФ предусмотрел создание федерального банка нормативно-правовых актов субъектов РФ, обязав Министерство юстиции вести федеральный регистр.

Другое направление развития федеративных отношений на современном этапе - введение института публично-правовой ответственности за нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также в активизации федеральной властью правовой политики перераспределения прав между Федерацией и её субъектами в пользу первой.

Налицо прогресс в «создании юридических предпосылок интеграции федерального и регионального законодательства, укреплении единства государственной власти в Российской Федерации»; с другой стороны, заметен дальнейший процесс централизации государственной власти и сужения прав субъектов РФ.

Преимущество федерализма в том, что он способен предлагать различный уровень децентрализации власти в зависимости социально-политической, исторической и иной ситуации в стране.

Централизация правового регулирования неизбежна, но нельзя не указать на то, что централизм не должен переходить в унитаризм. То есть укрепление централизованной модели федерализма не должно достигать той грани, когда собственно федерализм уничтожается и образуется унитарное государство.

В 2002г. администрация президента обратилась в представительство Европейского Союза в РФ с просьбой разработать рекомендации по укреплению федерализма в России. Евросоюз на эту инициативу с удовольствием откликнулся и объявил тендер на реализацию проекта «Федерализм и федеративные отношения в России» в рамках программы сотрудничества EC и России (TACIS).

Тендер выиграл консорциум в составе консалтинговых фирм Arcadis BMB (Голландия) и GOPA (Германия), Ассоциации муниципалитетов Голландии VNG International и российского Института права и публичной политики.

Главной сенсацией этого документа стал «однозначный вывод» европейских экспертов о том, что «происшедшее в 2003-2005 годах «стягивание» полномочий и ресурсов в федеральный центр оказало положительное воздействие на общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в России». В числе прочих нововведений Кремля авторы доклада фактически одобрили и «новый порядок избрания глав субъектов РФ», который, по их мнению, позволил «приглушить частные возражения руководства» регионов против новой региональной политики Москвы и «укрепить представления о силе центра».

Среди положительных моментов авторы доклада отметили тот факт, что предпринятое Кремлем в последнее время перераспределение полномочий частично сняло «конфронтацию между федеральным центром и субъектами федерации». Правда, при этом, по мнению экспертов, «расширение полномочий регионов прошло без необходимой правовой подготовки». В связи с чем европейцы выработали для России целый ряд рекомендаций, которые, впрочем, не подвергают сомнению базовые принципы отечественной федеративной реформы.

В частности, европейские эксперты предложили уточнить перераспределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями, законодательно прописав, какие из них передаются регионам в собственное ведение, а какие только делегируются (от этого зависят финансирование полномочий и контроль за их исполнением).

Кроме того, европейцы порекомендовали россиянам усовершенствовать межбюджетные отношения, создать институт разрешения споров между центром и регионами, а также включить региональные парламенты в процесс обсуждения Госдумой проектов федеральных законов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основы конституционного строя есть определенная характеристика конституционного строя, под которым понимают разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества.

Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической конституции и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика.

Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории «конституционное государство», обычно не пользуется термином «основы конституционного строя». Такой специальной главы нет в конституциях США, ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах. Конституция РФ включает отдельную главу об основах конституционного строя, скорее всего, с целью укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется переход от тоталитарного государства к демократическому.

ТЕСТЫ

1. Для федеративного государства не характерны:

1) однопалатный парламент

2) двухпалатный парламент

3) двухканальная налоговая система

Ответ: однопалатный парламент.

2. Форма правления в Российской Федерации:

1) президентская республика

2) парламентская республика

3) президентско-парламентская республика

Ответ: пр езидентская республика.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Закрепление основ конституционного строя в российской Конституции, отображение прав и свобод человека и гражданина, закрепление системы власти в Российской Федерации. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2010

    Основные принципы государственного устройства Российской Федерации. Правовое положение субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2010

    Понятие гражданства Российской Федерации. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации. Политические, социальные, экономические и культурные права и свободы гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2010

    Структура и содержание конституционно-правового учения о свободе, философская основа данного института. Понятие и классификация, разновидности основных конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, их законодательная база.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2009

    Признаки конституционных прав и свобод личности. Нормативное содержание и характеристика системы конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека. Гарантии и защита прав.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Сущность Верховенства Конституции и федеральных законов. Особенности системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2003

    Краткая история развития конституционного строя Германии. Общая характеристика конституции - структура, основы конституционно строя, статус гражданина, федеративное устройство и местное самоуправление. Система органов государственной власти в ФРГ.

    реферат , добавлен 24.11.2014

    Система конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации. Формы воздействия граждан на политическую государственную власть всех уровней. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Признание брака недействительным.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Краткая физико-географическая и демографическая характеристика РФ. Возникновение и развитие конституционных основ в России. Государственное устройство Российской Федерации. Конституционные принципы построения деятельности органов государственной власти.

Современный федерализм - это не только территориально- политическое устройство государства, но и форма государственного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, ибо она обеспечивает демократизацию и децентрализацию власти.

Сущность федерализма заключается в обеспечении территориально-политического единства Российской Федерации в сочетании с децентрализацией государственной власти на основе конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации между собой и в их отношении с федеральными органами власти. Коротко говоря, федерализм предполагает реальное распределение власти по вертикали.

Из сущности федерализма вытекают следующие основные принципы государственного устройства и управления в России.

1. Верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Народовластья.

3. Ответственности.

4. Обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

5. Разделения властей.

6. Демократического централизма.

7. Сочетания централизации и децентрализации управ­ления.

8. Гласности.

9. Законности.

10. Функционально-отраслевой.

11. Двойного подчинения.

12. Линейно-функциональный.

13. Сочетания единоначалия и коллегиальности.

14. Программно-целевой.

15. Делегирования полномочий.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федера­ции и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает, что в случаях расхождения за­конов субъектов Российской Федерации с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, действу­ет Конституция и федеральные законы. В случае противоре­чия между федеральным законом и нормативным правовым актом, субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Принцип народовластья устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ, волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.

Принцип ответственности требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государствен­ного и управления за невыполнение или не­качественное и несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий.

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражда­нина требует от должностных лиц и работников органов го­сударственного и управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституций Российской Федерации.

Сущность принципа разделения властей заключается в необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Поскольку государственная власть в Российской Федерации, источником которой является народ, едина и неделима, как и сам народ, то под принципом разделения властей следует понимать разделение единой власти на отдельные ее функции. Принцип разделения властей имеет долгую историю.

В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в ст. 10, в которой указывается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Другими словами, государственная власть в России разделяется на три власти, осуществляемые тремя органами власти.

Однако в следующей статье Конституции указывается, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Пра­вительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, получается, что государственная власть осуществляется четырьмя органами власти. Какую власть осуществляет Президент в Конституции прямо не указывается. Однако можно сделать вывод, что Президент, в соответствии с Конституцией, осуществляет верховную власть.

Принцип разделения властей действует и в самом законо­дательном органе власти, разделяя его на верхнюю и нижнюю палаты, что имеет место в основном, в федеративных государствах.

Принцип демократического централизма является важнейшим принципом государственного управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности органов управления.

Сущность этого принципа заключается в сочетании в государственном управлении демократизма как полновластии народа, его инициативы, выборности органов власти, их подотчетности населению, обеспечивающего развития самостоятельности и творческой активности органов местного самоуправления с централизацией как приоритетом интересов большинства, позволяющей осуществить единую общегосударственную политику в основных вопросах государственного и муниципального управления, с ответственностью каждого государственного и муниципального органа и должностного лица за порученное дело.

Главной проблемой реализации в государственном и муниципальном управлении принципа демократического централизма является оптимальное сочетание, мера централизма и демократизма. Главным в этой дихотомии является демократизм поскольку он формирует базу централизма.

Из принципа демократического централизма вытекает принцип сочетания централизации и децентрализации государственного и муниципального управления. Его сущность заключается в обеспечении согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения компетенции федеральных органов государственного управления, органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов муниципального управления.

Без осуществления гласности не может быть демократизма. Принцип гласности в государственном управлении имеет решающее значение. Этот принцип обеспечивает защиту общества от проявлений вседозволенности и безнаказанности органов государственного управления, а также должностных лиц.

Принцип гласности в государственном управлении требует обеспечения информированности граждан доступности обсуждения важнейших государственных вопросов, компетентного участия населения в принятии управленческих решений на основе изучения и учета общественного мнения.

В государственном управлении принцип гласности является способом осуществления прямой и обратной связи между органами управления и населением. Реализация принципа гласности обеспечивает рост активности граждан в оценке, подборе и выдвижении кадров в органы управления.

Реализация принципа гласности в управлении тесно связана с законом участия граждан в государственном управлении, обеспечивая включение широких слов граждан в государственное управление, особенно в случаях необходимости открытого, всестороннего обсуждения и принятия важных управленческих решений.

Принцип законности означает, что государственное управление является подзаконным, т.е. все действия, совершаемые органами управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, должны строго основываться на законодательных актах.

Подзаконность государственного управления имеет важное значение потому, что в целом ряде случаев органы управления наделяются полномочиями самостоятельной разработки и принятия общеобязательных правил поведения.

Взаимоотношения органов управления с гражданами и общественными организациями могут осуществляться строго в пределах их полномочий. Ни одни государственный орган, осуществляющий управленческую деятельность, не может сам изменять, расширять или сужать закрепленную за ним компетенцию.

Отраслевой принцип управления требует такую организацию управления, при которой за органом государственного управления закрепляются однородные, органически связанные по характеру производственной деятельности объекты управления. Например, предприятия коммунального хозяйства, учреждения культуры, здравоохранения, образования.

Отраслевая организация государственного управления позволяет укомплектовать аппарат органов управления специалистами, знающими теоретические и практические вопросы функционирования конкретной отрасли хозяйства, способными принимать оптимальное решение по управлению данной отраслью.

В результате отраслевой организации государственного управления повышается эффективность функционирования отраслей.

Функциональный принцип как составная часть функционально-отраслевого принципа формирует требование, в соответствии с которым на орган управления возлагаются полномочия по выполнению определенной функции госу­дарственного управления.

Например, экономические органы государственного управления выполняют функцию прогнозиро­вания и планирования (программирования) социально-экономического развития соответствующей территории, а также функцию контроля выполнения планов; статистические органы - функцию учета результатов работы хозяйства и т. п.

Принцип двойного подчинения в государственном управлении означает требование подчинения конкретного органа функциональной или отраслевой ком­петенции органу управления общей компетенции (прави­тельство, администрация) и соответствующему вышестоящему органу управления по вопросам его компетенции.

Принцип двойного подчинения, с одной стороны, направлен на обеспечение осуществления единой государственной политики в отраслевом и межотраслевом управлении, вырабатываемой федеральными органами управления. При этом органы общей компетенции субъектов Федерации и местного самоуправления осуществляют линейное управление соответствующими органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а федеральные органы реализуют функциональное управление этими органами. С другой стороны, федеральные территориальные органы, финансируемые из федерального бюджета (управления имуществом, финансовые, внутренних дел и др.) находятся в подчинении соответствующего органа общей компетенции субъекта федерации, муниципального образования, входят в его организационную структуру, что обеспечивает согласование проводимой федеральной политики с интересами субъектов федерации и муниципальных образований. В этом случае федеральные органы государственного управления устанавливают их задачи, т. е. осуществляют линейное управление. Органы управления общей компетенции субъектов Федерации и местного самоуправления определяют способы достижения этих целей и задач применительно к местным условиям, т.е. выполняют функциональное управление федеральными территориальными органами.

Линейный принцип предусматривает требование реализации линейных управленческих отношений, сущность которых, как ранее отмечалось, заключается в осуществлении связи между субъектом и объектом управления руко­водство - исполнение. Этот принцип предполагает прямое административное подчинение объекта субъекту управления по всем вопросам деятельности объекта. На основе линейного принципа управления формируется линейная орга­низационная структура органов государственного управления.

Функциональный принцип как составная часть линейно-функционального принципа предполагает требование осуществления функциональных управленческих отношений, заключающихся как уже говорилось, в реализации связи между субъектом и объектом управления руководства - исполнение на основе специализации управленческих работ, выполняемых на основе указаний квалифицированных специалистов, выступающих в роли функциональных руководителей.

На основе сочетания линейного и функционального принципов формируются линейно-функциональные организационные структуры органов государственного управления.

Сущность принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в государственном управлении заключается в том, что в государственном управлении осуществляется и единоначальное и коллегиальное управление.

Выбор каждого из них определяются характером объекта управления. Так, в управлении отраслью хозяйства применяется принцип единоначалия управления, в соответствии с которым управление отраслью осуществляет на федеральном или республиканском уровне министр, на краевом, областном, городском и районном - начальник управления или отдела. Такой подход определяется тем обстоятельством, что, с одной стороны, для управления однородными объектами, составляющих отрасль хозяйства, представляется возможным подобрать кандидатуру с высокими профессиональными знаниями и организаторскими способностями на должность руководителя отраслью хозяйства. С другой стороны возложить на руководителя всю ответственность за результаты деятельности отрасли.

При осуществлении межотраслевого (функционального) управления требуется применение принципа коллегиальности управления, означающего принятие управленческих решений большинством голосов членов органа управления. К коллегиальным органам управления относятся Правительство и комитеты.

Такой подход определяется тем обстоятельством, что межотраслевое управление, с одной стороны, требует наличия у руководителя различных профессиональных знаний, овладеть которыми одному человеку практически невозможно. С другой стороны, если министр примет ошибочное решение, то в этом случае ущерб будет нанесен одной отрасли хозяйства; ошибочное решение при межотраслевом управлении нанесет ущерб всем отраслям хозяйства или большинст­ву из них.

Коллегиальность принятия межотраслевых управ­ленческих решений значительно снижает риск принятия ошибочных решений.

Сущность принципа сочетания единоначалия и коллегиальность заключается также и в том, что при реализации единоначального управления важные принципиальные вопросы деятельности органа государственного управления обсуждаются специально создаваемыми совещательными органами - коллегиями. Коллегии принимают решения большинством ее членов в форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь правовыми актами руководителя органа управления.

Такие коллегии, например, создаются в федеральных министерствах, в составе минист­ра, его заместителей по должности, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае разногласий между коллегией и ее председателем последний проводит в жизнь свое решение соответствующим правовым актом. Вместе с тем председатель коллегии докладывает о разногласиях, а зависимости от формы подчинения Президенту или Правительству Российской Федерации. Члены коллегии имеют право сообщить этим лицам свое особое мнение по принятому решению.

Такой подход к роли коллегии как совещательного органа придает ее членам определенный правовой статус, положительно влияющий на эффективность принимаемых решений.

Сущностью программно-целевого принципа государственного управления является осуществление управления социально-экономическим развитием объекта управления на основе целевых программ.

Целевые программы предоставляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение четко сформулированных целей.

Существенной особенностью программно-целевого управления является наличие разработчиков программы и конкретных ее исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, строгое разграничение прав и ответственности между заказчиком, разработчиком и исполнителем программы, определение периода работы по программе и необходимых ресурсов для ее выполнения.

Для управления целевой программой на основе программно-целевого принципа управления формируется матричная структура органа государственного управления.

Принцип плановости государственного управления предусматривает необходимость разработки прогнозов, программ и планов социально-экономического развития соответствующего территориального образования, а также планов работы органа управления.

Сущность принципа делегирования полномочий заключается в предоставлении руководителем органа управления своим непосредственным подчиненным - заместителям, нижестоящим руководителям части своих прав и обязанностей для самостоятельного решения ими четко определенных вопросов, ответственность за которые остается за руководителем органа управления.

При делегировании полномочий осуществляется децентрализация управления, которая способствует своевременному принятию решений, а также создает условия руководителю органа управления для сосредоточения на решении перспективных и других первостепенных задач. Работники, которым руководитель органа управления делегировал часть своих прав и обязанностей, несут ответственность за их выполнение перед руководителем органа.

Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации

Принятие Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г. обозначило тот рубеж, на котором был узаконен радикальный разрыв с государственно-политической системой СССР, что в свою очередь заложило начало новой эпохи в развитии российской государственности. Как отмечается в преамбуле конституции, ее принятие обеспечило возрождение суверенной государственности России на основе принципов политической демократии.

Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1 конституции, определяют устои государственного и общественного устройства Российской Федерации. Так, в ст. 1 говорится: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Следовательно, Россия представляет собой государство, во-первых, федеративное, во-вторых, правовое и, в-третьих, основанное на республиканской форме правления. Здесь «федерализм», «политическая демократия» и «правовое государство» выступают в качестве составных частей единой модели государственного устройства.

В конституции нашли отражение такие основополагающие принципы политической демократии и правового государства, как политический и идеологический плюрализм, разделение властей, подчинение государственной власти праву и закону, выборность высших органов государственной власти и т. д. Центральное место в конституции занимает гарантия прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 2 говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. Как гласит ч. 1 ст. 15, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это значит, что она носит обязательный характер на всей территории Российской Федерации и для всех без исключения ее граждан. Обязанность соблюдать конституцию и федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе на органы власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц, независимо от их ранга и статуса.

Конституция обладает верховенством над законами и иными актами, принимаемыми на уровнях как федерации, так и ее субъектов, а также местного самоуправления. Законы и подзаконные акты, которые противоречат ей, не могут иметь юридическую силу. Поэтому она олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти, гарантию единства и неделимости государства.

Как указывалось выше, одним из ключевых принципов демократического государства является горизонтальное разделение власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Законодательное собрание, избираемое на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования, рассматривается в качестве одного из ключевых составляющих структурной организации политической демократии. Этот принцип получил легитимизацию в ст. 10 конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Для федеративного государства, как правило, характерна двухпалатная структура Законодательного собрания. Две палаты отличаются

по своим функциям, властным прерогативам, а во многих случаях и по способу избрания их депутатов. Если нижние палаты, как правило, формируются посредством прямых выборов, то верхние палаты в разных странах комплектуются по-разному. В этом плане не является исключением и российский парламент - Федеральное Собрание, которое также имеет двухпалатную структуру: Совет Федерации и Государственную Думу.

Несмотря на то что Конституция Российской Федерации не определяет, как это принято в некоторых странах, палаты по принципу «верхняя» и «нижняя», все же по аналогии с парламентами других стран Совет Федерации можно назвать верхней, а Государственную Думу - нижней палатой. Но при этом обе эти палаты призваны решать задачу обеспечения действенной системы «сдержек и противовесов», имея своей целью блокировать возможность установления господства какой-либо одной из ветвей власти.

В соответствии со ст. 95 конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации, назначаемые соответственно администрацией и Законодательным собранием каждого из субъектов федерации. По принятым в научной литературе критериям Совет Федерации призван обеспечивать так называемое территориальное (или, как иногда называют, географическое) представительство. Государственная Дума, депутаты которой избираются путем всеобщего, прямого, тайного голосования, в свою очередь обеспечивает политическое представительство или представительство интересов населения Российской Федерации в целом. Тем самым подчеркивается, что Государственная Дума представляет весь российский народ, независимо от того, в каких субъектах избраны депутаты. Число депутатов в Государственной Думе составляет 450 человек.

Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на нее возложены основные обязанности по принятию федеральных законов. Именно в Государственной Думе начинается законодательный процесс, поскольку, согласно ст. 105 конституции, федеральные законы принимаются Государственной Думой. В случае принятия Думой того или иного закона во всех трех чтениях он направляется в Совет Федерации, который вправе одобрить или отклонить его. Продолжая законодательный процесс, начатый Государственной Думой, Совет Федерации как бы подвергает своеобразной проверке профессиональный уровень принимаемых ею законов.

Закон, получивший одобрение Совета Федерации, передается на подпись президенту, который вправе наложить на него вето, если,

по его мнению, он не соответствует конституции Российской Федерации. В таком случае закон в установленном Конституцией порядке вновь рассматривается и Государственной Думой, и Советом Федерации, и если он получает поддержку конституционного большинства, т. е. 2/3 депутатов, то подлежит обязательному подписанию президентом.

Государственная Дума дает согласие на назначение главы правительства большинством голосов членов Думы. Она осуществляет контроль за деятельностью правительства и в соответствии с ч. 3 ст. 117 конституции вправе поставить вопрос о доверии ему. Однако вынесение вотума недоверия не обязательно влечет автоматическую отставку правительства, поскольку решение этого вопроса входит в компетенцию Президента Российской Федерации. Единственный случай назначения председателя правительства без согласия Государственной Думы предусмотрен ч. 4 ст. 111, согласно которой в случае трехкратного вынесения вотума недоверия правительству президент вправе либо отправить его в отставку, либо распустить Государственную Думу, назначив в течение трех месяцев новые выборы.



Президент не имеет права распустить Государственную Думу в следующих случаях:

В связи с выражением ею недоверия Правительству Российской Федерации в течение года после ее избрания;

С момента выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

В период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

В течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Государственная Дума наделена также полномочиями утверждать и освобождать от должности председателя Центрального банка России и Уполномоченного по правам человека, объявлять амнистию, выдвигать обвинения против Президента Российской Федерации и отрешать его от должности.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т. д. Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением государственного бюджета. Члены Правительства Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать

на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентом палат.

Что касается законодательных и представительных органов субъектов федерации и муниципального управления, то по вопросам их исключительного ведения они вправе принимать законодательные акты независимо от Федерального Собрания, но в рамках конституции и законов Российской Федерации.

Введение

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего, тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию которая устанавливает в частности основы конституционного строя государства, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами.

Основная цель работы рассмотреть национально-государственное и политико-территориальное устройство России. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Основы государственного устройства Российской Федерации;

Общая характеристика субъектов Российской Федерации;

Основы государственного устройства Российской Федерации

Конституция как основной закон государства закрепляет основы конституционного строя, одним из элементов которых выступает форма государственного устройства.

Проблемы территориальной организации государства традиционно находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. На сегодняшний день в силу ряда субъективных и объективных факторов, возникших в отдельных странах мира (разрушение СССР, раскол Югославии и др.), актуальность учения о формах государственного устройства приобрела новое звучание. Что, в свою очередь, способствовало обострению интереса современных исследователей к теоретическим и практическим проблемам территориальной организации государства и привело к появлению самых разнообразных подходов к определению понятия и классификации формы государственного устройстваАбдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. М., 1994; Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2000; Чистяков О.И. Об "организации государственного единства" вообще, России в частности и в особенности // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 3 и др..

В конце XX в. в литературе усилился критический подход к определению понятия "форма государственного устройства", взамен которого современные исследователи предлагали понятия "территориальное устройство государства", "национально-государственное устройство", "территориальная организация государства", "территориальная организация публичной власти", "территориально-политическая организация государства", "система разделения властей по вертикали" и многие другие.

Однако в целом авторы признавали, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993 - 1995. Т. 2. С. 352 - 353; Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996. С. 729. Практически все существующие на сегодняшний день подходы подвергаются критике, так как многие из перечисленных терминов не лишены недостатков. Например, понятие "государственное устройство" является весьма неопределенным, не отражает существа обозначаемого им института, т.е. не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 161 - 162. В.Е. Чиркин допускает использование данного термина лишь в силу преемственности.

Термин "национально-государственное устройство" не является универсальным: им можно обозначать устройство только тех многонациональных государств, население которых исторически сгруппировано в пространстве по этническому принципу.

По мнению В.В. Лазарева и С.В. Липеня, термин "государственное устройство" кроме употребления в узком специально-юридическом смысле может использоваться и более широко - как характеристика в целом государственного строя страны. Именно это обстоятельство и предопределяет его не вполне удачное применение в узком смысле. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2000. С. 126.

Другие авторы, напротив, используют в своих работах привычный термин "форма государственного устройства". Так, например М.Н. Марченко под формой государственного устройства понимает "внутреннее деление государства на составные части - административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства". Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002. С. 306.

Форма государственного устройства - это не некое застывшее, установившееся в данный момент явление, а постоянно развивающееся, изменяющееся в связи с изменениями экономических и социально-политических условий жизни общества явление. Демина Т.А. Развитие понятия формы государственного устройства в конституционных проектах Российской империи и Конституциях СССР // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 7. С. 12 - 15.

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов России (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции).

До подписания Федеративного договора Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации были республики, автономные области и автономные округа. Российская Федерация после принятия Конституции 1993 г. образована по территориально-национальному принципу, что предопределяет некоторые особенности статуса различных субъектов Федерации.

В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 г. число субъектов Российской Федерации значительно возросло. Изменились их наименования и правовой статус. В число субъектов Российской Федерации вошли 49 областей и шесть краев, а также два города федерального значения. Статус республики, кроме 16 бывших автономных республик, приобрели четыре автономные области - Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская, и из автономных областей осталась только одна - Еврейская. В 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику.

10 апреля 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ. 15 февраля 1994 г.

До подписания Федеративного договора РСФСР не была федеративным государством в общепризнанном смысле этого слова. Автономные республики, автономные области и автономные округа не были решающим фактором, определявшим федеративный характер страны. Края и области, в которых проживало более 80% населения, оставались административно-территориальными единицами, отсутствовало разграничение предметов ведения и полномочий между ними и центром.

Летом 2001 г. ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром.

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Наименования субъектов Федерации в Конституции Российской Федерации даны в том виде, как они определены ими самими, т.е. в конституциях республик, в уставах других субъектов Федерации или в иных нормативных актах.

Таким образом, на март 2008 г. в состав Российской Федерации входят 84 субъекта, в том числе: 21 республика; девять краев (изменился состав Красноярского края, появились Камчатский край и Забайкальский край), 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область, пять автономных округов (Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономный округ и Эвенкийский автономный округ вошли в состав Красноярского края, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край).

Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва (более 9 млн. человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн. человек) и Краснодарский край (более 5 млн. человек) - входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва - 307 тыс. человек, Республика Калмыкия (Хальмг Тангч) - 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек.

Особенности субъектов не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Практика изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ пока отсутствует. В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции России).

Loading...Loading...