Совокупность прав и обязанностей граждан в сфере управления. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в российской федерации

Понятие административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина Украины определяется объемом и характером административной правосубъектности, которую составляют административные правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность - это признание законом за гражданином фактической возможности являться субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная правоспособность возникает с момента рождения человека. Ее объем устанавливается и изменяется с помощью административно-правовых норм. Она подтверждается документами о гражданстве - паспортом гражданина Украины, а для лиц до 16 лет - свидетельством о рождении.

Правоспособность не может быть ограниченной или отчужденной, от нее невозможно отказаться добровольно (поскольку такой отказ не имеет юридической силы). Правоспособность человека создает юридическое понятие личности и гражданина. Только в случаях, предусмотренных уголовным или административным законодательством, гражданин может быть лишен какой-либо части административной правоспособности - права перемещения, лишения родительских прав и т.п.

Административная дееспособность граждан является второй составной частью административной правосубъектности. При этом административная правоспособность является основой административной дееспособности граждан, поскольку создает условия, при которых реализуются их субъективные права и обязанности. Административная дееспособность - это признанная законодательством способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять права и выполнять обязанности административно-правового характера. Гражданин считается полностью дееспособным при достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем и при достижении 16-летнего возраста у гражданина возникает административная дееспособность: получение паспорта и соблюдение правил паспортной системы, охрана природы и т.п. В некоторых случаях административная дееспособность может наступить и до достижения человеком 16-летнего возраста (право на труд).

Права и обязанности граждан можно условно разделить на две группы:

а) указывающие на положение человека в социальной структуре государства; они связываются не с момента рождения, а с достижением определенного возраста (избирательное право, право и обязанность воинской службы) - так называемые уставные права;

б), позволяющие гражданину реализовать имеющиеся права - личные, социально-экономические. Они называются адекватными. Права и обязанности обеих групп в совокупности создают понятие: правосубъектность.

Совокупность прав и обязанностей граждан в сфере управления

Объем конкретных субъективных прав и обязанностей связан с течением времени, изменением жизненных условий. Реализация прав и выполнение обязанностей обеспечивается государством через их юридическое оформление, а также ответственностью за их соблюдения как самих граждан, так и государственных органов, государственных служащих. Большое значение имеет защита этих прав со стороны граждан через право на жалобу (административную или судебную).

а) права на участие в государственном управлении и социально-политическую активность: на государственную службу, внесение предложений, получение необходимой информации и документов в установленной форме, проведение собраний, митингов, демонстраций, создавать общественные объединения или входить в их состав и др.;

б) права на получение помощи от соответствующих компетентных организаций: на медицинскую, санитарно-эпидемиологическую помощь, бесплатное пользование определенными благами (библиотеками, парками и пр.), пользование транспортом, получение платных и других услуг;

в) права на защиту: в административном порядке (административная жалоба, административно-юрисдикционное производство), судебном порядке (жалоба, иск), лично гражданином (необходимая оборона).

Взаимодействуя с органами исполнительной власти граждане реализуют прежде всего такие права: на участие в управлении; на объединение; на проведение митингов, демонстраций, собраний; на личные или коллективные обращения в государственные органы; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на перемещение; на информацию; на возмещения убытков, причиненных незаконными действиями государственных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Обязанности граждан в сфере государственного управления можно разделить да две группы. Первая группа - это так называемые абсолютные обязанности, не зависимые от конкретных обстоятельств и вытекающие из действующих норм Основного Закона и законодательных актов государства. К ним относятся обязанности: соблюдать Конституцию и законы Украины, а также государственную дисциплину; охранять интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Родину; охранять природу, ее богатства; платить налоги; способствовать охране порядка; сохранять исторические памятники и другие культурные ценности.

Вторую группу составляют относительные обязанности, возникающие из правомерных действий, направленных на приобретение каких-либо прав или их сохранение. Такие обязанности не являются постоянными, например, права абитуриента, владельца транспортных средств, читателя библиотеки и пр.).

К обязанностям граждан можно также отнести такие, которые возникают в связи с правонарушениями (например заплатить штраф, возместить ущерб).

Некоторые обязанности граждан возникают в связи с их деятельностью: государственная служба, принадлежность к общественным объединениям и др. Таким образом, конкретный объем обязанностей регулируется многими нормативными актами административно-правового характера. Их невыполнение обусловливает привлечение виновных граждан к юридической ответственности.

Cтраница 1


Совокупность прав, обязанностей и ответственности работников, определяющая их трудовые функции и границы компетенции, составляет должность. Она закрепляется за работниками и делает их должностными лицами.  

Приобретаемая туристом совокупность прав, как правило, оформляется в виде путевки. В связи с этим оборот от реализации продукции у туристической фирмы отражается в момент продажи путевки, а не тогда, когда турист совершит поездку по данной путевке.  

ЧАСТНОЕ ПРАВО - совокупность прав, распространяющих свое действие на частных лиц, граждан, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. К частному относится и торговое право. Частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Основу частного права составляет гражданское право.  

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА - совокупность прав и обязанностей (полномочий) государства и всех, входящих в него территориальных образований в области бюджетной деятельности; осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти. Применительно к РФ Б.п. подразделяются на бюджетные права РФ, бюджетные права субъектов РФ и Б.п. муниципальных образовании.  

ЧАСТНОЕ ПРАВО - совокупность прав, распространяющих свое действие на частных лиц, граждан, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, семейные отношения. К частному относится и торговое право. Частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Основу частного права составляет гражданское право.  

Оперативно-хозяйственная самостоятельность находит выражение в совокупности прав по самостоятельному решению широкого круга вопросов экономического стимулирования, маневрирования ресурсами и в закреплении за предприятием основных и оборотных средств.  

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.  

Гражданин - это лицо, наделенное совокупностью прав и обязанностей: на земельный участок, на участие в общественной жизни страны, военной службы, участие в торжествах и празднествах - это патриот своей страны. Демократия осуществлялась через систему государственных органов: законодательная власть - экклессия (народное со-и Буле (Совет 500), исполнительная - магистратуры, судебная - Гелиэя I и снова экклессия.  

Административная организация опирается на должностную иерархию (совокупность прав и обязанностей работников) и на структуру власти.  

Иными словами, иностранные авторы наделяются той же совокупностью прав, что и авторы, являющиеся гражданами данного государства. Поэтому, например, российские авторы на территории других государств могут пользоваться и такими правами, которых они не имеют на территории России.  

Крылова, Ценная бумага - вещь, документа или совокупность прав.  

Крылова, Ценная бумаага - вещь, окумент или совокупность прав.  

Достоинство данной формулировки - универсальность, позволяющая охватить всю совокупность прав, которые в принципе могут быть отнесены к ИС, а основной недостаток - аморфность, затрудняющая практическое использование. Поэтому костяк совокупности прав, которые в принципе могут быть отнесены к интеллектуальной собственности, составляют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.  

Обращающиеся на рынке ценных бумаг финансовые ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет (как в макроэкономике, так и на рын е ценных бумаг) системообразующую функцию, которая будет непрерывно изменяться в связи с меняющимися экономическими условиями.  

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод.

Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения раздела 2Ст. 10-39 Конституции РК. Однако, этими элементами не исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РК. Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом, закрепленный в ст. 14: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12. Правовой статус личности - совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации.:

  1. 39. Основы правового статуса человека и гражданина. Различие понятий человек, гражданин, личность
  2. 16. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
  3. 42. Система прав и свобод человека и гражданина. Международная защита прав человека.
  4. 85.Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.
  5. 13. Формирование понятия «права человека» и становление законодательного закрепления политических, гражданских и социальных прав человека, его обязанностей в России в ХIХ-начале ХХ вв.
  • 15. Основания и порядок приобретения гражданства рф. Двойное гражданство (Харченко)
  • 16. Основания и порядок прекращения гражданства рф (Харченко)
  • 17.Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции рф (Харченко)
  • 18. Конституционные гражданские (личные) права и свободы (Сидорова)
  • 19. Социально-экономические и культурные права и свободы (Сидорова)
  • 20. Политические права и свободы (Сидорова)
  • 21. Обязанности человека и гражданина (Сидорова)
  • 22. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (общие и юридические) (Сачкова)
  • 1. Защита прав и свобод - обязанность государства
  • 2. Самозащита прав и свобод
  • 3. Судебная защита
  • 4. Международная защита
  • 5. Возмещение вреда
  • 6. Неотменяемость прав и свобод
  • 7. Возраст
  • 1. Гарантии подсудности
  • 2. Право на юридическую помощь
  • 3. Презумпция невиновности
  • 4. Запрет повторного осуждения
  • 5. Недействительность незаконно полученных доказательств
  • 6. Право на пересмотр приговора
  • 7. Гарантия от самообвинения
  • 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
  • 9. Запрет обратной силы закона
  • 23. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в рф (Сачкова)
  • 24. Конституционные принципы российского федерализма и проблемы их реализации (Сачкова)
  • 25. Конституционно-правовой статус Российской Федерации (Сачкова)
  • 26. Конституционно-правовой статус республики в составе рф (Гладких)
  • 27. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения (Гладких)
  • 28. Конституционно-правовой статус автономной области, автономных округов в составе рф (Гладких)
  • 29. Конституционно-правовые основы образования в составе рф нового субъекта (Гладких)
  • 1 Этап. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 2Этап. Проведение референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 3 Этап. Разработка проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 4Этап-Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
  • 30.Понятие и система органов государственной власти в рф (Чепрасов)
  • 31. Избирательная система: понятие, виды, применение в рф (Кузьмина)
  • 34. Правовое регулирование референдумов в рф (Шмакова)
  • 36. Правовой статус общественных объединений в рф (Шмакова)
  • 37. Правовой статус политических партий в рф (Шмакова)
  • 38. Конституционно-правовой статус Президента рф и форма правления в России (Шмакова)
  • 39.Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф (Чепрасов)
  • 40. Порядок выборов депутатов гд фс рф (законодательные новеллы) (Кузьмина)
  • 41. Государственная Дума Федерального Собрания рф: компетенция, акты (Чепрасов)
  • 42.Структура и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания рф (Чепрасов)
  • 43. Совет Федерации: компетенция, акты (Ширнина)
  • 44. Законодательный процесс в фс рф: понятие стадии (Петелина)
  • 45.Правовой статус депутатов гд и членов сф (Петелина)
  • 46. Организация законодательной власти в субъектах рф (Петелина)
  • 47. Конституционные основы судебной власти в рф (Голынская)
  • 48. Конституционный Суд рф: состав, порядок формирования, компетенция, виды и юридическая сила решений (Голынская)
  • 49. Конституционные основы местного самоуправления в рф: понятие, система (Голынская)
  • 50. Система и компетенция органов местного самоуправления (Голынская)
  • Вопрос 23. Правовые акты управления: понятие, особенности, виды и предъявляемее требования (Лебедева)
  • 24. Административный договор. Понятие признаки виды (Лебедева)
  • 32. Административный процесс. Понятие виды особенности (Лебедева)
  • 39. Рассмотрение дела об административном правонарушении (Петелина)
  • 40. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: понятие, виды (Ширнина)
  • 41. Исполнение постановления о наложении адм наказания: понятие, этапы (Ширнина)
  • 42. Понятие и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти (Лебедева)
  • 17.Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции рф (Харченко)

    Кутафин:

    Глава 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

    В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

    Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

    В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

    В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

    Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.

    Различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

    Вместе с тем понятие "свобода" в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

    Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

    Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

    Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом - рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п.

    Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права - в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

    Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

    Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

    Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

    К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.

    В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

    Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.

    Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

    Баглай:

    Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.

    Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что

    перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 55) по этому поводу говорится:Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще-

    признанных прав и свобод человека и гражданин≫. Ясно, что если бы эти другие, да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие

    права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

    Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

    Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

    Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.

    В то же время конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера

    свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.

    Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает тотальной зарегламентированноти. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства - в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство выясняют отношения по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает)соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных

    людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.

    Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

    Конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

    Судебная защита (суды общей юрисдикции и арбитражные суды);

    Административные действия органов исполнительной власти;

    Законная самозащита человеком своих прав;

    Международно-правовой механизм.

    В ряде стран этот механизм носит более разветвленный характер, будучи дополнен административной юстицией (административные суды, квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), а также трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе и между работниками и государством). Однако в Российской Федерации эти формы правозащитной деятельности государства пока не получили развития, административные споры рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

    Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае

    привлечения к суду и др.

    Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.

    К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни и др.

    В сфере правового регулирования важное концептуальное значение имеет вопрос о субъектах права. Однако в юриспруденции есть некое смещение понятий «правовой статус», «правовое положение», «правосубъектность» и даже «правовой режим».

    Как и всегда, есть два берега на которые делятся практически все ученые. Одна половина говорит, что данные понятия и есть ничто иное, как синонимы. А другая полностью этому противоречит. Анализируя эти две стороны, я пришел к выводу, который аналогичен умозаключению А. Ю. Якимова, о предпочтительности использования различных наименований для обозначения правового состояния абстрактного субъекта права и правового состояния реального лица, могущего вступать и вступающего в правоотношения.

    В.П. Грибанов отмечает, что «правовой литературе известны четыре группы прав, принадлежащие определенному лицу. Это конституционные права граждан, правоспособность и дееспособность граждан и организаций, права граждан и организаций, принадлежащие им как участникам гражданских правоотношении, а также правомочия, входящие в состав субъективных гражданских прав».

    Конституционное (основное) право - это закрепленная в Конституции и гарантированная государством возможность, позволяющая каждому гражданину пользоваться предоставленными ему благами в своих интересах. А многие из них регламентированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., различных пактах о правах человека, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

    Социальные права составляют основы правового положения граждан. Основными эти права являются не только согласно источникам, в которых они закреплены, но и, прежде всего, по своему содержанию. Основными конституционные права и обязанности являются потому, что опосредуют наиболее значимые и принципиальные отношения между обществом и его членами, между государством и его гражданами.

    Специальный правовой статус - это совокупность прав и обязанностей, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности, которые принадлежат определенному кругу лиц и характеризуют их специфику. Например, это несовершеннолетние, граждане-предприниматели, владельцы источников повышенной опасности и т.д. «Специальный субъект или носитель какого-либо специального признака, который и обособляет статус конкретного субъекта среди прочих субъектов, тождественных ему по целому ряду других признаков, известен любой отрасли права».

    Понятия «общий статус», «специальный статус», «индивидуальный статус» являются однопорядковыми по сути, но они различаются содержанием прав, которые в себя включают. Но, по моему мнению, термин «специальный статус» при дифференциации статусов гражданина больше подходит и полностью отвечает своему назначению.

    А.Ю. Якимов убедителен в своем выводе о том, что, говоря о правовом состоянии конкретного (персонально определенного) лица, вместо термина «конкретный индивидуальный правовой статус» целесообразно применять иной термин - «правовое положение».

    Правовое положение физического лица определяется совокупностью прав и обязанностей, которые гражданин приобрел как участник реальных правоотношений и одновременно как обладатель прав и обязанностей, отражающих содержание общего правового статуса и различных специальных правовых статусов, которые соответствуют его социальному положению.

    От понятий «правовой статус», «правовое положение» следует отличать понятие «правовой режим», обозначающее начала, принципы, на которых базируется правосубъектность физических лиц. Такими началами являются равенство, недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и др. К примеру, в соответствии со ст. 1196 ГК РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В данном случае - для определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства - установлен национальный режим.

    Примечания

    1. Якимов А.Ю. Статус субъекта права: (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4. С. 7.
    2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 1999. С. 504-505.
    3. Е. Г. Белькова. Право и за конодательство. Статус субъекта права.
    Loading...Loading...